Как мужу спасаться семейной жизнью?

Святая Русь
Православный христианин
Неправильно верующий в Бога , хуже атеиста, для меня это так очевидно, как дважды два. Но кто кроме Бога может решить, кто правильно верит, а кто нет? В каждом высказывании человеческом есть доля истины, только надо уметь ее увидеть, истина же только у Бога. Поэтому каждый строит семью по своему разумению, которое получил и получает от Бога, и каждый прав по-своему. Лицемерием будет соглашаться с авторитетами в Православии, а внутри себя не иметь этого, или слепо верить без понимания, что уже будет называться глупостью.
Не знаю, Валерий, как определить. Неверующий муж - тоже не подарок. Он легко может стать игрушкой бесов. Сначала он будет хорошим и жена откроет перед ним свои сердечные предпочтения. А потом враг решит ей отомстить за какое-то доброе дело. И одно дело нападки внешних, а дома - покой и понимание. А совсем другое дело, когда жена открылась, а при ссоре он наносит удар, что называется "ниже пояса", типа "что ты мне тут со своими богами! читаешь свои книжечки! лучше бы то и то по дому сделала! а то бегает она по церквям да больницам!", а когда разойдется то еще и внешним расскажет, да преувеличит. Разве такое можно выдержать? Хотя есть, конечно, называющие себя верующими, но далеко отстоящими от христианства, с такими апостол советует даже не есть вместе. Но все-таки с верующим мужем легче найти понимание. Неверующему говоришь: "Не верь своему помыслу. Все не так, это помысл от бесов". А он в ответ: "Да что ты мне сказки рассказываешь, никаких бесов не существует, это ты мне сама такие мысли внушаешь". Ну что тут скажешь?
 
Как мужу спасаться в семье?
Воспитывать в себе любовь, отвергаться эгоизма. Для этого обязательно быть православным? Не уверен, само православие самопожертвование воспитывает, но православие ещё воспитывает не ради мирской славы, отвержение своей гордыни. Хотя это уже не вопрос только семейной жизни.
 
Последнее редактирование:
Москва
Крещён в Православии
Лицемерием будет соглашаться с авторитетами в Православии, а внутри себя не иметь этого, или слепо верить без понимания, что уже будет называться глупостью.
Прочитав эти слова, вспомнила, что говорил Христос по поводу исполняющих волю Божию и вам предлагаю прочитать это место в Евангелии и порассуждать, кого более похвалит Отец Небесный, того кто исполнил, что надлежит христианину или того, кто не исполнил, боясь что из-за своего несовершенства может нечисто сие исполнить:

28
А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. (Матф.21:28-31)


Помню читала когда-то в Патерике такой рассказ. Ученик приходит к старцу и жалуется, что не может исполнять положенное ему правило, так как его мучают разные нечистые промыслы и он впадает в искушения и не правильно ли будет оставить это деланье. На что старец сказал ему. Были два человека, которые решили посадить в своих огородах различные культуры, чтобы иметь пропитание. Оба они не знали огородного дела и потому дело у них шло "из рук вон плохо". И тогда один из них махнул рукой и не стал больше мучиться со своим огородом, а второй проявил терпеливое смирение и, как смог, насадил семена. Осенью, тот, который насадил семена, получил скудный урожай, не всё посаженное взошло, а что-то заглушило терние, другой же человек, видя это, только ухмыльнулся. Спрашивается, у кого из двоих на зиму будет пропитание?
- У того, который насадил и собрал урожай, хотя он и скудный.
- Правильно, а первый вовсе остался без плодов, как "бесплодная смоковница"

Если вы помните, Христос проклял бесплодную смоковницу. (Мар.11:12-14)

Итак, еще раз хорошенько подумаем, так кто же на самом деле глуп, тот, кто исполняет волю Божию, хотя и несовершенно, или тот, кто подобно злому рабу из притчи о талантах, закапывает свой талант в землю, потому что не может получить с него многого дохода? Как вы думаете, Валерий?

Притча о талантах

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
 
Россия
Православный христианин
Итак, есть или нет обязанности у православного мужа в семьи или он только получатель женского смирения и любви, а сам не делатель и не должен им быть? Да или нет?
танго танцуют вдвоем.
"и прилепится жена к мужу, и станут как одно целое"
В вашем вопросе кроется ответ. Любовь не предсказуема, отсюда и требование выполнения обязанностей от мужа означает , что в душе у жены большие проблемы. Аналогично, и муж, желающий смиренную жену, далек от совешенства. Христос дал способ уравнновесить неравенство полов - надо учиться любить, и прощать - жене несмирение, мужу- невыполнение обязанностей.
 
Россия
Православный христианин
Если вы лично не встречали таких искренне верующих людей, то это не значит, что их нет.
***
Посоветовшись со своим духовником, он начал готовить себя к монашеской жизни, однако пока он учился, пока то да сё, встретилась на его жизненном пути девушка и серьезно встал вопрос, так по какому пути спасения идти: создать семью, женившись на девушке, которая так же имеет к нему взаимное чувство любви или исполнить задуманное прежде отречение от мира, ради Христа. Вопрос оказался столь сложным, что юноша вынужден был ехать на св. гору Афону, чтобы посоветоваться со старцем и узнать волю о нем Бога.
юноша, который не мечтает о второй половине не является психически нормальным. Мне тоже было 16 лет, и я знаю каков накал гормонов у подростков. То, о чем вы поведали- лишь внешнее, а что в душе у парня- врядли станет известно. Желание остаться безбрачным- в этом больше тщеславия и позерства, я в этом очень сильно сомневаюсь, судя конечно лишь по себе. Да и странный у него духовник, ежели посоветовал готовиться к монашеству в таком возрасте. Наверно, потом и получаются попы-расстриги. Сначала надо пожить и опыта набраться, чтобы добровольно уйти в схиму.
 
Москва
Крещён в Православии
танго танцуют вдвоем.
"и прилепится жена к мужу, и станут как одно целое"
В вашем вопросе кроется ответ. Любовь не предсказуема, отсюда и требование выполнения обязанностей от мужа означает , что в душе у жены большие проблемы. Аналогично, и муж, желающий смиренную жену, далек от совешенства. Христос дал способ уравнновесить неравенство полов - надо учиться любить, и прощать - жене несмирение, мужу- невыполнение обязанностей.
Очень интересная мысль :)
Если мы сравним эту тему с параллельной темой: Надо ли всегда угождать мужу? то обнаружим удивительный парадокс. Оказывается мужчины очень хорошо знают, что должно делать жене (быть покорной мужу, угождать ему, быть служанкой, и снова угождать-угождать-угождать ему, до самозабвения) и жене ставится в обвинение, если она этого не делает или не понимает, почему собственно она должна быть человекоугодливой прислугой в доме и где про это сказано в Евангелие. Но как только зашел разговор о мужчинах и его обязанностях в семье, как все (абсолютно все, не только мужчины, но и женщины) не знают, а какие собственно у мужа обязанности перед женой и детьми. Тут же начались оправдания, что муж вполне может быть немощен и неспособен к добросовесной семейной жизни, не надо за это на него слишком обижаться, а лучше любить его и прощать, а если это не так, то значит "у жены большие проблемы". В итоге получается что-то вроде сказки "битый небитого везет", да еще погоняет. :D
 
Россия
Православный христианин
Но как только зашел разговор о мужчинах и его обязанностях в семье, как все (абсолютно все, не только мужчины, но и женщины) не знают, а какие собственно у мужа обязанности перед женой и детьми.
Хорошо, Любовь, я вам отвечу, какие обязанности у мужа. Ответ вам не понравиться.
ОБЯЗАННОСТЬ МУЖА- ВОСПИТАТЬ ЖЕНУ. Для этого одной жене нужна ласка, другой швабра вдоль спины. А заодно и теще, за то что жена воспиталась очень строптивая будущая жена. В этом Господь заложил глубокий смысл- воспитание кротости в жене обуславливает, что она родит и воспитает здоровых в нравственном отношении деток. Жена обязана подчиняться мужу в душе, даже если она больше зарабатывает или по карьере успешнее мужа.Даже если муж вообще никакой и не может по слабости или неумению выполнять обязанности- жена все равно должна поставить его выше себя. Иначе семьи не будет, не будет и нормального воспитания детей. Говоря по Библии- жена была создана из ребра Адама, а не наоборот. Спорить с этим можно до умопомрачения, требовать от мужа там что-то, но заканчивается эта вся эмансипация только развалом семьи и развалом семьи у детей.
 
Москва
Крещён в Православии
Хорошо, Любовь, я вам отвечу, какие обязанности у мужа. Ответ вам не понравиться.
ОБЯЗАННОСТЬ МУЖА- ВОСПИТАТЬ ЖЕНУ. Для этого одной жене нужна ласка, другой швабра вдоль спины. А заодно и теще, за то что жена воспиталась очень строптивая будущая жена. В этом Господь заложил глубокий смысл- воспитание кротости в жене обуславливает, что она родит и воспитает здоровых в нравственном отношении деток. Жена обязана подчиняться мужу в душе, даже если она больше зарабатывает или по карьере успешнее мужа.Даже если муж вообще никакой и не может по слабости или неумению выполнять обязанности- жена все равно должна поставить его выше себя. Иначе семьи не будет, не будет и нормального воспитания детей. Говоря по Библии- жена была создана из ребра Адама, а не наоборот. Спорить с этим можно до умопомрачения, требовать от мужа там что-то, но заканчивается эта вся эмансипация только развалом семьи и развалом семьи у детей.
При чем здесь "нравится - не нравится". Это снова переход на личности и субьективные чувствования. У нас есть Новый Завет, по которому нам должно жить, если мы христиане. У нас есть святые отцы, учителя правильной и спасительной жизни. Пожалуйста, подкрепите ваши слова этими духовными источниками.
 
Москва
Крещён в Православии
Была на Руси очень важная и всеми уважаемая книга "Домострой". Давайте мы там поищем ответ на наши вопросы.

B1.gif

B1.gif

ДОМОСТРОЙ
Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято
B1.gif
B1.gif

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Если муж сам не учит добру,
то накажет его Бог,
если же и сам творит добро,
и жену, и домочадцев тому учит,
милость от Бога примет


Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится.

http://www.wco.ru/biblio/books/domostroy/Main.htm

Из сей главы видим мы, что муж учит своих домочадцев и, в частности жену, всякому добру не просто лаской, паче же не шваброй вдоль спины, но своим богобоязненным образом жизни и деланием добра. "Стяжи дух мир и тысячи спасутся возле тебя", а тот кто домашних своих шваброй гоняет, вряд ли мирен духом и как он другому поставит свою голову или как он из-под швабры заставит кого-то быть лучше, чем он сам? Так может рассуждать лишь язычник не ведающий правды Божией и духовных законов, но не православный христианин.

 
Россия
Православный христианин
Пожалуйста, подкрепите ваши слова этими духовными источниками.
А зачем? Моя позиция изложена вполне прозрачно, я ее не сам придумал, а почерпнул читая книги.Слушая лекции Осипова и протоерея Смирнова. Зачем вам подкрепления Святых Отцов? У вас свой жизненный опыт, живите, как вам Бог в сердце велит.Если не считаете мою точку зрения правильной- вы можете е опровергнуть. Ничего не хочу доказывать огромными цитатами, а сказал как искренне считаю. На сем дискуссию продолжать не буду долее.
 
Конечно все равно ведь что протестанты Божию матерь не почитают,не почитают икон,все равно что Таинства Причастия как такового нет,я уверовал--я спасен и ничего делать больше не надо,какое там каяться.
Все равно что в католицизме со своими сверхзаслугами люди в прелести находятся,веря в непогрешимость папы и что если у меня дел не хватает чтобы спастись--ничего,папа добавит.А если уж в монахи ушел--это сверхзаслуги,теперь нам сам Бог должен.Ихних подвижников Господь громким свистом призывает(Тереза маленькая)
Все во Христа верят,действительно,какая разница? А православные святые--Сисой Великий,умирая и сияя как солнце говорил --не знаю положил ли я начало моего покаяния.Или из утренних молитв--Боже,очисти меня грешнего,якоже НИКОЛИЖЕ(НИКОГДА) сотворих благое пред тобою. Прочтите нашу Святооотеческую литературу,епископа Игнатия(Брянчанинова) например,он знаменит тем что перевел,точнее заново перецитировал со своими коментариями, всех Святых Отцов.Почитайте также другую,протестанскую например или католическую и вы поймете какая глубина у нас в православии,к чему наша вера призывает и какой примитив,духовный сурогат у них.Если человек действительно ищет истину,то Господь откроет,да и много ума не надо чтобы отличить где лож,а где истина.Да и само сердце подскажет,если это не сектанская прилепленность к одной вере,когда сердце порабощено ложью.
Никто не заставляет слепо верить--читайте,сопоставляйте,какие у нас службы,какие у них...
А у Осипова и впомине ничего подобного нет,он четко проводит грани между псевдохристианскими верами и православием.
 
Москва
Крещён в Православии
А зачем? Моя позиция изложена вполне прозрачно, я ее не сам придумал, а почерпнул читая книги.Слушая лекции Осипова и протоерея Смирнова. Зачем вам подкрепления Святых Отцов? У вас свой жизненный опыт, живите, как вам Бог в сердце велит.Если не считаете мою точку зрения правильной- вы можете е опровергнуть. Ничего не хочу доказывать огромными цитатами, а сказал как искренне считаю. На сем дискуссию продолжать не буду долее.
Это правильное решение, так как вы все время переходите личностные границы и не говорите по существу темы.

Простите, если вам что-то не понравилось в моих высказываниях. К сожалению, я неоднократно слышала мнение, что выходить замуж за православных парней следует с опасением, так как они склонны к деспотии в семейной жизни. Хотелось развеять это мнение, но пока не удается.

Вот, например, что пишет женщина, которая вышла за муж за человека, который позиционировал себя до брака православным человеком, но потом оказалось, что в голове у него сплошные тараканы:


Здравствуйте!!!
Очень нужна Ваша поддержка и совет, т.к я нахожусь в отчаянии на гране срыва.
Я рассталась со своим мужем по причине его негативного и хамского поведения в адрес церкви и священников. Думала, что он православный человек, но на деле оказалось не так.
С его стороны были хамские письма в Епархию, где он грозился подать на них в суд за то, что не венчают без расписки. Он постоянно называл священников торгошами брака, бесовскими и мог нахамить и оскорбить их.
Сейчас он мне пишет письма с угрозами, где обещает убрать моего духовного отца за штат за то, что он (по его фантазиям) превратил храм в бордель и секту. А когда я стала заступаться за духовного отца, которого он незаслуженно хочет отчислить за штат и оскорбляет, то в ответ услышала, что я Епархиальная шлюха.
Это говорит человек, от которого я ношу ребенка!!! Он постоянно меня шантажирует, что если я не буду с ним жить и к нему не вернусь, то он отправит моего духовника за штат (по его мнению он думает, что я из-за духовника с ним рассталась). Он позорит меня в Епархии и пишет им письма, что у меня паранормальные отношения с батюшкой, что у меня с ним связь и, что я жду от духовника ребенка.
Люди добрые, как на это реагировать????
Как терпеть этот кошмар и как защитить батюшек от его писанины и наговоров в Епархию??

Алина, возраст: 27 / 14.05.2010


http://vetkaivi.ru/main/help?id=138

Этим разделом писем на сайте я уже занимаюсь пол года. То насилие, которое творится в семьях современных молодых семей, приводит меня просто в шок. Мужчины утверждаются в своей силе не за что своих праведных и добрых дел, не за счет социальных достижений, а за счет насилия над своими женами и детьми. Муж не достигший духовной зрелости не вправе претендовать на безусловное послушание себе, а тем более на угождение, из этого выходит один только грех в семье. Лишь сделавшись мужем во Христе, он может стать главой семьи в православном понимании этого слова.
 
Святая Русь
Православный христианин
Очень интересная мысль :)
Если мы сравним эту тему с параллельной темой: Надо ли всегда угождать мужу? то обнаружим удивительный парадокс. Оказывается мужчины очень хорошо знают, что должно делать жене (быть покорной мужу, угождать ему, быть служанкой, и снова угождать-угождать-угождать ему, до самозабвения) и жене ставится в обвинение, если она этого не делает или не понимает, почему собственно она должна быть человекоугодливой прислугой в доме и где про это сказано в Евангелие. Но как только зашел разговор о мужчинах и его обязанностях в семье, как все (абсолютно все, не только мужчины, но и женщины) не знают, а какие собственно у мужа обязанности перед женой и детьми. Тут же начались оправдания, что муж вполне может быть немощен и неспособен к добросовестной семейной жизни, не надо за это на него слишком обижаться, а лучше любить его и прощать, а если это не так, то значит "у жены большие проблемы". В итоге получается что-то вроде сказки "битый небитого везет", да еще погоняет. :D
Жена друг человека :D Ну это, конечно, шутка.
Если серьезно, то, конечно, и у мужа и у жены есть свои обязанности. Но могут быть и свои изъяны. И в теле, и в душе. Вчера слушал в записи киевского миссионера протоиерея Андрея Ткачева, ему по радио задали вопрос, почему Моисей был косноязычным, неужели Бог не мог подобрать для такой роли человека без дефекта. о. Андрей ответил, что человеку полезно иметь какой-то дефект, например, Иаков был здоров, а Бог ему повредил бедро и от стал накульгивать, св. Матрена была слепой и т.д. Всех примеров не помню. Бывают дефекты не только в теле, но и в душе. Это не означает, что надо к ним стремиться, но раз уж Бог с какой-то целью сотворил таким человека или уже потом с человеком что-то сделал, не казнить же его, может, у него есть другие достоинства и немалые, которые Бог уравновесил дефектами. То же может быть и с женщиной. У одной больше талант красоты, у другой доброты, у третьей ум, у четвертой еще что-то, а первых трех нет. Наличие всех талантов без изъянов - путь к гордыне. И мужья: один красив, другой хорошо зарабатывает, третий отличный организатор и любит детей, четвертый имеет талант религиозный. Почитал одну православную книжку о том какой должен быть муж (жена) и посмотрел на знакомые верующие и неверующие пары, если бы все искали мужа (жену), то никто бы из них не женился. По книжке муж должен быт глубоко благочестив, молитвенник, обладать отменным здоровьем, зарабатывать столько, чтобы без труда прокормить семью человек из 5-7 и т.д. Но в реальной жизни все по-разному. Один хорошо зарабатывает, но или любит выпить, либо семью почти не видит. Другой благочестив, молится, помогает при храме, но то без работы оказывается, то еще какая-то нестабильность. Третий любит жену и детей, но имеет слабое здоровье, часто болеет. У четвертый всем хорош, но ко всему духовному абсолютно холоден, атеист. Так что жизнь такая, что не позволяет все загнать под наши представления о том, как хочется.
Хочешь получить хорошую специальность, нормально и честно зарабатывать, а тут очередной кризис или дефолт, твоя специальность не востребована, а работа которую предлагают мало оплачиваемая, а хорошо оплачиваемая грозит или спиться (такой коллектив) или на грани криминала (такой хозяин). Хочешь быть здоровым и выносливым, занимаешься спортом, а тут вдруг переболел воспалением легких или корью, еле выжил, ослаб, а сверх еще скорби посыпались, так что уже не до спорта, а на нервной почве еще и гастрит или язва. Хочешь быть благочестивым, читать Св. Отцов, Евангелие, посещать все литургии и вечерние, а тут чтобы семья не бедствовала устроился на такую работу, что и о Боге некогда подумать.
Короче, как говорили святые отцы, если бы каждый осуждал только сам себя, а к другим относился с пониманием, то был бы взаимный мир и любовь.
 
Святая Русь
Православный христианин
Этим разделом писем на сайте я уже занимаюсь пол года. То насилие, которое творится в семьях современных молодых семей, приводит меня просто в шок. Мужчины утверждаются в своей силе не за что своих праведных и добрых дел, не за счет социальных достижений, а за счет насилия над своими женами и детьми. Муж не достигший духовной зрелости не вправе претендовать на безусловное послушание себе, а тем более на угождение, из этого выходит один только грех в семье. Лишь сделавшись мужем во Христе, он может стать главой семьи в православном понимании этого слова.

Любовь, так ведь многие женщины в этом виноваты. В ранней молодости как-то прочитал одно произведение Жорж Санд "Консуэлло". Там одна стервозная и очень красивая женщина разговаривает со своей подругой. Подруга спрашивает ее, какой у нее странный вкус, выбрала самого злого дикого мужчину, которого все бояться и никто не любит, это же зверь. А та ей отвечает, что для нее величайшее удовольствие чтобы управлять таким диким тигром, которого все бояться, а он покорно лежит у ее ног.
Так и современные женщины нередко говорят своему возлюбленному или уже мужу, что они презирают тряпок, им нравятся настоящие мужчины. Ну и получают в результате настоящего мужчину в стиле времен Домостроя, а потом обижаются.
 
Москва
Крещён в Православии
Валер, нам и сказано апостолом "друг друга немощи носите". И только про насилие одного человека над другим ничего не сказано, что это богоугодно. Мы хорошо знаем, кто у нас первый насильник, и кто идет этим же путем, уподобляет себя этому господину. Каждый в первую очередь за собой смотри, спасаешься ли ты?
 
Москва
Крещён в Православии
Мне кажется эта статья должна расставить точки над "и":

священник Анатолий Гармаев


Культура семейных отношений

Обязанности мужа


"Во всяком деле должен быть глава. Так и в деле домостроительства он должен быть. На нем полная и всесторонняя забота о доме. “Он должен, – пишет свт. Феофан Затворник, – иметь неусыпное попечение о доме, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми, за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтоб все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная… В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит, когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки, и проч.”
Часто в современной семье, где муж и жена начинают одновременно воцерковляться, возникают разные недоумения о духовных делах — как их вести. Здесь Церковь советует благоразумно прислушиваться друг к другу – не даст ли Бог благословение Свое через другого. Отсюда сердечный союз, крепкий мир и согласие. Важнейшее при исполнении этого совета — наблюдать сердце свое, чтобы в нем не возбудилось препирательство, желание настоять, взять верх, добиться своего. Есть ли в таком настроении желание и расположение к Божьему благословению? А если нет, возможно ли из худого сердца совершать домашние дела?
При таком обращении к взаимному совету свт. Феофан в то же время говорит мужу, что глава в доме должен внимать всем духовным делам. “Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он — глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени. Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память об них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер: пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело, – село, город, государство”.
Глава входит и во все внешние отношения. Семья за ним — как за каменной стеной. В общество выходит он, но и общество спрашивает за дела семьи именно с него.
Чтобы естественно принять такие обязанности, еще с юности должна быть подготовка к ним. Не с легкомыслием, но со страхом и осторожностью нужно вступать в супружество. А для этого уже в юности “а) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе; б) ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но ту одну, какую Бог определил, – взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других; в) когда нашел, прими, как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовию, столько же и с почтением к сему дару”.
В семье же, когда она возникла, есть общие обязанности супругов. Они следующие: “а) крепкая любовь, не страстная, но чистая и трезвая, свидетельствуемая внутри б) взаимною привязанностью и живым участием, равно как скорым и подвижным сочувствием, а вне, взаимно — в) содействием, по коему глаз и рука одного там же, где и другаго. Отсюда истекает г) мир непресекаемый и согласие нерушимое, предотвращающее неудовольствия и скоро устраняющее произшедшия нечаянно; д) доверие, по коему несомненно один во всем может положиться на другого, быть покойным насчет его во всем, таин ли то касается или поручений. Венец же всего е) верность супружеская, т.е. хранение перваго условия союза — и душою и телом принадлежать только друг другу. Муж не свой, а женин, и жена не своя, а мужнина. Верность утверждает доверие; неверность, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревность, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастие. Неревность – святой долг, но вместе и подвиг, или искус супружеской мудрости и любви. Ибо тут всегда вмешивается самость, которая и требует исключительности, и боится за нее. Она здесь очень смешна и сама вооружается против себя”.
Живой пример доброй семьи из жизни святых — это Андроник и жена его Афанасия. “Имение свое они разделили на три части: одну отдавали нищим, другую – в церковь, третью иждивали на себя. Были кротки, за что весь город, в котором они жили, любил их. Соблюдали нравственную чистоту в семейной жизни, всегда сострадали и помогали бедным. Каждое воскресенье, понедельник, среду и пяток посещали церковь. Были тверды в несчастиях и переносили их с покорностию воле Божией”.
Подобным же образом, когда однажды к святому Иоанну Лествичнику пришли миряне, мало заботившиеся о своем спасении, и хотели извинить свою порочность и нерадение такими словами: “Каким образом можно вести жизнь подвижническую нам – при наших женах и заботах общественных, которые опутывают нас подобно сетям?”, святой Иоанн ответствовал: “Делайте те добрые дела, какие можете: никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите; ни пред кем не превозноситесь; не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний; будьте сострадательны к бедным; не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если так будете поступать, то недалеки будете от Царства Небесного”.
Обратимся теперь к обязанностям мужа. В чем они заключаются?
Первое, муж — глава жены, не только семьи, но в семье – жены. Что же сказано в Священном Писании? Еве сказал Бог: “К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою” (Быт. 3, 16). Влечение жены выражается в тоске о муже, в потребности его участия, его присутствия, в потребности его заботы, попечения.
Есть разные участия мужа в жене, может быть чисто телесное, может быть душевное, но сама потребность в муже и влечение к нему в жене имеет столь глубокий характер, что эта-то глубина и составляет тайну супружества. И эту глубину супруги, как жена открывает в себе, так и муж открывает в ней по мере их супружеской жизни. И само по себе возрастание супружества и развитие супружества связано именно с обретением этой тайны влечения жены.
По причине греха влечение это извратилось и получило страстный характер. Как влечение к Богу повернулось к себе и человек возлюбил себя, так и чистое влечение к мужу, которое вложено Богом в душу жены, превращается в страсть сладости от греховного влечения к мужу. И Богом дарованная естественная радость влечения к мужу превращается в сладость страстного влечения.
Увы, современные семьи по преимуществу начинаются с этого страстного влечения. Но по мере воцерковления, освящения и высвобождения из-под власти страсти, постепенно открывается то богодарованное влечение, которое составляет уже чистоту супружества, которое мы знаем как влечение целомудрия.
“К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать на тобою”. Что же это за господство такое? Это власть любви со стороны мужа. И жена, по чистой природе своей, имеет в ней потребность, и муж в своем естестве души имеет эту власть на дарованное ему Богом.
В современных семьях это господство мужа над женою превратилось в господство страсти, господство самовластия над женою, тиранства над ней, господства раздражения, ярости, требовательности, притязаний к ней, т.е. господство сделалось злохудожным по причине худого характера мужа.
До супружества, начиная отношения с чувственного влечения, мужья, по заключении законного брака, входят в сознание законности, а отсюда — уверенности в семье. Одновременно в муже высвобождается его самовластное притязание, и он начинает считать ее своею женою не по любви к ней, а по чувству владения ею, порою как вещью. Разная степень этого притязания на властвование рождает и разную степень вольности в обращениях с женою.
Притязание на законное владение рождает требование к жене. Невысказанное вслух, оно остается в подсознании и развращает сердце в неудовольствие вместо любви. Когда влюбленность начинает удовлетворяться, тогда открывается разница между притязаниями мужа и возможностями жены. С этого момента начинаются требования, чтобы она была такой, другой…
Господство начинает выражаться в самых разных злохудожных формах: в раздражимости, недовольстве, в досаде, обидах; в конечном итоге, выливающихся в разные извращенные формы господства над женою, когда муж начинает жить, как хочет, не считаясь с женою и при ней не обращая на нее внимание, совершает все непотребства свои – пьянство, разврат, обижает и унижает ее и, хуже того, даже постоянно избивает ее.

На самом деле не так должно быть.

Всякому мужу глава Христос. Жене глава муж. И потому, что заповедано Господом совершать в доме, то приемлет муж и в том имеет свое радение, ревность, он в доме, в семье, залог Божий, залог исполнения заповедей Божиих, он то основание, через которое Господь может присутствовать в доме и в семье и благодаря которому жена может искать и находить свое спасение.
Если мужу глава Христос, он не только сам по заповедям Господним живет, но ищет благодатного дарования, благословения и участия Божьего в своей жене. Сохраняя жену в заповедях, одновременно участвует в ней, умножая в ней способность ходить по заповедям. Потому что откуда взять жене, имеющей эмоциональное непостоянство, крепость благодатного нрава, откуда ей усовершиться в добродетельных силах души, откуда ей укрепиться в духе, если не от мужа?
В каких же свойствах духа ей возможно укрепляться? В ревности о Божьем, в решимости стоять верной Богу и отсюда в верности и мужу с самоотвержением, в крепости духа, когда кротким духом жена способна долго нести и терпеть скорби жизни. Все может жена, будучи исполнена силы. Откуда же она возьмет ее? Откуда исполнится ею? Бог благословил, чтобы она исполнилась ею от мужа. И муж, любящий любовью и верою, воодушевляет жену и поддерживает дыхание ее духа. Любовью он поддерживает в ней самую глубину ее естества, дух ревности о Божьем, решимость хождения по заповедям Божьим, верность и преданность Ему, Богу, а значит, стойкость в этом, и отсюда, самоотверженное служение мужу, как помощница. “Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы” (Кол. 3,19). “Так должны любить мужья своих жен, как свои тела. Любящий свою жену, любит самого себя, таким образом, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя” (Еф. 5; 28, 33). Любовь напаяет жизнелюбием. Любовь мужа исполняет жену во всяком ее попечении и о муже, и о детях, и о хозяйстве. Любовь укрепляет жену в ее чувстве супружеского и материнского долга. Любовь мужа обретает в ней почитание к нему, питает в ней деятельную силу души. Пробуждает в ней разумную силу, творческую, созерцательную.
Более того, любовь мужа восстанавливает в ней ревность духа ко всякому исполнению заповедей Божьих, а соответственно, к служению мужу и детям, укрепляет решимость ее духа. Именно любовь мужа взращивает в ней преданность и верность в движении духа и тем самым, питая ее дух и силы души, дает ей силы и отвращение от страстей и от страстной эмоциональности. Любовь из жены поверхностной, беспечной взращивает жену глубокую, преданную, смиренную, кроткую, тихую и ревностную и деятельную в своих попечениях. И все это совершается по причине того, что в любви заложена огромная сила.
В наше время, когда все перевернулось, чаще всего обязанности мужа несет жена. При ней рахитичный душою муж не может проявить ни любовь, ни заботу, ни попечение о жене. И не только о ней, но даже и о детях. И не только о них, но даже и о себе самом. Расслабленный, жалкий, он и капризен, и неуравновешен, легко впадает в обиды, в истерики, легко становится упрямым, непокорным, ненавидящим, раздраженным, досадливым, отсюда малодушным, а от малодушия — пьющим, курящим и прочее. В итоге, жене приходится восстанавливать, поддерживать такого мужа.
Хотя она-то и нуждается в его главенстве, в его господстве над нею, господстве любви, но, увы, часто наоборот. Мужество и терпение — это два краеугольных камня, без которых не может быть никакая добродетель. Мужественный — это способный постоять за жену. Никто не может обидеть жену, когда рядом с ней муж.
Но сегодня часто можно наблюдать другую картину — никто мужа обидеть не может, пока рядом с ним жена. Кто первый поднимет крик на улице, кто начнет как курица, защищающая своих цыплят, кидаться на хулигана, который пристает к ее мужу? Жена.
При всем при этом она остается такой же женою, которая нуждается в силе мужа. Поэтому-то и вступилась за него. А придя домой, будет горько плакать, тихонько от мужа, в чувстве острой недостачи того главного, о чем изнылась, истосковалась ее душа, но получить что-нибудь от мужа она уже и не надеется. Он не таков, сам от этого не страдает, да и не ведает, что нужно страдать, каяться.
И тем не менее, Священное Писание говорит нам о том, что муж назначен к тому, чтобы быть господствующим над женой, т.е. иметь таковую силу любви и попечения о ней, таковую способность поддержать в ней и дух, и силы души, и эмоции ее выправить в доброе, что никто более и полнее не способен это сделать с его женою.
И Господь благословляет всякого мужа, радеющего о том, что заповедал ему Бог. Поэтому-то в благочестивых семьях благословение от священника, от духовника, берет муж, жена обычно и не ходит под благословение, не спрашивает благословения, как устраивать жизнь в семье, т.е. на все дела и события семейной жизни испрашивает благословение муж. Это благословение он приносит в дом и им благословляет всех домочадцев.
Другое дело, когда жена в духовных вопросах ищет совета и благословения, тогда она сама идет и спрашивает духовного совета и благословляется у духовника. Но на ведение домашнего хозяйства и на ведение домашних дел ей достаточно благословения от мужа, а муж благословляется у духовника.
По причине того, что мужья в большинстве своем потеряли сегодня способность за семью нести благословение, жена вынуждена идти и сама благословляться у священника, духовника, по поводу того, как ей жить.
“Приобретающий жену полагает начало стяжания, приобретает соответственного ему помощника, опору спокойствия его. Где нет ограды, так расхитится имение, у кого нет жены, тот будет вздыхать, скитаясь” (Сир. 36; 26-27).
Вот это-то “вздыхать, скитаясь” и составляет внутреннюю потребность мужа к жене. Заменить эту потребность может только Господь. И поэтому человек, который, оставив семью или не женясь, избирает монашество, избирает лучшее, и тогда потребность в жене покрывается потребностью в Господе. Но кто не пошел по этому пути, а другого не нашел, не женился, тот будет скитаться, вздыхая о ней, т.е. в глубине души своей будет иметь постоянную потребность в такой помощнице.
Такая потеря жены сегодня происходит не по причине развода с нею или ее смерти. Много сегодня жен, которые, оставаясь в семье, потеряли в себе силу помощницы. Очерствели, засуетились в хозяйстве, увлеклись делами, развлечениями и в своем душевном устроении сделались внешними. Внутренний человек, т.е. душа живая, любящая, не состоялась. У многих и не было такой души. Была чувственная привязанность, она и может оставаться, а настоящего не было. И теперь нет. В итоге, муж дома — как в отшельничестве. Сначала вздыхает об этом. Потом начинает скитаться. Чаще всего, склоняется к друзьям и вскоре с ними и через них начинает выпивать. Пьют мужья и по своей причине (слабые душою) и по причине недостатка в попечении со стороны жены.
Там, где жена в сердечном расположении помощница мужу, он находит опору спокойствия своего. Иными словами, он обретает в душе чувство тыла. И неудивительно, что спокойствие, которое обретается в нем, позволяет с мужеством находиться за пределами семьи. Исполняя все свои служебные обязанности, мужчина, имеющий жену как опору спокойствия своего, совершает свое служение с особым чувством мира, с особою внутреннею силою, уверенностью в совершении самого дела. И эта сила его спокойствия, сила его мира естественно передается всем, кто с ним трудится.
И, наоборот, когда он теряет в жене таковую опору, или же теряет жену как опору, спокойствие его внутренне разрушается, душа начинает мельчать, в характере появляются нотки досады, раздражимости, неуравновешенности, смущения, смятения, внутренней неуверенности, немирности. Если в дальнейшем его внутреннее состояние развивается в эту сторону, в одних начинает появляться капризность, истеричность, нервозность, в других – резкость, властность, грубость, в третьих — горячность в работе, сугубое увлечение ею. Если и это не будет прекращено, то в дальнейшем все завершается пьянством или изменой и разводом, или же муж превращается в неврастеника.
“Приобретающий жену полагает начало стяжания и обретает соответственного ему помощника, опору спокойствия его”. Стяжание — это некое подобие имения или силы, которые полагаются с появлением жены. Обретается вкус этой силы, а от нее — спокойствие, уверенность в совершении дел. В духовном смысле это обретение молитвенницы за него, “ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18; 20) – говорит Господь. Испрашивается благословение Божие, муж молится сам. Но и жена, пребывая в доме и ведя хозяйство свое, одновременно имеет молитвенное предстательство за него пред Богом.
После венчания и начала соединения в единую плоть, в одно тело, Он венчает их в одно тело малой Церкви. Они становятся теперь едины по духу, и в силу этого скорби, которые терпит муж, разделяет с ним и жена своими буквально физическими скорбями. И если каждый христианин призван нести свой крест, то супружество — это крест, который жена разделяет с мужем своим. Нести крест — это не только терпение болезней тела, но и перенесение скорбей души. Ими она разделяет с мужем его тяготы.
Неудивительно, что на войне мужество защитников Отчизны особо питалось из этой верности и преданности жен. Получая весточку или слыша в сердце своем ее благословляющее участие в нем, как в воине, он исполнялся сугубым мужеством и мог тогда, исполненный ее преданностью, быть преданным Отечеству, самоотверженно идти в бой, не зная трусости. Трусость мужчины одной из своих причин имеет потерю этого единения с женой.
Неудивительно, что до появления любимой юноша имеет смелость, а с появлением любимой приобретает мужество, вплоть до того, что до появления любимой он был труслив, а с ее появлением он становится и смел, и мужественен, поскольку в нем восстанавливается его мужская сила духа.
Вторая обязанность мужа – оказывать жене честь. Мужья, – говорит Апостол Петр, – обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни” (1Петр. 3; 7). Чтобы оказывать честь, надо чувствовать в другом человеке его богодарованные свойства и качества. Нужно поверить, а затем разумением своим всмотреться в жену, чтобы увидеть в ней богодарованную душу, не глазами только, но разумною силою души открыть для себя достоинства ее женской души и, в сердечном обращении к ней, принимать ее, как способную прийти вместе с ним в Царство Божие, предстать пред Престолом Господним и быть ему сонаследницей благодатной жизни. Из этого у него и складывается характер отношений с ней.
Отсюда — невозможность ссоры с женой, тем более, невозможны досады, капризы, истерики, и неоткуда взяться раздражениям, злобе и дракам. Все названное — признаки измельчавшей души.
Следующая обязанностьбыть верным жене. Любовью жены услаждайся постоянно и для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею, ибо пред очами Господа пути человека” (Притч. 5, 19-21). “Берегите дух ваш и никто не поступай неразумно против жены юности твоей” (Мал. 2,15) — такое дивное наставление дает Господь мужчинам.
Следующая обязанностьпроводить с нею всю жизнь. “Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь, мужу – не оставлять жены своей” (1Кор. 7, 10-11), т.е. здесь налагается очень серьезная обязанность мужу нести крест супружества до самой смерти, несмотря ни на что. Какие бы злохудожества в жене не открылись или какой бы нрав в ней не явился, пронести супружество до конца жизни. “Рассказывают, что один из языческих философов (Сократ), имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос: "Для чего он терпит ее?", отвечал, что она служит для него домашним учителем и упражнением в любомудрии. "Ибо, – продолжал он, – упражняясь ежедневно с нею, я делаюсь более кротким и с другими". Вы пришли в восторг! А мне весьма прискорбно, что язычники превосходят любомудрием нас, которым заповедано подражать Ангелам, или лучше заповедано подражать в кротости Самому Богу. Сказанный философ по этой причине не изгонял своей злой жены, а некоторые говорят, что по этой причине он и женился на ней. Но, как многие из людей не столь благоразумны, то я советую наперед всячески стараться о том, чтобы избирать жену благонравную и исполненную всякой добродетели; если же случится сделать ошибку и ввести в дом свой жену недобрую и даже негодную, тогда подражать этому философу, всеми мерами исправлять ее и считать это дело важнее всего. Об этом мы должны пещись более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских; всего драгоценнее должно быть для нас то, чтобы не иметь вражды и распрей с своею сожительницею, – ибо и все прочее пойдет у нас хорошо, и в делах духовных мы будем иметь благоуспешность, когда станем с единомыслием нести бремя настоящей жизни”.
В этом терпеливом и любящем несении будет мужу благословение Господне. Господь Сам будет в помощь ему и даст ему и терпение, и смирение, и всякое упование на Него. И вера умножится в этих трудных отношениях с женой.
Как же отнестись тогда к современным бракам, которые часто расторгаются и вновь сочетаются? Происходит это по причине крайней необразованности людей. Нередко сегодня обращаются к епископам, чтобы расторгли первый брак и благословили бы на новый: ссылаются и на чин венчания для второбрачных. Но в основе своей этот чин предназначен для овдовевших: либо жена потеряла мужа, либо муж потерял жену. В монашество этот человек идти не может, но хочет продолжить мирскую жизнь. Тогда овдовевшие, нашедшие друг друга, могут сочетаться, или небывшие в браке могут сочетаться с овдовевшими. И в таком случае совершается новое венчание по чину второбрачных.
Следующая обязанность смотреть на жену как на самого себя. Сказал Адам: “И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа” (Быт. 2, 23). “Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть” (Еф. 5, 31). “Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь” (Еф. 5, 29).
“Вот эта кость от костей моих и плоть от плоти моей будет называться женой” — обязанность смотреть на нее, как на самого себя, т.е., созерцая жену, иметь довольство от того, что есть она, иметь эту радость от того, что она принадлежит тебе, и иметь это чувство принадлежности тебе, каковое ты имеешь по отношению к членам тела своего. “И будут двое одна плоть, и прилепится человек к жене своей”
Следующая обязанностьутешать ее. Сказал Елкана жене: Анна, что ты плачешь, ты почему не ешь и от чего скорбит сердце твое, не лучше ли я для тебя десяти сыновей?” (1Цар.1,8).
В Ветхом Завете не раз мы встречаемся с такими случаями, когда муж утешает жену. Полнота и глубина, с которой это делается, простота и участие удивительны. Такие дарования имеет праведная душа, это дарование любви. Это мужское великодушие, которое умеет утешать.
Теперь еще две обязанности по отношению к верующим. Верующие не должны жениться на неверных женщинах. Сказал Авраам рабу своему: клянись мне Господом Богом Неба и Богом Земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою и возьмешь оттуда жену сыну моему Исааку” (Быт. 24, 23). “Позвал Исаак Иакова, благословил его и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей ханаанских, встань, пойди в Месапотамию и возьми себе жену оттуда из дочерей Лавана, брата матери твоего” (Быт. 28, 2).
В православных семьях тем более жива потребность хранить род свой в чистоте пред Богом, чтобы дитя рождалось под благословением Божиим. Отсюда желание родителей своим детям находить пары из семей благочестивых. Поэтому с большим вниманием благочестивые родители присматривались к окружающим юношам и девушкам и к их сородичам. Почему на Руси всегда знали жизнь рода до седьмого колена, знали все поступки дедов, прадедов, бабушек, прабабушек? И если в роду было какое-либо нераскаянное преступление заповедей Божиих, то с таким родом боялись сродняться, избегали их.
По мере возрастания знати на Руси и появления богатых людей нравственное чувство чести стало сменяться знатностью и богатством. Хотя даже до прошлого века еще достоинство чести продолжало сохраняться, но уже в верхних сословиях – в дворянстве, боярстве, в чиновничестве – при выборе супругов своим детям стали преимущественными такие качества в избраннике, богатство и знатность. Уже тогда не смотрели на нравственную и духовную чистоту рода.
В нынешнем веке вообще все роды перемешались, связь поколений, память рода оказалась утраченной.
Есть обязанности верных мужей по отношению к своим необратившимся в христианство женам. Если он все-таки женился на нехристианке или же они поженились оба до воцерковления, а потом он стал христианином, какова будет его обязанность к жене-нехристианке? Апостол Павел отвечает так: “Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее, жена неверующая освящается мужем верующим. Почему ты знаешь, муж, не спасешь ли жену?” (1Кор. 7; 14,16).
Здесь важный момент – если неверующая согласна жить с верующим, т.е. она не противится его исполнению веры в Бога, его церковным делам и действиям, она согласна пребывать с ним, то оставаться вместе. И дальше говорится, что через мужа верующего освящается жена неверующая. Чем же и как она освящается? Светом его любви, теплом и чуткостью его попечения. Если он возрастает в добродетельных силах души своей, постепенно высвобождаясь из злохудожного нрава своего, из покровов сердца, обретается в духе своем, в верности заповедям Божьим, а соответственно, в верности ближнему, тогда этою силою духа и этою силою души своей он как раз и сдерживает жену от впадения в злохудожества и помогает ей умножаться в добронравии. И, в конечном итоге, придет тот момент, когда жена, будучи освящаема его любовью и молитвой, возжелает сама принять крещение и стать женой-христианкой.
Ко всему сказанному прибавим еще обязанности мужа, как их видит свт. Феофан Затворник: Муж глава жене. Отсюда – муж а) должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покорною; б) во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною таин; в) должен смотреть за нею, заботится о ея умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно; г) но уж никак не позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж – убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога не боящеюся; д) блюдение однако же нравственности не препятствует удовлетворять ея желанию держать себя прилично и иметь общение со внешними, хотя не без соизволения его”. говорится лишь для внутреннего чувства, какое мы имеем, например, по отношению к руке, к глазу, к носу, к голове своей, т.е. мы восприемлем это как часть самого себя. И вот таковая полнота и глубина восприятия жены и должна быть обретена в муже.
Вот основные обязанности мужа, из которых вырисовывается образ мужа в семье".

http://www.reshma.nov.ru/book/muz.htm
 
Даааааааааа,семейные отношения....А если теща мешает :)) ??? Так патологически любит своего ребенка что проходу не дает? И не уехать--не за что,с еврозарплатами не особо то.... Вот и христианская семья..Не все так однозначно,идеал-конечно идеал,но почти ни у кого его нет

Тема об отношениях зятя с тещей перенесена СЮДА - Модератор
 
Россия
Православный христианин
К сожалению, я неоднократно слышала мнение, что выходить замуж за православных парней следует с опасением, так как они склонны к деспотии в семейной жизни. Хотелось развеять это мнение, но пока не удается.
Бог мой, да причем тут Православие?
 
Это ошибка именно этого конкретного человека,который тиранил,иначе говоря прелесть.А под прелесть попасть может кто угодно,даже святые попадали под действие этого духа диавольского.Но говорить за всех...а язычник что,лучше?
 
Москва
Крещён в Православии
Какая замечательная передача на ТВ СПАС Муж и Жена (скачивается долго, но стоит того).
Муж это глава, а Жена - сердце. Они соработники в семье. Какая может быть иерархия между головой и сердцем, они единая плоть единого организма (семьи). Где люди выстраивают иерархию и борются за свое превосходство, там нет любви. Вспомним ап. Павла - любовь не ищет своего... (1Кор.13:4–8)
 
Сверху