По этому вопросу существуют две позиции равно авторитетных:
Одна группа отцов настаивает на том, что «ад опустел», - это по преимуществу Восточные Отцы; другая группа Святых Отцов, по преимуществу Западных, настаивают на том, что Христос вывел из ада только Ветхозаветных праведников.
Дискуссия возможна и она продолжается.
Читаем: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и
находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды»
(1Пет.3:18-20).
Исходя из этого текста, мы со всей очевидностью должны признать, что Христос во аде благовествовал не только ветхозаветным праведникам, но и «
некогда непокорным… во дни Ноя».
Неуслышанная проповедь Ноя.
Учитель Церкви
Тертуллиан пишет: «Он [Христос] спустился в преисподнюю, чтобы на том свете сделать патриархов и пророков причастными к спасению» (
Тертуллиан,
О душе 55). - Но здесь становиться совершенно непонятным, к какой категории отнести бывших «
во дни Ноя, во время строения ковчега», «
непокорным»? Совершенно очевидно: ни к пророкам и ни к патриархам их отнести нельзя.
Проповедь нечестивым усилила их стыд и страдания, произошедшие от великого их разочарование в себе самих. - То что,
Исаак Сирин и называет: "бичевание любовью", которой они не воспользовались, живя на земле, посему и остались в аду.
То есть, их оглашение усилило и их страдания!
Блаженный Августин рассуждает: «Вопрос, который ты мне задал в связи с посланием апостола Петра, обычно [вызывает] у нас [затруднение] <…> и потому нас волнует вопрос: когда умер Господь и в аду “проповедал заключенным в темнице, духам», удостоились ли этого блага только те, которые были неверными во время строительства ковчега? Ведь со времен Ноя до времени страдания Христова умерло так много тысяч человек, которые могли оказаться в аду <…>, которые, в состоянии того же невежества, во тьме, словно в темнице заключены, без пользы для себя созерцая, как во всем мире созидается Церковь, а судный день близится, словно потоп, во время которого погибли все неверные <…> [Христос спустился в ад] для утешения добрых
или для увещания и тех, и других, так что одни во спасение себе веруют, а другие в наказание себе не веруют» (Августин Иппонский,
Послания 164).
Но Христос благовествует во аде именно во спасение!
Читаем: «Ибо
для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они,
подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом»
(1Пет.4:6).
Есть и другая точка зрения:
Кирилл Александрийский пишет: «[Апостол] объясняет здесь ту антитезу, о которой некоторые, обращающие на нее внимание, говорят: если было полезно вочеловечение, почему [Христос] не вочеловечился гораздо ранее? Ведь Он «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал»? Чтобы освободить тех,
которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения,
и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: «Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте»! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех,
которые должны были уверовать, как если [бы] Он пришел к ним,
воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его.
Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу,
так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех» (
Кирилл Александрийский,
Фрагменты).
Святитель Кирилл, указывает нам в этом рассуждении на то, что все и живущие на земле (т.е. ныне), и находившиеся во аде (во дни сошествия во ад Христа) находятся в некотором смысле в одинаковом положении. Тот, кто был способен уверовать, при сошествии Христа во ад, уверовал и во аде; тот кто не уверует, в этой жизни погибнет и на земле (не совершив подлинного раскаяния пред Богом).
- Так как в наше время, вся вселенная оглашена проповедью Святаго Евангелия, то в настоящее время, покаяние и обращение к Богу, возможно только в этой земной жизни.
Но и в этой земной жизни, Христос силен спуститься в ад наших грешных душ, и блистать их сиянием Божества.
Вывод очевиден:
Христос действительно благовествует всем во спасение, но спастись могут только те, кто на Его благовествование ответят верой.
В Пасхальной заутрени в Синаксаре по 6-й песни произносится: «Господь ныне из адовых сокровищ человеческое естество исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче сошед во ад,
не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша.
Души же от века святых, нуждею держимыя, от ада свободи».
По преимуществу такими и оказались ветхозаветные праведники, патриархи и пророки.
Святые, находясь во "аде" в особом для них месте (лоно Авраамово), хотя и не испытывали мук ада, но тосковали по Славе Господней, к которой и приобщились в Его Христа сошествии во ад, откуда и были восхищены в Горние Обители.
Сошедший во ад Христос, изводит из него ветхозаветных праведников...
Но! Есть и другая, не менее авторитетная точка зрения! Относительно уже претерпевших за свои грехи и преступления на земле...