Кого Христос вывел из ада?

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Уважаемый отец Олег, разъясните, пожалуйста, следующее.
Насколько мне известно, по вопросу: кого Христос вывел из ада, существует две позиции. Одни говорят: Господь Иисус Христос вывел из ада ветхозаветных праведников, а другие – что ад вообще опустел. На мой взгляд, это совершенно разноречивые точки зрения, следовательно, какая-то сторона неправа. Так ли это? И если так, кто прав в этом споре?
 
Москва
Православный христианин
По этому вопросу существуют две позиции равно авторитетных:
Одна группа отцов настаивает на том, что «ад опустел», - это по преимуществу Восточные Отцы; другая группа Святых Отцов, по преимуществу Западных, настаивают на том, что Христос вывел из ада только Ветхозаветных праведников.
Дискуссия возможна и она продолжается.
Читаем: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Пет.3:18-20).
Исходя из этого текста, мы со всей очевидностью должны признать, что Христос во аде благовествовал не только ветхозаветным праведникам, но и «некогда непокорным… во дни Ноя».


Неуслышанная проповедь Ноя.

Учитель Церкви Тертуллиан пишет: «Он [Христос] спустился в преисподнюю, чтобы на том свете сделать патриархов и пророков причастными к спасению» (Тертуллиан, О душе 55). - Но здесь становиться совершенно непонятным, к какой категории отнести бывших «во дни Ноя, во время строения ковчега», «непокорным»? Совершенно очевидно: ни к пророкам и ни к патриархам их отнести нельзя.
Проповедь нечестивым усилила их стыд и страдания, произошедшие от великого их разочарование в себе самих. - То что, Исаак Сирин и называет: "бичевание любовью", которой они не воспользовались, живя на земле, посему и остались в аду.
То есть, их оглашение усилило и их страдания!

Блаженный Августин рассуждает: «Вопрос, который ты мне задал в связи с посланием апостола Петра, обычно [вызывает] у нас [затруднение] <…> и потому нас волнует вопрос: когда умер Господь и в аду “проповедал заключенным в темнице, духам», удостоились ли этого блага только те, которые были неверными во время строительства ковчега? Ведь со времен Ноя до времени страдания Христова умерло так много тысяч человек, которые могли оказаться в аду <…>, которые, в состоянии того же невежества, во тьме, словно в темнице заключены, без пользы для себя созерцая, как во всем мире созидается Церковь, а судный день близится, словно потоп, во время которого погибли все неверные <…> [Христос спустился в ад] для утешения добрых или для увещания и тех, и других, так что одни во спасение себе веруют, а другие в наказание себе не веруют» (Августин Иппонский, Послания 164).
Но Христос благовествует во аде именно во спасение!
Читаем: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет.4:6).
Есть и другая точка зрения:
Кирилл Александрийский пишет: «[Апостол] объясняет здесь ту антитезу, о которой некоторые, обращающие на нее внимание, говорят: если было полезно вочеловечение, почему [Христос] не вочеловечился гораздо ранее? Ведь Он «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал»? Чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения, и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: «Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте»! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, как если [бы] Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его.
Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех» (Кирилл Александрийский, Фрагменты).
Святитель Кирилл, указывает нам в этом рассуждении на то, что все и живущие на земле (т.е. ныне), и находившиеся во аде (во дни сошествия во ад Христа) находятся в некотором смысле в одинаковом положении. Тот, кто был способен уверовать, при сошествии Христа во ад, уверовал и во аде; тот кто не уверует, в этой жизни погибнет и на земле (не совершив подлинного раскаяния пред Богом). - Так как в наше время, вся вселенная оглашена проповедью Святаго Евангелия, то в настоящее время, покаяние и обращение к Богу, возможно только в этой земной жизни.
Но и в этой земной жизни, Христос силен спуститься в ад наших грешных душ, и блистать их сиянием Божества.
Вывод очевиден: Христос действительно благовествует всем во спасение, но спастись могут только те, кто на Его благовествование ответят верой.
В Пасхальной заутрени в Синаксаре по 6-й песни произносится: «Господь ныне из адовых сокровищ человеческое естество исхитив, на небеса возведе и к древнему достоянию приведе нетления. Обаче сошед во ад, не всех воскреси, но елицы веровати Ему изволиша. Души же от века святых, нуждею держимыя, от ада свободи».
По преимуществу такими и оказались ветхозаветные праведники, патриархи и пророки.
Святые, находясь во "аде" в особом для них месте (лоно Авраамово), хотя и не испытывали мук ада, но тосковали по Славе Господней, к которой и приобщились в Его Христа сошествии во ад, откуда и были восхищены в Горние Обители.
foto_quadri_07.jpg


Сошедший во ад Христос, изводит из него ветхозаветных праведников...

Но! Есть и другая, не менее авторитетная точка зрения! Относительно уже претерпевших за свои грехи и преступления на земле...
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы:

"Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16, 26).
Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: "Положим, - говорит, что ты приобрел весь мир, - что пользы в благоденствии телесном, когда худо состояние душевное?... И в будущей жизни никто и ничего не может представить в замен своей души. Здесь можно плакать, воздыхать, творить милостыню, там нельзя. Ибо там встретит нас Судия неподкупимый, который судит каждого по делам, - а вместе страшный, который придет во славе Своей и со Ангелами, а не в уничиженном виде".

Да! Человек не может искупить ни свою душу, ни выкупить душу другого человека. Сказано: "Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек" (Пс. 48, 7-9). Действительно, как и чем мы можем искупить свою душу? Что такое мы можем предложить Богу как средство Его умилостивления? Апостол Павел однозначно отвечает на этот вопрос, он пишет: "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7, 23). Иначе, апостол Павел как бы говорит: "Вы куплены ценою Крови Сына Божия; не становитесь рабами человекам, так как ни кто из них не способен помочь вам в деле вашего собственного спасения".
Ефимий Зигабен, истолковывая слова: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир", пишет: "Конечно, невозможно приобрести весь мир; но если бы это было возможно, не было бы никакой пользы от этого. В мире все смертно, а душа бессмертна; наслаждение всем этим - временное, а наказание души - вечное..."

Читаем:
"ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16, 27).
160832.p.jpg


Икона Пришествия Христова.

Эти слова свидетельствует о необратимости Божественного возмездия, которого никто не сможет избежать, и здесь нам надо с новой силой осознать, что единственная ценность земной жизни и заключается в том, что примириться с Богом мы можем только здесь и пока мы живы.
Священномученик Климент, папа Римский, пишет: "итак, покаемся, пока живем на земле, ибо мы глина в руке художника. Как горшечник, когда делает сосуд, и он в руках его искривится или распадется, может опять восстановить его, а когда поспешит поставить его в горящую печь, тогда уже не поможет ему: так и мы, пока еще живем в мире этом, должны покаяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедоваться или покаяться".
Святой Киприан Карфагенский учит: "позаботьтесь, пока можно, о своей безопасности и жизни... Убеждаем вас, пока есть еще возможность, пока остается еще несколько века, - принести удовлетворение Богу... Когда настанет исход отсюда, не будет уже никакого места покаянию, никакого действительного удовлетворения. Здесь жизнь теряется или сберегается. Здесь обеспечивается вечное спасение почитанием Бога и делами веры. И пусть никого не задерживают на пути ко спасению грехи или лета. Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно".

Итак, как мы часто с вами рассуждаем: в этой жизни единственное, что мы можем спасти, это только нашу бессмертную душу; ибо если мы ее не спасем в этой жизни, то мы ее нигде не спасем. И парадокс заключается в том, что в этой земной жизни мы более заботимся о теле, о котором мы точно знаем, что здесь мы его не спасем, оно точно погибнет, точно умрет. Тело будет спасено для вечности только в день его (тела) воскресения из мертвых; но будет ли это воскресение в Вечную жизнь или вечную смерть, решается только в этой, теперешней жизни. Сказано: "…во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2 Кор. 6, 2). "Теперь" – значит, что потом или завтра, может быть уже и поздно, ибо теперь мы есть и можем обратиться к Богу, но где окажемся через мгновение, и есть ли у нас это "завтра"?
Евфимий Зигабен пишет: "Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа".
 
Последнее редактирование модератором:

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Святитель Кирилл указывает нам в этом рассуждении на то, что все и живущие на земле (т.е. ныне), и находившиеся во аде (во дни сошествия во ад Христа) находятся в некотором смысле в одинаковом положении. Тот, кто способен уверовать, уверует и во аде; тот кто не уверует, погибнет и на земле (не совершив подлинного раскаяния пред Богом).
Вывод очевиден: Христос действительно благовествует всем во спасение, но спастись могут только те, кто на Его благовествование ответят верой.
По преимуществу такими и оказались ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, но не только они…

Мне очень близка и понятна точка зрения свт. Кирилла Александрийского по этому вопросу, но как быть со словами: "ад опустел"? Значит ли это, что там не осталось никого? Думаю, нет. Все, кто поверил в спасение и захотел его, выйдут вслед за Господом.
 
Москва
Православный христианин
Да Вы правы! Но! Опять же, какой ад?
Дистанция между лоном Авраамовым, и условно тем что под ним, более чем велика.
50914.jpeg


Лоно Авраамово.

Объясняя это обстоятельство богачу, которые мучился пребывая душою в огне, Авраам, говорил: «…чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается (т. е. не страдает – О.С.), а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук.16:25-26).
meister_des_codex_aureus_epternacensis_0013.jpg


Богач в аду.

Иначе говоря, ветхозаветные патриархи и пророки, не испытывали боли страдания огненного, но испытывали сильную ревность о Славе Господней, которой были лишены преступлением Адама.
Блаженный Августин, писал: что Христос сойдя во ад, «освободил всех праведников, коих удерживали узы первородного греха» (Проповедь на Воскресение Христово).
И все же, Христос извел и их из ада! Чтобы это понять, обратим внимание на рассуждения Григория Великого, он пишет: «высшие области ада тоже называются преисподней… Ведь если с точки зрения высших небес и этот наш помраченный воздух представляется адским, то с точки зрения высоты того же воздуха лежащая долу земля вполне может представиться адской и преисподней. И точно так же с точки зрения высоты нашей земли те части ада, которые сами по себе находятся выше других адских обителей, могут представляться глубинами бездны». Итак! «Утверждена великая пропасть», не только между Небом и землею, но и между местом пребывания во аде ветхозаветных праведников (до их изведения из ада) и грешниками уже страдающими в пламени собственных беззаконий.
Христос как солнце мог взойти только над лоном Авраамовым (!), но лучами, все проницающего божества, облистать и пропасти и глубины всего ада.
И этот Свет возрадовал праведных и ослепив нечестивых, оказался для них, невыносимым мучением.
Увы! Для них амнистия не последует...
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
О муках святых:
Если так можно сказать, муки святых в аду, заключались в том, что пребывая на лоне Авраама, они тосковали по Царствию Небесному.
Читаем: «И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город»
(Евр.11:15-16). – Так как по причине первородного греха они не могли войти в город которые Господь «приготовил им», то их путь, считался не завершенным.
Но войти туда, сами они не могли...
56738.jpeg


Небесный град Иерусалим.

Читаем: «И не войдет в него ничто нечистое…» (Откр.21:27); и еще: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22). Они и ожили во Христе, как и сказано: «…ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва…» (Зах.9:11).
Путь в Рай это и есть святость и праведность, что стяжается божественным искуплением и прощением. Блаженный Августин и писал: «Весь закон исполнен, когда все грехи прощены».
- И не только прощены, но силою Крови Сына Божия, все раскаявшиеся именно оправданы. - То есть, оказались в таком состоянии, когда не просто грех не вменяется в грех, но оправдан, означает никогда и не был виновен.
Такое невозможно достигнуть ни чрез подвижничество и не чрез огромное желание, как и сказано: "Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9:16); и еще: "Они же (т. е. святые апостолы - О.С.) чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу" (Мар.10:26-27); и еще: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). Предопределил, потому что наперед знал кто уверовал бы в Него а кто нет. К тем и во ад, сходил, за тех и на Кресте умер! Читаем: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал... "(Рим.11:2).
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
О благе наказаний и страданий попущенных Богом для нашего очищения (1Пет.4:1), и главное ради божественного умилостивления по отношении к претерпевшим многое (Наум.1:9; Евр.12:6):

«ВОПРОС: Что значит: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4:6)? Как мертвые судятся по плоти?
ОТВЕТ: В [Священном] Писании есть обычай менять времена и поставлять одно вместо другого, будущее принимать за прошедшее и прошедшее за будущее, настоящее время употреблять вместо того, которое до или после него, - и это ясно для тех, кто искушен в Священном Писании. Некоторые говорят, что Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам [св. Петра], великая проповедь спасения - когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, - для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых. Итак, чтобы понять [это] место [Священного Писания], усвоим его так: на то и мертвым было благовествуемо, осужденным по человеку плотию, чтобы жили они по Богу духом» (Св. Максим Исповедник, «Ответы на недоуменные вопросы», 7-й вопрос).

Интересно, кого имеет ввиду св. Максим Исповедник, говоря: «некоторые говорят…»?

Ответ очевиден, прежде всего блаженного Иеронима Стридонского.
Сравним: «Что вы умышляете против Господа? Тот, кто создал мир (т.е. Своею Благостью и Милосердием - О.С.), совершит и истребление его (т.е. Своим Правосудием - О.С.). Но если Он кажется вам жестоким, суровым и кровожадным потому, что Он истребил род человеческий потопом. (Быт. гл. 7), пролил огонь и серу на Содом и Гоморру (Быт. гл. 19), потопил египтян в воде (Исх. гл. 14), распростер трупы израильтян в пустыне (Чис. гл. 32); то знайте, что Он потому наказывает в настоящее время, чтобы не наказывать вечно. Без сомнения, то, что говорят пророки, или истинно, или ложно. Если истинно то, что они говорят, по-видимому, о строгости Его, то они же сказали: «Господь не будет мстит дважды за одно и то же чрез бедствие» (Наум.1:9). А если они лгут, то ложь составляют также слова: "не восстанет двоякое бедствие"; следовательно ложна и та жестокость Его, которая [будто бы] изображена в Законе. Но они не могут отрицать истинности cлов пророка: «Господь не будет мстить дважды за одно и то же чрез бедствие»; следовательно те, кои были наказаны, не будут после того наказаны. А если бы после того они подверглись наказанию, то Писание лгало бы; но так говорить было бы преступно. Таким образом и те, кои погибли от потопа, и содомляне, и египтяне, и израильтяне в пустыне получили надлежащим образом злое в жизни своей. Здесь кто-нибудь может спросить: если верный, взятый в прелюбодеянии, будет обезглавлен, то что с ним после того будет? Ибо он или будет наказан [Господом], и в таком случае ложно говорится: «Господь не будет мстить дважды за одно и тоже чрез бедствие», или же не будет наказан, и прелюбодеи должны будут желать, чтобы в настоящее время чрез кратковременное и быстрое наказание они избавились от вечных мучений. На это мы ответим, что Бог знает меру как всего, так также наказаний, и не может ни быть предупреждена чрез решение судьи, ни быть отнята у Него власть после того наказать грешника, и тяжкий грех заглаживается чрез тяжкие и долговременные наказания» (Блаженный Иероним Стридонский, Толкование на Книгу пророка Наума - 1:9).
577579_900.jpg


Страдающий праведник Иов Многострадальный.

Здесь действует принцип: за одно дважды не наказывают (25-е правило Святых Апостол: "...Ибо писание глаголет: не отмстиши дважды за едино").
Читай: "Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя"
(Ис.33:1). И еще: "Что умышляете вы против Господа (т. е. не клевещите на справедливость Бога - О.С.)? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится" (Наум.1:9).

Сказано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6); и еще: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13).
avraam1.jpg


Жертвоприношение Авраамом Исаака.

Патриарх Авраам, претерпел за свою жизнь, десять серьезных испытаний, и принял их как из рук Господа, научая и нас с терпением переносить все то, что ради нашего вечного блага нам и посылает Господь Бог.

i-398.jpg


Пророк Даниил во львином рву.

Читаем: «… доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

«Против нас суды, против нас цари и правители, иудейские синагоги, эллинские народы, начальники и подчиненные. Поэтому Христос предсказал… не только о бедствиях… но предвозвестил и о войнах всей вселенной... Ты воздвиг против нас всю вселенную, вооружил против нас всех живущих на земле: народы, властителей, царей» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея).
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху