Колдовство - это реальность. Почему Вы его называете суеверием?

Святая Русь
Православный христианин
Еще надо добавить, что был период в Церкви, когда отрицалось существование колдовства. Об этом Игумен N: "Однако есть и другая крайность. Среди православных, причем хорошо образованных людей, достаточно широко распространено противоположное, хотя и довольно поверхностное мнение о том, что магического воздействия, способного причинить вред (порчу) человеку, вообще не существует. Подобное мнение, в основном, базируется на посылках, выдвинутых в XVIII и XIX веках людьми, не имевшими личного опыта общения с духовным миром. В России со времени секулярных, если не сказать — богоборческих реформ Петра I, продолжавшихся и при Анне Иоанновне, и при Екатерине Великой, сложился вполне протестантский взгляд на духовный мир, в котором «духам злобы поднебесным» вообще не находилось места. Все те части Священного Писания, в которых говорилось об одержимых (бесноватых) людях, трактовались в переносном смысле, где под демонами понимались либо греховные страсти, либо физиологические заболевания." (Книга "Об одном древнем страхе")
 
Православный христианин
«Поскольку часто – желая вам помочь – я рассказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас – снова желая вам помочь – расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для того чтобы вы знали, с кем мы ведем брань. Однажды ко мне в каливу пришел один юноша – колдун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трехлетним младенцем – будучи только отнятым от груди матери – он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвятили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юноша дошел до одиннадцатой степени колдовства – высшая степень двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и сказал ему: "Я хочу воды". После того как он произнес эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, подлетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звезды. Он использовал колдовство четвертой степени и хотел дойти до одиннадцатой. Потом он спросил священника, как тот оценивает все, что видит. "Если бы он похулил сатану, – говорил мне молодой колдун, – то я мог бы его убить". Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: "А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?" – "Мой Бог – Бог смиренный", – ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: "Сотвори еще какое-нибудь знамение". Юноша позвал Мину – старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вел себя так же – боялся к нему подойти. Сатана велел ему только одно: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Тибет. Тогда юноша начал ругать сатану: "Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле – великое бессилие". Потом юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги. Бог сделал этого юношу самым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.

В младенчестве с этим несчастным обошлись несправедливо, и поэтому Благий Бог помог ему Сам, вмешавшись в его жизнь без усилий с его стороны. Однако молитесь за него, потому что колдуны со всеми бесовскими полчищами ведут против него войну. Раз они воздвигают такую брань против меня – когда он приезжает ко мне и просит помощи, – то насколько большую брань они едут против него самого! Когда священники читают над ним заклинательные молитвы, вены на руках у несчастного лопаются и течет кровь. Бесы страшно мучают несчастного юношу, а ведь раньше, когда он водил с ними дружбу, они не делали ему ничего плохого, а только помогали ему и выполняли все его пожелания. Молитесь. Однако и самому ему сейчас надо быть очень внимательным, потому что в Евангелии написано, что нечистый дух, выйдя из человека, "Идет и по́ймет с собо́ю се́дмъ ины́х ду́хов люте́йших себе́, и вше́дше живу́т ту́: и бу́дут после́дняя челове́ку тому́ го́рша пе́рвых"[Мф. 12, 45]…».

(Паисий Святогорец (25 июля 1924–12 июля 1994); Слова. Том III; Часть четвертая. Черные силы тьмы).

Подробнее:
https://azbyka.org/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/4_1
 
Еще надо добавить, что был период в Церкви, когда отрицалось существование колдовства. Об этом Игумен N: "Однако есть и другая крайность. Среди православных, причем хорошо образованных людей, достаточно широко распространено противоположное, хотя и довольно поверхностное мнение о том, что магического воздействия, способного причинить вред (порчу) человеку, вообще не существует. (Книга "Об одном древнем страхе")

А причинить вред (порчу) воцерковлённому человеку? Пугать-то бесы могут пугать, но стоит ли бояться христианину заговорённой тряпочки?
И насчёт одержимости - как написал прот. Александр Торик, чтобы бес вошёл в человека, нужно, чтобы сам человек каким-то сильным грехом "приоткрыл ему дверь".
 
Святая Русь
Православный христианин
А причинить вред (порчу) воцерковлённому человеку? Пугать-то бесы могут пугать, но стоит ли бояться христианину заговорённой тряпочки?
Степень воцерковленности бывает разная. И часто недостаточно глубокая. А враг может давить на силы души очень крепко. Вот история из жизнеописания старца Симеона Псково-Печерского:
"В поселке Псков-Череха неожиданно начала разваливаться когда-то очень дружная семья. Без каких-либо видимых причин Анастасия, рассказ которой приводится в книге, внезапно так сильно возненавидела своего мужа, что решила с ним развестись. Доведенный до отчаяния, он даже попытался покончить жизнь самоубийством. По-видимому, и Анастасия временами понимала, что с ней происходит нечто необычное. Это побудило ее поехать в г. Печеры Псковские к известному в те годы своей прозорливостью старцу Симеону. Тот, ничего о ней прежде не зная, неожиданно приоткрыл дверь из своей кельи в другую, служившую приемной для посетителей, и позвал по имени только что вошедшую Анастасию на исповедь. Это возбудило протест у его келейницы, м. Александры, поскольку в приемную Анастасия вошла последней. Однако прозорливый старец настоял, чтобы она вошла первой, зная, что ей нужно спешить обратно, пока с мужем не случилось непоправимое. Во время исповеди старец открыл ей, «что им была сделана порча злыми людьми на колосьях и что эти колосья лежат где-то в сарае». После исповеди у старца и причащения в монастыре Святых Христовых Таин Анастасия вернулась домой любящей, как и прежде, женой. «Пошли они вместе (с мужем в сарай. — Авт.) их искать и нашли перепутанные колосья в ее переднике. Взяв их, отправились в дом, чтобы сжечь, как велел батюшка. В это время вбежала соседка и закричала, схватившись за голову: “Не жгите, не жгите!”, но когда муж пригрозил, что и ее засунет в печь, она убежала» [Старец Симеон. Изд. Моск. подворья Св.-Успенского Псково-Печерского монастыря. М., 1995. С. 38].
 
Святая Русь
Православный христианин
И насчёт одержимости - как написал прот. Александр Торик, чтобы бес вошёл в человека, нужно, чтобы сам человек каким-то сильным грехом "приоткрыл ему дверь".
Все грехи может заменить одна только гордость, например, в форме обидчивости.

"Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается - это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо.

Обида… Она может быть справедливой или несправедливой, но тогда, когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть. И благословен человек, который поймал себя на том, что живет в нем обида. А обижен он на ближних, обижен на жизнь свою, а есть такие безумные люди, которые на Бога обижаются. И о них у Соломона сказано: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Прит.19:3). Он обижается на Бога, потому что Господь чего-то ему не дал. Не дал ему власти, богатства, не дал здоровье, но это и есть скрытое проявление гордости. И у пророка Аввакума есть такие слова: «Презорливый, - то есть гордый, надменный - обидливый муж и величавый не успеет своя» (Ср.:Авв.:2:5). Смотрите, как удивительно: «презорливый» - гордый, надменный – понятно, это плохо; «величавый» – это тоже плохо, «обидливый» – тот, кто обижается – он не наследут благодать. И как же важно в духовной жизни осознать и понять, что то зло, которое живет в нас, оно ничем не исправляется, только покаянием и смирением.

И благословен человек, который под духовной жизнью понимает не только поклоны, не только акафисты, не только каноны, не только продолжительность богослужения, но имеет смирение и любовь. И когда мы смиряемся, и когда мы ни на кого уже не обижаемся, тогда в нашем сердце поселяется любовь, и тогда благодать Божия обильно почивает на нас. Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему. А сострадание и любовь – есть верное свидетельство того, что в душе человека живет Дух Господень, живет благодать. Да поможет нам Господь избавиться от гордыни и свидетельства гордыни – обиды, дабы мы полюбили ближнего, смирились сами и осознали, и поняли, что мы ничего не достойны, а если Господь что-то и дает нам, то только по Своей милости. И тогда мы всегда будем благодарить Бога. Благодарить за здоровье, благодарить за болезнь, благодарить за скорби, благодарить за радости - всегда благодарить Бога! "

Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры
 
Святая Русь
Православный христианин
Чтобы человек стал доступным для бесовского воздействия, его часто враг пытается сначала в другие грехи толкнуть. Или на блуд искусить, хотя бы мысленный (см. Житие св-ля Киприана и св. мч. Иустины), или обидеть, чтобы человек обижался и терял благодать. Это уже приоткрывает дверь врагу.
 
Святая Русь
Православный христианин
Еще на эту тему старец Фаддей Витовницкий говорил:
"Магия действует там, где нет молитвы и твердой надежды на Бога. Однажды ко мне пришла молодая женщина. Она закончила факультет политических наук, но была очень набожна. Она вышла замуж за врача, человека, который ранее уже был женат. В первом браке он находился всего лишь месяц, после чего первая жена оставила его. У него есть старший брат, который также врач. Он три раза был женат, и все три жены ушли от него. Их мать — также врач и профессор медицинского факультета. Она живет с сестрой, и занимается черной магией. У сына бывает редко. Но однажды пришла она к ним злая и сказала снохе:

— Я прогнала ту выдру от своего сына, но с тобой ничего не могу [поделать].

Магией она гонит духов злобы, чтобы они досаждали снохе, чтобы та оставила мужа. Но эта женщина молитвенница, ревнует о Господе. Так как дух злобы не может ей ничего сделать, он возвращается на бабу [свекровь], и баба скачет как ужаленная. Возвращается на того, кто его послал, и мстит ему. Затем, когда родился ребенок, баба опять пришла, и спрашивает сноху:

— Этот балбес любит своего ребенка?

— Как не любить?

— Значит, еще любит его.

Входит сын. Плачет и говорит жене:

— Знаешь, не радуюсь, когда вхожу в дом. Знаю, что все это дело рук моей матери, но ничего не могу поделать ..."
 
Другое дело, что если человек не знает, что против него тряпочку заговорили, условно говоря, - обнаружил дома тряпку, выкинул в мусор и живёт дальше ни в чём не бывало - вот тут разве подействует? Мне одна бабушка рассказывала, как против неё колдовали - то иголок наколют на наличник входной двери, то грязь подбросят - во всех этих случаях важно, чтобы человек _знал_ о том, что на него как-то воздействуют. Если закомплексованному человеку дашь понять, что у него всё получится, то у него действительно всё получится - просто потому, что он сам перестанет себе мешать своей стеснительностью и неуверенностью. Вот как-то так. Поэтому подействует ли магия, если "клиент" о ней не знает? Суеверия точно перестают действовать в таком случае :) Человек перестаёт бояться несоблюдения 2усолвий", "обрядов" и всё становится в порядке. То же относится к ОКР, - а неврозы и суеверия вообще-от похожи (у обоих в корне страх).
 
Святая Русь
Православный христианин
Поэтому подействует ли магия, если "клиент" о ней не знает?
Подействует, даже если человек о ней не знает. Человек почувствует что-то неладное, какой-то прилив страстей (возможно, не только у себя, но и у ближних), но не будет понимать откуда это искушение. Как в том рассказе из жизнеописания старца Симеона Псково-Печерского.

Или вот из Жития Киприана и Иустинии: "Киприан же сжалися о уноши, призва волшвением своим беса, и шед демон и рече: Чего ради призва мя? Он же рече к нему: Уноша возлюбил есть девицу от Галилеи; можеши ли ми ю предати? Оканный же бес, его же не имый, яко имый, обещася... Святаа же дева воставши в третий час нощи, воздааше молитвы Богу; очютивши же стремление демоново и ражжение сердца, возре к Владыце своему, и знамением и силою Крестною знаменавше все тело, гласом велиим рече..." https://azbyka.org/otechnik/Makarij_Veretennikov/svjashennomuchenik-kiprian-i-muchenitsa-iustinija/
Т.е. на Иустинию чары подействовали(хотя она и не знала о них), как "стремление демоново и разжжение сердца", поэтому она и встала в 3 часа ночи на молитву. Другое дело, что она им не поддалась.
 
Православный христианин
В каком случае колдовство имеет силу

– Геронда, в каком случае колдовство имеет силу?
– Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча – даже если ее подгребают под него лопатой – не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут "сработаться" с диаволом, чтобы этому человеку повредить.
Однажды ко мне в каливу пришел человек средних лет. Он пришел с наглым и бесцеремонным видом. Увидев его еще издалека, я понял, что он находится под бесовским воздействием. "Я пришел, чтобы ты мне помог, – сказал он мне. – Помолись за меня, потому что я уже долгое время мучаюсь страшными головными болями и врачи ничего не находят". – "В тебе бес, – ответил я ему. – Он вошел в тебя, потому что ты дал диаволу права над собой". – "Да нет, ничего я такого не сделал", – стал он уверять меня. "Ничего "такого" не сделал, – говорю. – А о том, как ты обманул ту девушку, что забыл? Ну так вот, она пошла к колдуну и навела на порчу. Теперь иди, проси у обманутой девушки прощения, потом поисповедуйся. Кроме того, над тобой надо прочитать и заклинательные молитвы, чтобы ты стал здоров. Но если ты не поймешь, не осознаешь своего греха и не покаешься в нем, то даже если все духовники со всего мира соберутся и будут молиться за тебя, бес все равно из тебя не выйдет". Когда ко мне приходят люди с таким бесстыдством, я говорю с ними без обиняков, называя вещи своими именами.
Еще один человек рассказывал мне о том, что его жена одержима нечистым духом, она устраивает дома страшные скандалы, вскакивает ночью, будит всю семью и переворачивает все вверх дном. "А ты исповедуешься?" – спросил я его. "Нет", – ответил он мне. "Должно быть, – сказал я ему, – вы дали диаволу права над собой. Такие вещи ни с того ни с сего не происходят". Этот человек начал рассказывать мне о себе, и наконец мы нашли причину того, что происходило с его женой. Он, оказывается, посетил одного ходжу, который "на счастье" дал ему какую-то воду, чтобы тот окропил свой дом. Этот человек не придавал этому бесовскому окроплению никакого значения. А потом диавол разгулялся в его доме не на шутку.
(Паисий Святогорец (25 июля 1924–12 июля 1994); Слова. Том III; Часть четвертая. Черные силы тьмы).
Подробнее:
https://azbyka.org/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/
 
Последнее редактирование:
Тоже полезно учесть:

"В церковной среде существует такой стереотип: душевная болезнь обязательно ассоциируется с беснованием…

– Ничего подобного. Не так давно я участвовал в научной конференции, где врачи-психиатры и священники на одном из круглых столов обсуждали эту проблему, и все участники высказали мнение, что большинство симптомов, напоминающих беснование, имеет психиатрическую природу, а одержимость – крайне редкое явление. Я бывал и на «отчитках», но видел там не бесноватых, а душевнобольных или людей в так называемом пограничном с болезнью состоянии. Чаще всего это истероиды, в основном женщины. В литературе такие люди называются «кликушами». " - Из интервью с протоиереем Георгием Иоффе. https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/29947/

Кликуша - это слово сейчас редко употребляется, а ведь и правда.
 
Православный христианин
«...Однажды, когда я жил в каливе Честного Креста, ко мне пришел посетитель и постучал железным клепальцем возле калитки. Когда я выглянул из окна, моим глазам предстало страшное зрелище! Я увидел человека, за которым шла целая фаланга бесов. Его окружал целый черный бесовский рой! Я впервые увидел человека, находящегося под властью столь многих нечистых духов. Этот несчастный был экстрасенсом. Между словами церковных молитв он вставлял призывания бесов, христианские книги смешивал с оккультной литературой, и после всего этого бесы получали над ним власть. Страшное дело! Увидев его, я очень расстроился.
Есть психиатры, которые считают людей, одержимых нечистым духом, психически больными. Есть священники, которые в свою очередь считают некоторых психически больных – бесноватыми. Тогда как психически больной и одержимый нечистым духом должны получать помощь в разных местах и по-разному. Каким образом психиатр может помочь бесноватому? [Старец говорил, что психически больной человек нуждается во врачебной помощи хорошего, верующего психиатра и в духовной помощи духовника, тогда как одержимому нечистым духом (в случае, если его рассудок не повредился) необходимо отыскать свою вину – причину, по которой он стал бесноватым, покаяться и поисповедоваться, для того чтобы освободиться от нечистого духа]
– Геронда, а в состоянии ли бесноватый понять, в чем была его вина и почему в него вошел нечистый дух?
– Да, он может это понять, кроме тех случаев, когда уже повредился и его рассудок. В последнем случае помочь бесноватому очень непросто. Если же он просто бесноватый, то есть если его рассудок не поврежден, то с ним можно легко прийти к взаимному пониманию и оказать помощь. Однако такой человек должен быть послушным. В противном случае как он может получить помощь?
Однажды ко мне в каливу пришел один посетитель из Южной Греции. Он связался со всякими там индусами, и в результате в него вошел нечистый дух. Он изрыгал гнусные ругательства, изо рта у него шла пена. Глаза несчастного были дикими, они вылезали из орбит. "Не говори эти богохульства, потому что таким образом ты призываешь бесов", – увещевал я его, однако он меня не слушал. И одновременно он просил, чтобы я ему помог. "Помоги мне, – упрашивал он меня, – только ты можешь мне помочь". – "Послушай, – отвечал ему я. – Ну как же я тебе помогу? Ты хочешь, чтобы я помолился о том, чтобы ты Благодатью Христовой освободился от нечистого духа, и одновременно ты сам этих нечистых духов призываешь! Пойди поисповедуйся, пусть над тобой прочитают заклинательные молитвы, а потом приходи ко мне снова и мы поговорим". – "Не пойду", – ответил он мне. "Эх, ну что же, тогда пойдем хоть в церковь, я помажу тебя маслицем из лампадки", – предложил я ему. "Не хочу, – отвечает. – Я хочу, чтобы ты мне помог". Потом он отошел в сторону и заговорил с одним из посетителей, находившихся у меня во дворе. А я в это время беседовал с группой паломников о том, что Бог попускает испытания для нашего спасения. Услышав мои слова, бесноватый, не подходя к нам, закричал: "Ну ты, что ты там несешь о том, что Бог трудится над тем, чтобы люди спаслись? У нас один отец на небе и один отец на земле! А превыше всего мы имеем еще одного князя!" – "Прекрати бесословствовать!" – ответил я ему и стал творить Иисусову молитву. "Да, – говорит, – сейчас ты меня спутал!" – сказал он. "А ну, уходи!" – велел ему я, и он отлетел в сторону. Потом он стал меня спрашивать: "А сам-то ты с кем?" – "Со Христом", – говорю. "Врешь, – говорит, – ты не со Христом, потому что Христос – это я, а ты меня бьешь". Диавол все представлял ему шиворот-навыворот.
– Геронда, это все говорил сам диавол?
– Да, диавол, но посмотри, ведь Бог дал этому человеку силу, для того чтобы он смог приехать на Святую Гору. Находясь в таком состоянии, приехать на Афон с другого конца Греции – это дело нешуточное! Но что поделаешь: он не слушает тебя, и ему становится хуже. А вот если бы он оказывал послушание, то получил бы и помощь...».
(Паисий Святогорец (25 июля 1924–12 июля 1994); Слова. Том III; Часть четвертая. Черные силы тьмы).
Подробнее:
https://azbyka.org/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/
 
Последнее редактирование:
Магия у нормального практика к вере отношения не имеет. Это знание, мб местами ошибочное и неточное, но всё же знание. Так что называть это суеверием некорректно.
У меня есть ещё предположение о том, что это самовнушение - сам маг внушает себе, что он обладает какими-то знаниями, а "поциент" (который приходит к магу) внушает себе, что маг ему поможет. В языческих практиках, сколько ни встречала описаний (в т.ч. русских более-менее современных), "жертва" должна знать о том, что против неё колдуют. Ну и начинается - страх, подчинённое состояние и пошло-поехало. Это если не затрагивать опыта христиан в этой области, только психология.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
О!) дилетанты пришли)
FYI:
Существуют три уровня веры, три ступени духовного восхождения, основанные на трёх силах души (уме, чувствах и воле): вера как рассудочная уверенность, вера как доверие и вера как преданность, верность.

Падшие духи
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Шаман со своими предками и богами общается часто, да не во снах и молитвах, а очень близко, заводя их в собственное тело. Подтверждения правдивости этого общения он получает постоянно. Так к чему тогда ему вера?
Это точно!
Бесы они ведь всегда рядом, вот они и поймали этого "шамана" по его же собственной воле. Насчет правдивости тут даже речи не может идти: только обман и только клевета.
бороться с человеком, который знает, что его волю ломают, куда сложнее.
Свобода воли дает возможность человеку делать выбор и никто не в состоянии этот выбор "ломать", тем более бесы. Они знают об этом ( в отличии от вас), а потому обманывают и поводят к гибельному решению, провоцируют.
Маги же и другие рабы греха, используются как "инструменты" для обмана.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
У нас разные понятия веры, значит. Т.н. "вера" мага имеет отношение скорее к знанию. А знание и веру я, как ни крути, разделяю.
" Вера" мага не имеет ничего общего со знаниями. Это просто обман!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Речь не о правдивости, ибо к консенсусу я тут прийти не надеюсь.
Шаману верить в богов, предков, не надо, если он стабильно раз в неделю с ними прямо общается. Как мне не надо верить в своих родителей или свою кошку.
Конечно общается. Я же говорил, что бесы рядом и они действуют через шамана, который добровольно подвизался им помогать. Бесы имеют знания, но ограничено, а потому додумывают и гадают. К тому же они коварны и обманывают человека(в том числе и шамана), которого они яро ненавидят. Так что в любом случае, они будут стремиться нанести ущерб всем, кто с ними общается.
 
Т.н. "вера" мага имеет отношение скорее к знанию. А знание и веру я, как ни крути, разделяю.

То же про Бога. Верующий знает, что Он есть, потому он и верующий. А Вы имеете в виду веру как доверие непровереннной информации.
 
Православный христианин
если он стабильно раз в неделю с ними прямо общается


Кайфанас ), я вам могу ссылку дать на форум где сотни людей не то , что еженедельно, а прямо таки ежедневно общаются не весть с чем ), и знания их разнообразны, для кого то это спецслужбы, для кого то бесы, инопланетяне, боги, и еще много чего, то же знаете ли рассуждают про достоверность голосов, вашему шаману туда, там подскажут чем лечиться и как себя вести в психиатрических клиниках, и увлеченных эзотерикой там полно, и верящих в духов воды и деревьев, в порчу и венец безбрачия, одно только но, все , как один через дурку прошли, и вы себе такую же дорогу выбираете.
 
Сверху