Сейчас во многих продуктовых маркетах продаются вроде бы абсолютно постные продукты: сушки, галетное печенье. А на обороте пачки скромный знак латиницей - "cosher", то есть кошерная пища, особо приготовленная и, скорее всего, благословленная раввином. Можно ли принимать ее вообще и тем более в Великий пост. Батюшки нашего храма к единому мнению не пришли. Так, настоятель во время воскресной проповеди обратил внимание о неприятии этого продукта православными, ну а молодой батюшка в этом вопросе либерален. Это у нас в провинции. Хотелось бы узнать что по этому поводу думают в митрополии (столице).
Дорогой Владимир!
И у нас в митрополии среди духовенства есть как строгие консерваторы, так и творческая молодежь, поэтому неизбежно разномыслие по данному вопросу. Это не должно пугать, так как руководящим принципом церковной жизни по-прежнему остаются слова св.Викентия:
"В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь".
Ревнители обычно ссылаются на 11-е правило 6-го Вселенского собора:
"Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемыя иудеями". Однако в нем запрет установлен не на всю пищу, а лищь на опресноки (мацу) – пресные ритуальные лепешки. Апостол Павел в вопросе о чистоте пище предупреждает об ином:
"Некоторые до недавнего времени ещё поклонялись идолам, и когда они едят жертвенное мясо, то считают это поклонением идолам, и их чувствительная совесть становится нечистой. Но пища не приблизит нас к Богу. Если мы не едим, то нам нисколько не хуже; как если и едим мы, то нам нисколько не лучше" (1Кор.8, 7-8). И дальше Апостол уже прямо указывает, что надо подходить к вкушению пищи
с разумением:
"Ешьте любое мясо, продаваемое на мясном рынке, не задавая вопросов, вызываемых укорами совести, ибо "земля и всё на ней принадлежит Господу". Если неверующий пригласит тебя и ты решишь пойти, ешь всё, что ставят перед тобой, не задавая вопросов из-за угрызений совести. Но если кто-то скажет тебе: "Вот мясо, которое было предложено в качестве приношения", то не ешь его ради блага того, кто сообщил тебе об этом, и ради собственной совести". (1Кор.10, 25-28). Исходя из этого и следует поступать нам, христианам.
Лично думаю, что сегодня никакого ритуального значения кошерные "знаки качества" не имеют - это всего лишь ловко продуманный маркетинговый ход по продвижению товаров и вытеснению конкурентов. Ритуальный кошерный убой скота во многих европейских странах запрещен защитниками животных. Мода на кошерные продукты насаждается назойливой рекламой, рождаются мифы об их особенной пользе для здоровья. В настоящее время на Западе рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей, а теперь проникает и к нам. Сегодня рекламируются даже "кошерные" сотовые телефоны! Очевидно, продажа товаров со "знаком качества" приносит коммерческую выгоду не только их поизводителям, но и тем, кто выдает сей "ярлык" - отсюда и решайте, стоит ли нам покупать кошерные товары. Попутно решается еще одна многовековая проблема - так коренному этносу постепенно прививается толерантное отношение к еврейскому национальному меньшинству.