Как простить обидчиков?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий. Почему Господь Иисус Христос предписывает прощать людей, обижающих нас, но нам Он прощает грехи только после покаяния? Нужно ли нам тоже ждать, пока обидчики раскаются в своих грехах, чтобы простить их?
 
Дорогой Дмитрий!
Удивительными словами «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,..» (Мф. 5: 44-48), Христос указывает нам, что прощение – это не просто одолжение и великодушие по отношению к обидчиками и недругам, но духовный акт по отношению к самому себе, преодоление переживаний души ради гармонии с самим собой и Богом. Оно направлено только внутрь человека, а не в адрес обидчиков. Внутреннее первичное прощение - это значит проститься с каким-то неприятным, мучающим душу жизненным эпизодом. Иначе говоря, завершить внутренний конфликт, поставив точку, перестать быть жертвой душевных мук, вернув собственным раскаянием нарушенную гармонию души. Чтобы понять и простить чужие падения, необходимо прежде заглянуть в себя самого и освободиться от собственной порочности, потому что лишь при этом условии можно с любовью увидеть греховное горе другого человека, даже если он твой обидчик. Обличать же греховные отступления, не имея собственной чистоты, бессмысленно - это приводит лишь ко взаимному раздражению.
Однако просить прощения всегда невыносимо трудно - наша сатанинская гордость всячески препятствует этому! Далеко не каждый сможет произнести это коротенько слово «прости». Но человек, лишённый силы прощения лишен и силы любви! Переступить через серьезные обиды сложно, но, это жизненно необходимо – ибо мудро сказано: «Обижаться и негодовать — это все равно, что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов». Да, бывают случаи, когда причиненная обида столь велика, что человек, не может себя заставить искренне проявить свое прощение. Но если такое прощение дается с трудом, к нему нужно подойти постепенно - прежде всего обратить свои молитвы к Господу Иисусу Христу, Божией Матери и всем святым, и молить их о том, чтобы они помогли простить обидчиков и дали душевные силы совершить этот трудный поступок. В своих молитвах нужно молиться и о душах обидчиков, о том, чтобы Господь наставил их души на путь истинный. Придёт время, и душа смягчится, и придёт сострадание и любовь к обидчикам, а в сердце сойдёт блаженная тишина всепрощения. Искренность прощения может выразиться и покаянным молчанием, и влажным взглядом. Мало кому удаётся избежать негативных эмоций, лучше попытаться понять, почему они возникают - и простить обидчика. И не стоит все источники бед искать в другом человеке: часто мы сами бываем виновны. Не нас обижают, а мы обижаемся, и для того чтобы простить своего обидчика, достаточно встать на его место и подумать, зачем он вас обидел. Может, это и не была цель его поведения, а если специально хотел обидеть, то тем более нет смысла многократно в мыслях пережёвывать конфликтную ситуацию. Прощая и забывая её, мы делаем свою жизнь полной и благодатной. Чтобы в душе наступил долгожданный покой, надо поставить окончательную точку - смириться и искренне попросить прощения, даже если невиновны.
Ну а если обидчики почему-то недоступны, то избавиться от застарелых обид можно написав им письмо прощения. Надо взять лист бумаги, чтобы навсегда подвести черту под своим прошлым: написать своим обидчикам о том, чем именно они ранили вас, и завершить письмо искренними словами прощения. Письмо, написанное со слезами души, непременно «дойдет» до адресата. Так или иначе, но простить обидчиков надо. Просто потому, что застарелая обида — признак духовной незрелости. Чувство обиды у духовно зрелого христианина атрофируется, потому что он в состоянии сделать правильный нравственный выбор: либо всю жизнь сожалеть о своем печальном опыте, либо превратить его в стимул стать лучше своих обидчиков.
 
Сверху