Дорогой Дмитрий!
Удивительными словами
«любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,..» (Мф. 5: 44-48), Христос указывает нам, что прощение – это не просто одолжение и великодушие по отношению к обидчиками и недругам, но духовный акт
по отношению к самому себе, преодоление переживаний души ради гармонии с самим собой и Богом. Оно направлено только
внутрь человека, а не в адрес обидчиков. Внутреннее первичное прощение - это значит проститься с каким-то неприятным, мучающим душу жизненным эпизодом. Иначе говоря, завершить внутренний конфликт, поставив точку, перестать быть жертвой душевных мук, вернув собственным раскаянием нарушенную гармонию души. Чтобы понять и простить чужие падения, необходимо прежде заглянуть в себя самого и освободиться от собственной порочности, потому что лишь при этом условии можно с любовью увидеть греховное горе другого человека, даже если он твой обидчик. Обличать же греховные отступления, не имея собственной чистоты, бессмысленно - это приводит лишь ко взаимному раздражению.
Однако просить прощения всегда невыносимо трудно - наша сатанинская гордость всячески препятствует этому! Далеко не каждый сможет произнести это коротенько слово «прости». Но человек, лишённый силы прощения лишен и силы любви! Переступить через серьезные обиды сложно, но, это жизненно необходимо – ибо мудро сказано:
«Обижаться и негодовать — это все равно, что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов». Да, бывают случаи, когда причиненная обида столь велика, что человек, не может себя заставить искренне проявить свое прощение. Но если такое прощение дается с трудом, к нему нужно подойти постепенно - прежде всего обратить свои молитвы к Господу Иисусу Христу, Божией Матери и всем святым, и молить их о том, чтобы они помогли простить обидчиков и дали душевные силы совершить этот трудный поступок. В своих молитвах нужно молиться и о душах обидчиков, о том, чтобы Господь наставил их души на путь истинный. Придёт время, и душа смягчится, и придёт сострадание и любовь к обидчикам, а в сердце сойдёт блаженная тишина всепрощения. Искренность прощения может выразиться и покаянным молчанием, и влажным взглядом. Мало кому удаётся избежать негативных эмоций, лучше попытаться понять, почему они возникают - и простить обидчика. И не стоит все источники бед искать в другом человеке: часто мы сами бываем виновны. Не нас обижают, а мы обижаемся, и для того чтобы простить своего обидчика, достаточно встать на его место и подумать, зачем он вас обидел. Может, это и не была цель его поведения, а если специально хотел обидеть, то тем более нет смысла многократно в мыслях пережёвывать конфликтную ситуацию. Прощая и забывая её, мы делаем свою жизнь полной и благодатной. Чтобы в душе наступил долгожданный покой, надо поставить окончательную точку - смириться и искренне попросить прощения, даже если невиновны.
Ну а если обидчики почему-то недоступны, то избавиться от застарелых обид можно написав им письмо прощения. Надо взять лист бумаги, чтобы навсегда подвести черту под своим прошлым: написать своим обидчикам о том, чем именно они ранили вас, и завершить письмо искренними словами прощения. Письмо, написанное со слезами души, непременно «дойдет» до адресата. Так или иначе, но простить обидчиков надо. Просто потому, что застарелая обида — признак духовной незрелости. Чувство обиды у духовно зрелого христианина атрофируется, потому что он в состоянии сделать правильный нравственный выбор: либо всю жизнь сожалеть о своем печальном опыте, либо превратить его в стимул стать лучше своих обидчиков.