Как понять притчу

Евангелие от Луки гл.5 ст.36 по 39. "....Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и друое. И никто пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит старое лучше." Что хотел сказать Господь этой притчей?
 
Святая Русь
Православный христианин
Евангелие от Луки гл.5 ст.36 по 39. "....Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и друое. И никто пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит старое лучше." Что хотел сказать Господь этой притчей?
Где-то на Азбуке есть толкование, но некогда искать, поэтому отвечу своими словами.
Господь имел ввиду, что нельзя представителям ветхозаветной церкви (фарисеям и саддукеям) позволить быть проповедниками Евангелия. И нельзя ветхозаветные обычаи, праздники, уставы переносить на новозаветную Церковь. Потому что это приведет дело проповеди Евангелия к краху. Надо набрать совершенно новых людей и учредить совершенно новые праздники, посты и другие уставы.
 
Подольск
Православный христианин
Евангелие от Луки гл.5 ст.36 по 39. "....Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и друое. И никто пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит старое лучше." Что хотел сказать Господь этой притчей?


Уважаемая Елена! Вот вам понимание этих слов, правда не по Луке, а по Матфею:


Ст.16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой
ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет еще
хуже. (Мк.2: 21; Лк.5:36)


Речь здесь идет о Ветхом и Новом завете, как впрочем и в предыдущем стихе. Как к ветхой одежде никто не пришивает заплаты из новой материи, да еще даже небеленой ткани, т.к. эта новая заплата гораздо прочнее нежели то, к чему она пришивается, ибо она тогда потянет за собой края ветхой одежды, сделав дыру еще большую нежели она была ранее. Да, не стоит вообще чинить ветхую одежду за счет новой, т.к. она уже выслужила свой срок, выполнив свое назначение, от чего и стала такой ветхой. Иисус говорит, что не надо чинить ветхое новым, что бы не разодрать его; не лучше ли надеть новые одежды. Он не посягает на Ветхий завет и закон, Он пришел исполнить его, и для исполнения закона Он и принес Новый завет, т.к. Ветхий завет исполнял свою функцию на земле, теперь же настало время подумать человеку и о Небесном, о жизни вечной.
Человечество пережило тот завет, ибо всякое общество живёт по своему закону, но вот, ему предлагаются новые ценности, и поэтому говорится (ст.15), что пост отныне будет по иному поводу. Богом данный когда-то завет, стал как бы мал, ветх и тесен людям для их будущей жизни; отсюда, Иисус, в Своей притче, и говорит об образовавшихся в этой связи дырах и о «заплатах». В новых условиях они уже не помогут, а только увеличат дыры и разрыв между прошлым и будущем. И вот Бог вновь, в лице Своего Сына, как символа будущего, посылает людям Новый Свой Завет, завет не этой жизни по закону, а завет новой,- жизни вечной.
«Отсутствие» поста в момент пребывания Господа на земле, лишь подтверждает, что Он и пришел в этот мир привнести в него Свой Новый, еще даже «небеленый», т.е. не опробованный и не пояснённый Его апостолами, завет. Поэтому Он так бескомпромиссно, не боясь вызвать гнева иудейских ортодоксов, говорит: «Я пришел призвать» (ст.13), призвать людей к новым вершинам, к новым ценностям, к Новому Завету. И тогда пост и будет у «сынов чертога», но всё это будет чуть позже.
Для Христа же важно, чтобы не было ветхих «дыр» в этой новой одежде, для души и духа человека, т.к. старая, сама по себе обветшала от плоти человеческой, и именно поэтому Он не даёт свода новых правил и законов «для тела», ибо они всё те же, Он же дает вечные истины для души и духа и это уже окончательные истины для жизни вечной.
Он Сам представил Себя людям, как то, что Он — есть Истина. Странным образом, но очень единодушно толкуется данный стих у многих древних отцов церкви, и как нам кажется, несовсем верно. Выразителем данной точки зрения является и Зигабен. Он говорит: «Кончина (πληρωμα), т.е. целость небеленого куска, как крепкая и жесткая, возьмет и оторвет от старой одежды, сколько захватит; и дыра будет больше. Поэтому и Я, желая исцелить слабость учеников, не возлагаю теперь на нее суровости и тяжести поста, чтобы она еще более не ослабела, не будучи в силах нести возложенное; но снисхожу к немощи их, пока они не возобновятся Духом Божиим». Иисус не возлагает на учеников Своих «тяжести поста» не потому, что они ещё не в силах соблюсти его, по слабости своей, а по тому, что всё ещё «с ними жених…», т.е. Сам Он. Совершенно неверный посыл высказан и у Феофилакта: «пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников». Вероятно, всё же, «старые одежды и меха», это Ветхий Завет; а «новое вино»- есть Новый Завет. «Новая заплата» же, есть отдельные части, или куски Нового Завета, коими, без полноты его, невозможно починить, или обновить то, что уже исчерпало себя и свой век для будущего. За Ветхим Заветом приходит Новый, обращенный в будущее, но сказано было: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18). Таким образом мы видим, что здесь Иисус говорит не о затыкании дыр в Ветхом Завете, неспособном объяснить и поставить новые задачи, а о том, что уже пришло время открыть перед человеком Новый Божий Завет. Он говорит, что нельзя к старому пришивать новое, ибо и старое не станет от этого новей, и новое потеряет свою часть, только разодрав «ветхое». Каждому плоду свой срок, свое время. В словах Христа мы здесь видим и определённую заботу об ветхой одежде, о недопустимости раздирать её, всякого рода, новыми заплатами, дабы не сделать её «ещё хуже». Закон, эта та самая «одежда», так долго служившая человеку по плоти его; пришло же время и о душе подумать, подумать и о будущей «жатве», ибо не прах плоти людской надобен Господу, но дух превозмогший эту плоть.
Как бы в подтверждение Им же сказанного, Иисус приводит и еще одно образное сравнение.


Ст.17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе
прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино
молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
(Мк.2:22; Лк.5:37-39)


Сказанное Христом, не есть т.н. «новое учение о постах», ибо пост он и до, и после прихода Христа, остаётся постом, т.к. он, как и «суббота», для человека, а не человек для поста. То, что речь Иисуса обращена к молодым, подтверждается и у Луки. У него сказано: «но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тот час молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк.5:38,39). Союз «и», у Луки, вполне можно было бы заменить на- «но»: «но никто, пив старое…». Иисус говорит о традициях, менять которые всегда трудно, тем более тем, кто за свою жизнь привык к ним.
Последняя фраза этого стиха: «и сберегается то и другое», можно в равной степени отнести и к образам предыдущего стиха о ветхой и новой одежде, и к данному случаю, ибо важный принцип: «не навреди», в словах Христа, актуален и там и здесь. Образ «молодого вина» в этом рассказе Иисуса не случаен. Молодое вино- живое, ибо оно зреет, оно «играет», а значит живет. И не надо смешивать его со старым, устоявшимся, обретшем свой вкус, или помещать его в старые мехи, которые уже прошли своё испытание на прочность. Все примеры и советы Иисуса очень практичны и поэтому должны были быть понятными слушающим Его. Однако, не всё так однозначно. Под «мехами», можно полагать - души человеческие, под «молодым вином», новую кровь, учение Христово. У Феофилакта же, на этот счёт, иное мнение; он говорит, что «пост - это новая заплата и новое вино, а старые одежды и меха - слабость учеников». Иного, и как нам кажется, несколько более верного, хотя так же спорного мнения, придерживается Иероним Стридонтский, говоря: «представил Он два примера: с одной стороны, ветхие и новые мехи, а с другой стороны - одежду. Кусок новой ткани и новое вино должны быть понимаемы в смысле заповедей Евангелия, которых не могут выносить иудеи, чтобы разрыв не сделался еще большим. Этого именно и хотели Галаты, т. е. хотели смешивать с Евангелием заповеди закона и вливать новое вино в мехи ветхие; но апостол говорит им: О, несмысленные [или: неразумные} Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине. Итак, слово Евангелия гораздо более должно быть влито в апостолов, чем в книжников и фарисеев, которые не могли сохранить чистоты заповедей Христовых. В самом деле, одно дело чистота девственной души, не запятнанной никакой заразой первоначального порока, и иное дело нечистота той души, которая подпала действию похоти во многих [грехах]». Иисус говорит, что молодое вино надобно вливать в новые меха, т.е. новое учение посильно молодым сердцам и душам, способным усвоить его и сохранить, что не надо пытаться научить новому людей, неспособных выдержать преломления и изменения привычек и традиций, ибо их психика может не выдержать столь радикальных для них перемен. Это мысль Иеронима по сути своей верна, но…
Но почему Иисус на вопрос Иоанновых учеников о посте (ст.14) отвечает им именно таким образом, именно этими притчами? Дело в том, что, само новое учение, как новая одежда или новое вино, влекло за собой и новые правила ношения или употребления их. Так и пост, говорит Иисус, придет тогда, когда Мною до конца будет роздана эта новая одежда и это новое вино; когда вы «научитесь» отличать «жертву» от «милости» (ст.13), и когда Я покину вас, а вы начнёте в бессилии искать Меня. Но пока, Иисус, как бы упрекает учеников Иоанна за осуждение ими Его учеников. Это их, Он, образно, называет новыми, «небелёными» заплатками на ветхой одежде, т.е. вцепившихся в Ветхий Завет; это их молодую и горячую кровь Он сравнивает с «молодым вином», способным разодрать «старые мехи», т.е. Ветхий Завет, и тем самым нанести непоправимый ущерб Слову Божию. Слова Христа несут в себе не только упрёк иоанновым ученикам, но и своего рода, приглашение им, стать, как и Его ученики, «сынами чертога брачного» (ст.15). Иисус как бы говорит: не в постах сейчас дело, ибо будут и посты, дело в том, что молодое вино надо влить в новые меха. Иисус не форсирует события, а постепенно, через притчи и новые образцы, вводит слушающих Его в существо дела, показывая, что Ветхий Завет хорош для ветхого человека, новому же, необходим и Новый Завет, ибо только «тогда сбережётся и то и другое». Слово «сбережётся», в данном контексте, может означать- «спасётся».
По всей вероятности, предыдущие слова, т.е. первую притчу, Иисус произносил не только в доме Матфея, а вот вторую (о мехах и вине), передающую тот же смысл, Он возглашал и позднее, при большом скоплении народа.

 
Сверху