Как понять слова Иоанна Златоуста из 58 беседы на Евангелие от Матфея?

Православный христианин
"Когда Бог избил первенцев египетских, то вместо их взял колено левитов. Но, так как число левитов было меньше числа первородных у иудеев, то Он за тех, которых недоставало в число, повелел вносить сикль."
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/58
Почему вместо первенцев египетских Господь взял левитов? Почему во второй строке используется число первородных у иудеев, а не у египтян? Почему нужно вносить сикль за недостающее число?
 
Москва
Православный христианин
Здесь , да простит меня великий Златоуст, неправильное истолкования эпизода с дидрахмой. Это была добровольная подать на храм со всех евреев мужского пола старше 20 лет. Установлена Моисеем и не имеет отношения к выкупу, который вносился за первенцев , тот действительно платился взамен избитых первенцев египетских, ( об этом подробнее говорится в событии Сретения Господня со ссылками на ветхозаветные постановления).
Лучше посмотрите толкование Лопухина и епископа Михаила (Лузина).Там точнее об этом.
 
Православный христианин
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 24-25 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали; Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да

Богу было угодно, чтобы вместо первенцев еврейских было посвящено ему колено Левиино. Колено Левиино исчислено было в двадцать две тысячи, первенцев же оказалось двадцать две тысячи семьдесят три человека. Вместо этих первенцев, которые оказались свыше колена Левиина, Бог определил давать священникам дидрахму. Отсюда и возник обычай всем вообще первенцам платить дидрахму, то есть пять сиклей или двести оволов. Но так как и Господь был первенец, то и Он платил эту подать священникам. Стыдясь, может быть, Христа из-за его чудес, не спрашивают Его, но Петра, или делают это скорее с коварною целью, то есть как бы говоря: «Учитель ваш - противник закона; разве захочет он платить дидрахмы?»

Толкование на Евангелие от Матфея.
 
Православный христианин
1)"Мальчик, родившийся у матери первым, от рождения имеет особый духовный статус. Изначально, обязанность осуществления богослужения была предназначена первенцам всех евреев, родившимся после исхода из Египта: «Ибо все первенцы у сынов Израиля — Мои… В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе» (Книга Чисел, 8:17). Впоследствии евреи согрешили, сотворив себе золотого тельца. Наиболее активное участие в грехе приняли первенцы. Соответственно, они оказались недостойными отправлять богослужение, и эта обязанность была передана сынам колена Леви, оказавшимся твёрдыми в вере. Часть колена Леви (потомки Аарона) была избрана для роли коэнов (священников). Сыны колена Леви отказались от материальных благ и от свободного времени, посвятив себя общественному благу и служению Всевышнему. Они заменили собой первенцев, которые первоначально были предназначены для выполнения этой задачи. Поэтому отец обязан выкупить первенца у коэна, демонстрируя тем самым, что коэн берет на себя часть той работы, которую должен бы был выполнять первенец." (https://ru.wikipedia.org/wiki/Выкуп_первенца)
"Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта (Исх. 11:7, 12:23). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: "Мои суть", принадлежали Ему (Чис. 3:13, 8:17). Поэтому они должны быть освящены, выделены (Исх.13:12); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов (Чис. 3:41, 45, 8:16–18), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу (Исх.13:15)." (https://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_02/13)
Мой вывод: 'Иисус есть первенец, потому что рождается первым у Богоматери и мужского пола. Поэтому по закону он должен бы был платить этот выкуп, но поскольку он не согрешает, и не нуждается чтобы за него часть работы делал коэн, то и платить этот выкуп по правде он не должен.'
2) Числа - 3 глава
"У Левия было три сына: Кааф, Гирсон и Мерари. Моисей и Аарон были внуками Каафа (Исх.6:16-20)
3:21-26 От Гирсона род Ливни и род Шимея: это роды Гирсоновы.
22 Исчисленных было всех мужеского пола, от одного месяца и выше, семь тысяч пятьсот.
(7 500)
3:27-31 От Каафа род Амрама и род Ицгара, и род Хеврона, и род Узиила: это роды Каафа.
28 По счету всех мужеского пола, от одного месяца и выше, восемь тысяч шестьсот, которые охраняли святилище.
(8 600)
3:33-37 От Мерари род Махли и род Муши: это роды Мерари;
34 исчисленных по числу всех мужеского пола, от одного месяца и выше - шесть тысяч двести;
(6 200)
3:39 Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи. (22 000)

Если сложить данные, приводимые в стихах 22, 28 и 34, получаем 22 300. Откуда взялись лишние 300 чел.?

3:41
и возьми левитов для Меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых.
3:42
И исчислил Моисей, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых
3:43 и было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три.
Т.е. число израильских перворожденных составило 22 273, что на 273 чел. превосходило число исчисленных левитов (не по сумме из родов)

3:46 А в выкуп двухсот семидесяти трех, которые лишние против числа левитов, из первенцев Израильских,
3:47 возьми по пяти сиклей за человека, по сиклю священному возьми, двадцать гер в сикле,

Гипотеза: а) Всего левитов было 22300. Из них 300 перворожденных Левитов. Всего первенцев из сынов Израилевых было 22573. Из них 300 перворожденных Левитов. Соответственно на 22273 первенцев из сынов Израилевых не левитов было 22000 левитов не первенцев. Отсюда получим 273 первенца-нелевита, которых нужно выкупить.
б) Первенцев Израильских нужно заменить, потому что они больше не могут быть посвящены Богу, так как согрешили и не могут более правильно служить Богу.

Вопрос: Почему Господь повелел давать выкуп со всякого иудея, достигшего двадцатилетнего возраста? (Исх. XXX, 11–16)
  • И сказал Господь Моисею, говоря:
  • когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;
  • всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;
  • всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;
  • богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;
  • и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.
Это как-то связано с заменой первенцев на левитов?
 
Православный христианин
Евфимий Зигабен
Толкование Евангелия от Матфея.

Мф.17:24–25. Пришедшым же им в Капернаум, приступиша приемлющии дидрахмы к Петрови и реша: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Глаголя: ей. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. (Две драхмы – определенная дань на храм. – Прим.).

Еврейские первенцы вносили каждый ежегодно дидрахму из благодарности Богу за то, что Он некогда погубил египетских первенцев. Хотя и Христос был первенец, однако собиратели постеснялись войти к Нему, так как воздавали Ему уважение за чудеса; но они приходят к Петру, важнейшему из учеников, и не требуют насильно, а скромно спрашивают. Дидрахма – это род денег.

Мф.17:25. И егда вниде в дом, предвари его Иисус, глаголя: что ти мнится, Симоне? царие земстии от киих приемлют дани или кинсон? от своих ли сынов, или от чужих? И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?

Прежде чем Петр сказал относительно дидрахмы, Христос предупредил его, показывая этим, что Он не нуждается в чужом наставлении, так как знает не только то, о чем говорят, но и что думают. Самим примером показывает, что будучи истинным Сыном Божиим, Он не должен платить Отцу дидрахмы, потому что цари не от собственных детей, а от чужих берут дани (τελη ) или кинсон (κηνσον – censum). Словами τελος и κηνσος обозначается одно и то же: τελος – у греков, а κηνσος (census) у римлян.

Мф.17:26. Глагола Ему Петр: от чужих. Рече ему Иисус: убо свободни суть сынове. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны.

Свободны от того, чтобы вносить дань, или кинсон.
https://azbyka.org/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovanie-evangelija-ot-matfeja/2_7
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
  • И сказал Господь Моисею, говоря:
  • когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;
  • всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу;
  • всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу;
  • богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших;
  • и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших.
Дидрахма (две драхмы) (Мф. XVII, 24) – греческая серебряная монета, на наш счет в 43 коп. сер. Она равнялась половине сикля и собиралась по закону Моисееву на храм со всякого иудея, достигшего двадцатилетнего возраста (Исх. XXX, 11-16). По разрушении Иерусалима Веспасиан повелел обращать эту мелкую монету в государственную казну.

(Архимандрит Никифор; Иллюстрированная библейская энциклопедия).
 
Православный христианин
На мой взгляд толкование Евфимия Зигабена совсем не делает понятным суть вопроса. 1) Почему иудейские первенцы должны быть благодарны за погубление египетских первенцев? И почему они должны за это вносить плату. Тем более, что выкуп изначально нужно было сделать только за 273 первенца.
2) Вопрос по связи выкупа иудейских первенцев и выкупа душ сынов Израилевых после 20 летнего возраста, тоже не раскрыт. В чем смысл этого выкупа, кроме денежного обеспечения служителей церкви?
"История храмового сбора, вероятно, восходит ко временам странствий народа израильского, когда был объявлен добровольный сбор средств на скинию (Исход 25:1–7)."
Гипотеза о смысле сбора: Если бы иудеи действительно любили Бога, а не занимались собою, то они бы сами украшали скинию, приносили бы нужные материалы и делали бы другие дела. Тогда сбор был бы не нужен. Но поскольку они этого не делали по греховности, то нужен был сбор.
 
Православный христианин
На мой взгляд толкование Евфимия Зигабена совсем не делает понятным суть вопроса. 1) Почему иудейские первенцы должны быть благодарны за погубление египетских первенцев? И почему они должны за это вносить плату. Тем более, что выкуп изначально нужно было сделать только за 273 первенца.
2) Вопрос по связи выкупа иудейских первенцев и выкупа душ сынов Израилевых после 20 летнего возраста, тоже не раскрыт. В чем смысл этого выкупа, кроме денежного обеспечения служителей церкви?
"История храмового сбора, вероятно, восходит ко временам странствий народа израильского, когда был объявлен добровольный сбор средств на скинию (Исход 25:1–7)."
Гипотеза о смысле сбора: Если бы иудеи действительно любили Бога, а не занимались собою, то они бы сами украшали скинию, приносили бы нужные материалы и делали бы другие дела. Тогда сбор был бы не нужен. Но поскольку они этого не делали по греховности, то нужен был сбор.
«…По выходе из Египта Господь повелел Моисею освятить всех первенцев израильских от человека до скота. Они были спасены Богом и составляли Его достояние. Первенцы людей должны быть освящены, выделены и отданы на служение Богу. Позднее, когда в земле обетованной было установлено постоянное служение левитов, первенцы оставались дома, но родители должны были за первенцев вносить выкуп…».
 
Православный христианин
Господь спас первенцев иудейских от Самого Себя и поэтому они стали его достоянием? Интересная логика. Ведь египетские первенцы погибли потому что фараон не захотел слушаться Бога. Израильские первенцы и не должны были погибнуть, потому что были членами избранного народа. А если бы Господь не избивал египетских первенцев, а каким-то другим чудом добился отпускания евреев, то первенцы были бы посвящены Ему или нет?
 
Православный христианин
Господь спас первенцев иудейских от Самого Себя и поэтому они стали его достоянием? Интересная логика. Ведь египетские первенцы погибли потому что фараон не захотел слушаться Бога. Израильские первенцы и не должны были погибнуть, потому что были членами избранного народа. А если бы Господь не избивал египетских первенцев, а каким-то другим чудом добился отпускания евреев, то первенцы были бы посвящены Ему или нет?
Простите, а что Вам не нравится?
Вот когда ВЫ станете, прости Господи, "творцом", то и будете размышлять отсебятину:(
 
Православный христианин
Спаси Господи, Сергий_ на добром слове. ;) Мне кажется вы именно в этом и видите смысл православия. Как в фильме "Монах и бес" игумен говорит императору. -"Я никогда не думаю". Зачем думать - ведь это опасно - можно ошибиться. Поэтому вывод - думать совсем не надо. Пускай проблемы накапливаются. Господь как-нибудь с ними управится. То что человек превращается в механизм и придаток системы никого не волнует. А потом удивляемся, почему это у нас в стране такое неустройство и непорядок. Наверно потому что у нашего народа такая святая миссия - жить в беспрерывном страдании. Кстати иудеи распяли Христа по той же причине. У них уже было все отлажено. Раввинизм и т.д. А тут кто-то пришел и пытается наше совершенство усовершенствовать. Сейчас вот мы немного соберемся с силами - мы даже свергнем власть рима. Токо надо немного подчистить местами. Подчистили. Потом на труп орлы собрались. И остается вам ваш дом пуст.
 
Православный христианин
Спаси Господи, Сергий_ на добром слове. ;) Мне кажется вы именно в этом и видите смысл православия. Как в фильме "Монах и бес" игумен говорит императору. -"Я никогда не думаю". Зачем думать - ведь это опасно - можно ошибиться. Поэтому вывод - думать совсем не надо. Пускай проблемы накапливаются. Господь как-нибудь с ними управится. То что человек превращается в механизм и придаток системы никого не волнует. А потом удивляемся, почему это у нас в стране такое неустройство и непорядок. Наверно потому что у нашего народа такая святая миссия - жить в беспрерывном страдании. Кстати иудеи распяли Христа по той же причине. У них уже было все отлажено. Раввинизм и т.д. А тут кто-то пришел и пытается наше совершенство усовершенствовать. Сейчас вот мы немного соберемся с силами - мы даже свергнем власть рима. Токо надо немного подчистить местами. Подчистили. Потом на труп орлы собрались. И остается вам ваш дом пуст.
Воистину Воскресе Христос!!!
Брат мой возлюбленный во Христе, если так веруем, то спасемся!!!

«…Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта (Исх. 11:7, 12:23). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: "Мои суть", принадлежали Ему (Чис. 3:13, 8:17). Поэтому они должны быть освящены, выделены (Исх.13:12); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов (Чис. 3:41, 45, 8:16–18)…».
Толкование на книгу Исход


«…Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа [Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21)]. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они закалают сами себя в вечную погибель [2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15-16]. Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство…».
(ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА; Том I; О чтении Евангелия; стр. 99 - 102).
Читать подробнее

http://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/5
«...По неспособности душевного человека правильно понимать духовное Святая Церковь воспрещает чадам своим произвольное объяснение Священного Писания, а заповедует строго держаться истолкования, сделанного Писанию святыми Отцами [Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали»...».
(Свт. Игнатий (Брянчанинов); Полное собрание творений; Том 4; стр. 447-466).

Не сочти за осуждение сии слова, но от нас именно этого и требуется.
 
Сверху