Как правильно испытывать себя?

Москва
Православный христианин
Апостол Павел заповедал христианам:
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть".
(2 Кор. 13, 5)

Ему вторит и авва Дорофей, когда учит:

А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые. Поприща же (вёрсты) суть различные устроения, которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно: где он, до какой версты достиг, и в каком устроении находится? Именно: мы подобны людям, которые имели намерение идти во Святой Град (Иерусалим); выйдя из одного города, некоторые прошли пять вёрст и остановились, другие прошли десять, иные совершили и половину пути, а иные нимало не прошли по нём, но пребывают вне ворот, в смрадном предместье его....
Итак, каждый из нас должен замечать, где он находится: вышел ли он из своего города, но остановился вне ворот в смрадном предместье его; или прошёл мало, или много; или достиг до половины пути; или идёт две версты вперед и две назад; или дошел до града и взошёл в Иерусалим; или хотя и достиг до града, но не мог войти в него. Каждый пусть рассматривает своё состояние, где он находится.

Преподобный Отец наш Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания.
Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно


Но вот примечательная вещь: оказывается, это самоиспытание многие понимают по-разному. Настолько по-разному, что иное и не может быть полезным для души, но даже и опасным... :(
Поэтому предлагаю обсудить эту тему: как надо нам смотреть за собой, как испытывать верность своего духовного устроения?
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Крещён в Православии
Апостол Павел заповедал христианам:
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть".
(2 Кор. 13, 5)

Ему вторит и авва Дорофей, когда учит:

А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые. Поприща же (вёрсты) суть различные устроения, которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно: где он, до какой версты достиг, и в каком устроении находится? Именно: мы подобны людям, которые имели намерение идти во Святой Град (Иерусалим); выйдя из одного города, некоторые прошли пять вёрст и остановились, другие прошли десять, иные совершили и половину пути, а иные нимало не прошли по нём, но пребывают вне ворот, в смрадном предместье его....
Итак, каждый из нас должен замечать, где он находится: вышел ли он из своего города, но остановился вне ворот в смрадном предместье его; или прошёл мало, или много; или достиг до половины пути; или идёт две версты вперед и две назад; или дошел до града и взошёл в Иерусалим; или хотя и достиг до града, но не мог войти в него. Каждый пусть рассматривает своё состояние, где он находится.

Преподобный Отец наш Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания.
Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно


Но вот примечательная вещь: оказывается, это самоиспытание многие понимают по-разному. Настолько по-разному, что иное и не может быть полезным для души, но даже и опасным... :(
Поэтому предлагаю обсудить эту тему: как надо нам смотреть за собой, как испытывать верность своего духовного устроения?

Нам даны заповеди Божие, чтобы через следование им, мы уподобились Богу, были совершенны, как Отец наш Небесный (Мф. 5; 48). Вот, нам и надо смотреть за собой, живем ли мы этими заповедями или далеки от исполнения их в нашей жизни. Это трезвление и есть испытание себя. Если мы не такие, как та старая женщина, о которой повествует рассказ (см. ниже), то значит пока еще далеко отстоим от Святого града Иерусалим.


Один немецкий солдат во время Второй мировой войны был ранен на российском фронте. Остальные солдаты ушли с поля боя, не зная, что он был ранен. Он полз до тех пор, пока не увидел маленький домик. Он постучался. Старенькая русская бабушка открыла ему дверь. Она перевязала ему рану, накормила и уложила спать. Солдат оставался у нее четыре дня. Он не мог понять, почему его враг ухаживает за ним, рискует своей собственной жизнью ради него, пока не увидел в ее комнате икону Богородицы. И он понял, что она была верующая православная. Вскоре он ушел от нее, чтобы вернуться к своим. К несчастью, он заблудился и вышел снова к домику той старушки. Но дом был разрушен, а старушка исчезла. Оказалось, что, когда узнали, что она помогала врагу, ее схватили, а дом разрушили. Солдату удалось с ней увидеться. Она была счастлива тем, что Бог использовал ее в качестве проводника Своей любви, чтобы изменить жизнь другого человека.
Тот солдат стал священником в своей стране, и он до сих пор жив.

Мы часто слышим: «В мире столько зла и тьмы». Как раз в этом мире и находится наше испытание. Более чем когда бы то ни было нужно, чтобы мы пронизывали тьму в нашей будничной жизни светом любви и правды Христовой.

Маленькая девочка в церкви долго разглядывала цветной витраж, сиявший под лучами солнечного света. Потом она воскликнула: «Я поняла, кто такие христиане: это люди, которые сияют светом Христовым».

Читать полностью...
.
 
Последнее редактирование модератором:
город Пенза
Православный христианин
Сложный вопрос. Ведь, если некто, рассмотрев себя, радостно воскликнет: Я уже в Иерусалиме!, то, скорее всего, он в смрадном предместье своего городка. И не просто, а в отбросах по самую макушку. Апостол Павел не мог этого не понимать. Так действительно, что он имел ввиду под испытанием себя? С чем должен сверяться человек? И что в себе он должен проверять и испытывать?
 
Москва
Православный христианин
Нам даны заповеди Божие, чтобы через следование им, мы уподобились Богу, были совершенны, как Отец наш Небесный (Мф. 5; 48). Вот, нам и надо смотреть за собой, живем ли мы этими заповедями или далеки от исполнения их в нашей жизни. Это трезвление и есть испытание себя. Если мы не такие, как та старая женщина, о которой повествует рассказ (см. ниже), то значит пока еще далеко отстоим от Святого града Иерусалим. .
Да, это так, наше испытание - трезвение и поверка заповедями :). И спасибо за ссылку, Любовь :). Архиепископ Павел (Салиба) так хорошо сказал, что
"Проходить испытание – это значит сталкиваться с проблемами, иметь дело с ситуациями, в которых проверяешь себя".
И дал такие яркие примеры. И меня просто до глубины души тронула история про Бога и гусей :):):).
 
Москва
Православный христианин
Сложный вопрос. Ведь, если некто, рассмотрев себя, радостно воскликнет: Я уже в Иерусалиме!, то, скорее всего, он в смрадном предместье своего городка. И не просто, а в отбросах по самую макушку.
Совершенно точно замечено :).
Обо этом писал, например, пр. Макарий Оптинский:

Святые отцы, при всех своих великих исправлениях, считали себя ничтоже благо сотворшими, но вменяли себя прах и пепел; посему самое смирение и сохранило их от прелести самомнения; а которые обольщались мнением о своих деланиях, те окаянно отпали и поползнулись или в страсти, или в смущения и неустроения, лишившись мира душевного. В житиях святых отцов упоминается об одном иноке, который удостоился такой благодати, что получал от Ангела пищу; но когда подумал, что он уже спасён и утвердился в этой мысли, то лишился всего этого, впал в скверные помыслы и после этого должен был идти смиреннейшим путём. ( Собр. Писем, т. 3, 12, 56-57)
И предостерегал:
Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своём исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, - дабы мы смирились.
( Собр. Писем, т. 1, 212, 402)
 
Москва
Православный христианин
Ну вот. Теперь мы все об этом деле знаем и уж нам-то эти ошибки ну никак не грозят.:)
Ошибки нам грозят всегда, пока мы живы. И уж особенно грозят, когда мы решим, что уж это-то мы точно знаем и постигли и оно нам не грозит :);). Поэтому и по заповедям надо себя испытывать с рассуждением, смиренно. Вот, может быть помните, кажется в каком-то труде св. Феофана Затворника видела присланную ему духовным чадом табличку: в какой день какие заповеди исполнила и чего достигла. Такой реестрик успехов. Если дадите ссылочку, буду благодарна :).
А св. Феофан в ответ строго-настрого запретил мерять свои достижения. Его точка зрения была прямо противоположной, он писал:

Только не гадайте о себе, а отдайте себя Господу. Степени наши Он пусть разбирает и цену ощущений наших определяет. Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнём присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.
Вот что нам надобно: не мерять себя, т. е. на сколько аршин поднялись от земли… лучше совсем забыть про эту меру. Одна пусть будет: никуда негожи.


(Св. Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Письмо 14).
 
город Пенза
Православный христианин
И такая странная эта дорога в Иерусалим... Идешь, идешь, вроде уже и сияющие стены на горизонте мерещатся. И вдруг хлоп- ты в предместье, и мусоровоз вываливает на тебя большую кучу... Выкопаемся и опять вперед. А порой не ждешь, поднимешь голову, а Иерусалим- вот он!
 
Москва
Православный христианин
И такая странная эта дорога в Иерусалим... Идешь, идешь, вроде уже и сияющие стены на горизонте мерещатся. И вдруг хлоп- ты в предместье, и мусоровоз вываливает на тебя большую кучу... Выкопаемся и опять вперед. А порой не ждешь, поднимешь голову, а Иерусалим- вот он!
:) Да, когда не ждёшь :):):)
 
Москва
Православный христианин
Вот, может быть помните, кажется в каком-то труде св. Феофана Затворника видела присланную ему духовным чадом табличку: в какой день какие заповеди исполнила и чего достигла. Такой реестрик успехов. Если дадите ссылочку, буду благодарна :).
Не. Табличку не дам. Она ведь у каждого по его способностям должна быть. Придется самой для себя составлять.:)
А св. Феофан в ответ строго-настрого запретил мерять свои достижения. Его точка зрения была прямо противоположной, он писал:
Только не гадайте о себе, а отдайте себя Господу. Степени наши Он пусть разбирает и цену ощущений наших определяет. Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнём присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.
Вот что нам надобно: не мерять себя, т. е. на сколько аршин поднялись от земли… лучше совсем забыть про эту меру. Одна пусть будет: никуда негожи.


(Св. Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Письмо 14).
:) "Внимание к себе в сердце с молитвой ко Господу расстраивает все вражеские козни. Читайте у Исихия и учитесь, как тут действовать."
свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Письмо 519
 
город Пенза
Православный христианин
Я может, ошибаюсь. но мне кажется, что в этом высказывании ап.Павла надо учитывать конкретные условия. Вероятно, люди того времени были немного не такие как мы. Более простые, прямодушные. Они могли испытывать себя. А человек нашего времени- это такая шкатулка с двойным дном... не зря все святые, богословы, учителя церкви в один голос говорят: Не копайся в своих успехах, забудь про достижения, думай только о своих грехах. Тина привела пример со св.Феофаном. Наверное, ап.Павел конкретно нам сказал бы то-же самое.
 
Москва
Православный христианин
Я может, ошибаюсь. но мне кажется, что в этом высказывании ап.Павла надо учитывать конкретные условия. Вероятно, люди того времени были немного не такие как мы. Более простые, прямодушные. Они могли испытывать себя. А человек нашего времени- это такая шкатулка с двойным дном... не зря все святые, богословы, учителя церкви в один голос говорят: Не копайся в своих успехах, забудь про достижения, думай только о своих грехах. Тина привела пример со св.Феофаном. Наверное, ап.Павел конкретно нам сказал бы то-же самое.
А я думаю, что нам просто надо научиться правильно понимать то, что сказал апостол Павел, да и авва Дорофей - тоже. Потому, что испытание может быть с разной точки зрения: с точки зрения достижений и с точки зрения не-достижений. Недостатков, страстей, грехов, отделяющих от состояния веры.
Поэтому и писал апостол о себе:
" [Говорю] [так] не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
(Фил. 3, 12-14).

Он "забывал заднее" - то есть не смотрел, чего достиг в прошлом, не любовался или утешался этим, но простирался в духовном делании вперёд, ко Христу, - и показывал этот путь и нам, как спасительный.


Вот, и авва Дорофей продолжает в том же 10 поучении:
Есть три устроения души в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет её. Действует по страсти тот, кто приводит её в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает её, но, любомудрствуя, как бы минует страсть, однако имеет её в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти.
http://azbyka.org/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/dushepoleznye_poucheniya_14-all.shtml

Мне кажется, что тут он учит смотреть, где, в чём наши огрехи в борьбе со страстью - а не где мы чего-то достигли. Учит смотреть, делаем ли мы, стремимся ли, подвизаемся ли - а не почивать на лаврах достижений :).
 
Москва
Православный христианин
Мне кажется, что тут он учит смотреть, где, в чём наши огрехи в борьбе со страстью - а не где мы чего-то достигли. Учит смотреть, делаем ли мы, стремимся ли, подвизаемся ли - а не почивать на лаврах достижений :).
Как бы мы ни пытались подходить к сему делу с любого конца, но если расчитываем только на свои усилия, то будем иметь результат "... как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". 1 Кор.
Только участие благодати Духа Святого помогает иметь незамутненную и полную картину.

***М***
Зеленый и красный цвета используются администрацией форума для реплик и замечаний. Это общее правило в интернете, поэтому просим вас не использовать их для выделения текстов.
 
Москва
Православный христианин
Только участие благодати Духа Святого помогает иметь незамутненную и полную картину.
Ну, насчёт незамутнённой полной картины это Вы преувеличили :D. Это и апостол обещает лишь в будущей жизни.
Понятно, что без Бога мы не можем делать ничего. Но вопрос можно повернуть и иначе: если мы выискиваем в себе достижений, то неизбежно уловляемся тщеславием, и тем самым лишаемся помощи Божией. Пр. Макарий Оптинский писал своей духовной дочери об этом:
Ты привыкла видеть свои исправления, и если случится что когда-либо перенести от М.М., считаешь это хорошим и как бы мученичеством; от сего и запала в сердце твоё закваска гордости, лишающая тебя мира и спокойствия (Собр. Писем, т. 4, 112, 284-285)
Или Господь попускает нам пасть в страсти, чтобы мы обрели правильное смиренное воззрение на себя. Опять процитирую пр. Макария Оптинского. Он описал, что тот, кто достиг святости,
" после многих деланий и трудов, не ищет утешений, не полагается на них, а видит свои грехи и считает себя хуже всех. Когда же мы не приходим в таковое устроение, через благие делания, то уже благодать Божия смотрительно попущает нам впасти в различные страсти и немощи, дабы хотя через них себя смирили и получили богодарное смирение." (Собр. Писем, т. 5, 565, 748-749).
 
Москва
Крещён в Православии
Испытывать себя, скорее всего, надо на наличие греха в исполнении заповедей. Ну, например, истинно ли я исполнил заповедь любви, помогая ближнему или к моему деланью примешались нечистые помыслы и страсти - честолюбие, самолюбование, ожидание похвалы и благодарности, тщеславное удовольствие и т.д. Если мы обнаружили в себе эти страсти, то значит мы идем в другую сторону от града небесного, а если же не обнаружили этих страстей, то думаем так, как заповедано нам Господом:
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лук.17:10)
 
Москва
Православный христианин
Испытывать себя, скорее всего, надо на наличие греха в исполнении заповедей. Ну, например, истинно ли я исполнил заповедь любви, помогая ближнему или к моему деланью примешались нечистые помыслы и страсти - честолюбие, самолюбование, ожидание похвалы и благодарности, тщеславное удовольствие и т.д. Если мы обнаружили в себе эти страсти, то значит мы идем в другую сторону от града небесного, а если же не обнаружили этих страстей, то думаем так, как заповедано нам Господом:
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лук.17:10)
d_hug.gif

Да, потому и сказал Господь:
"У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая"
(Матф. 6, 3)

И апостол:
" не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе"
(Римл. 12, 16)
 
Апостол Павел заповедал христианам:
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть".
(2 Кор. 13, 5)

Ему вторит и авва Дорофей, когда учит:

А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые. Поприща же (вёрсты) суть различные устроения, которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно: где он, до какой версты достиг, и в каком устроении находится? Именно: мы подобны людям, которые имели намерение идти во Святой Град (Иерусалим); выйдя из одного города, некоторые прошли пять вёрст и остановились, другие прошли десять, иные совершили и половину пути, а иные нимало не прошли по нём, но пребывают вне ворот, в смрадном предместье его....
Итак, каждый из нас должен замечать, где он находится: вышел ли он из своего города, но остановился вне ворот в смрадном предместье его; или прошёл мало, или много; или достиг до половины пути; или идёт две версты вперед и две назад; или дошел до града и взошёл в Иерусалим; или хотя и достиг до града, но не мог войти в него. Каждый пусть рассматривает своё состояние, где он находится.

Преподобный Отец наш Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания.
Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно


Но вот примечательная вещь: оказывается, это самоиспытание многие понимают по-разному. Настолько по-разному, что иное и не может быть полезным для души, но даже и опасным... :(
Поэтому предлагаю обсудить эту тему: как надо нам смотреть за собой, как испытывать верность своего духовного устроения?

Мне кажется,для начала нужно иметь искреннее желание узнать на каком отрезке пути находишься.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Мне кажется,для начала нужно иметь искреннее желание узнать на каком отрезке пути находишься.
:) Вы мне напомнили рассказ одной моей знакомой, милой женщины, глубоко верующей.
Как-то она мне рассказала:
"В первые годы, как я поверила в Бога, я всё хотела узнать: где я? далеко ли я прошла вперёд? какого уровня я достигла? Всё прикидывала, сравнивала себя прошлую и нынешнюю. И как-то спрашиваю у моего духовника: мол, скажите, где я? А он как отрубит: "Нигде!" Я смутилась, но потом утешилась: ну, думаю, это он меня смиряет. Прошёл год-другой, и вот как-то я подошла к стенду, где у нас в монастыре были вывешены фотографии с престольного праздника - и в ужасе вижу себя рядом с монахами... в прозрачной блузке! Это я тогда так расхаживала - когда думала, что я уже многого достигла! Ну вот, с тех пор я уже больше не доискиваюсь: где я. Знаю: нигде..."
 
:) Вы мне напомнили рассказ одной моей знакомой, милой женщины, глубоко верующей.
Как-то она мне рассказала:
"В первые годы, как я поверила в Бога, я всё хотела узнать: где я? далеко ли я прошла вперёд? какого уровня я достигла? Всё прикидывала, сравнивала себя прошлую и нынешнюю. И как-то спрашиваю у моего духовника: мол, скажите, где я? А он как отрубит: "Нигде!" Я смутилась, но потом утешилась: ну, думаю, это он меня смиряет. Прошёл год-другой, и вот как-то я подошла к стенду, где у нас в монастыре были вывешены фотографии с престольного праздника - и в ужасе вижу себя рядом с монахами... в полупрозрачной блузке! Солнечный свет так упал, что она вся просвечивала! Это я тогда так расхаживала - когда думала, что я уже многого достигла! Ну вот, с тех пор я уже больше не доискиваюсь: где я. Знаю: нигде..."

И какова мораль сей басни?...
 
Сверху