Дорогой Константин!
По утверждению Святых Отцов именно в способности человека к творчеству заключается его богоподобие. Этот творческий дар, роднящий человека с его Творцом, которого лишены даже ангелы, есть великая прерогатива человека. Всякий творческий работник, когда создаёт своё произведение, неизбежно сколько- нибудь мыслит и о себе. Однако эта мнительность о себе при скромных способностях и неразвитом таланте способна сотворить катастрофу в душе художника, когда он выносит свою работу на публику. Каким же нужно быть чистым человеком и большим творцом, чтобы обойти это искушение! Писатель Михаил Пришвин сказал об этом так:
«Далеко позади себя я оставил гордые попытки управлять своим творчеством, как механизмом. Но я хорошо изучил, при каких условиях мне удаются прочие вещи: только при условии цельности своей личности». Настоящее евангельское отношение каждого к себе и своим способностям исходит из того, что лежит за душой и находит себе выход в творчестве. Важно, чтобы при любом творчестве была внутренняя мотивация им заниматься, присутствовала потребность сказать людям что-то своё сокровенное, выразить доброе и хорошее. Конечно, желание признания, восхищения тоже всегда будет присутствовать, но оно не должно быть единственным творческим стимулом. Вообще говоря, у всех людей есть первичный нарциссизм как элементарное проявление инстинкта самосохранения, однако при отсутствии духовной гигиены и под влиянием неблагоприятных социальных условий он способен перерасти в эстетическое блудодейство, развращение ума и «расстройство личности», вызвать экзотические формы навязчивых неврозов и других патологических состояний психики. Так, например, ещё недавно в нашем соборе звучал красивейший баритон молодого диакона, однако жажда признания, самолюбование вокальными данными, певческий нарциссизм в соединении с механическим диктатом светской театральной среды постепенно перекрыли все его природные способности, отсекли потребность что-то выразить, что-то сказать в молитве - и талант обесценился, закончившись духовной катастрофой и оставлением служения…
Раскрытие творческих возможностей человека двояко: одно ведет к самому себе, к мастерству и раскрытию своего таланта, и через это - к открытию себя Богу и людям; другое ведет к самолюбованию, высокомерию, снобизму, а в конечном итоге к творческому фиглярству и эстетическому демонизму – то есть не к творчеству, а к имитации творчества. Ведь главное, в чем надо упражняться - это не самолюбование дарованными тебе Богом талантами, а их прибыльное вложение в приобретение навыка
«всегда быть в сознании и чувстве, что находишься под всевидящим оком Божьим, проникающим всю глубину вашего сердца и все внутренние движения ваши видящим». Искание и хранение памяти Божией есть исполнение первейшей заповеди, данной в Ветхом и со всею силою повторенною в Новом Завете, заповеди, обращенной ко всем.
«Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге, ибо написано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Втор. 6, 5), то есть, не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, (и занимаясь творчеством!) имей памятование о Боге, и любовь и приверженность к Нему» (преп.
Макарий Великий). Великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский кратко изложил этот принцип сугубо светскими категориями:
«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Фактически идеальное творчество, отвергающее всякий высокомерное самолюбование, есть акт любви к Богу и человеку: творю - значит люблю. Однако творчество творчеству - рознь: «творческая» жизнь членов сетевых сообществ ярко вскрывает злейший духовный нарыв – почти в каждом из участников этого виртуального лицедейства легко разгорается адским пламенем болезненно истерическое ощущение своей самозначительности, многознайства и ложного мастерства. Физически здоровые, но лишённые духовных ориентиров люди всего за несколько месяцев активного общения в сетях способны превратиться в напыщенных неврастеников с потребностью в постоянном восторженном отношении к себе. Увязший в постоянном сетевом общении человек дезадаптируется: он уже не может приспособиться к гибким, постоянно меняющимся условиям социума. Фактически это симптомы особого заболевания души – навязчивой зависимости от блогосферы. Спасает от этого отрешение от самолюбивых иллюзий и возвращение в мир реальности. Нужно понять, что любить себя – значит быть требовательным к себе, и такая любовь ничего не имеет общего с самодовольством, высокомерием и эгоцентризмом. Когда мы ясно осознаём ту евангельскую истину, что
«Царство Божие – внутрь нас есть» (Лк. 17, 21), то начинаем любить в себе Бога, и тем самым приобретаем основу для
трезвой самокритичности. Люди, обретшие Бога, любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения – они их анализируют, вскрывают и исповедуют перед Богом. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего искусственного. Только при таком отношении к себе имеет смысл и духовная работа над собой…