Как молиться за усопших предков-лютеран?

О. Сергий, здравствуйте!
А моих предков-лютеран нужно поминать келейно?
Я бы и церковным поминовением не гнушался...
Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой (Лк. 20:38; Рим. 14:9). Но считаем ли мы, православные, лютеран своими ближними? Они для нас словно какие-то ритуально нечистые неполноценные христиане - так когда-то правоверные иудеи высокомерно смотрели на самарян. Но, однако, вспомним (Лук. 10:29-37) как ограбленный и, избитый разбойниками иудей встретил к себе сочувствие, помощь и заботливый уход не со стороны священника и левита, которые безучастно прошли мимо несчастного, а именно от самарянина, т. е. от чуждого по вере. Поэтому не стоит оценивать инославных по внешним признакам христанства – лучше посмотреть на плоды их добрых дел, ибо заповедано Спасителем «Всякое хорошее дерево приносит добрые плоды, а плохое – худые» (Мф.7:17). Вот, например, при нашем соборе на Лермонтовском проспекте существует приют для брошенных детей. Так финские лютеране-волонтеры в течение пяти лет за свой счет добровольно перекрыли текущую крышу, отремонтировали здание, постоянно привозят детям игрушки и одежду (к слову об их жертве – пока они трудились, от приюта угнали их автобус). А пресвитериане из американского Сиэтла, посетив приют, были так растроганы, что приютили нескольких ребятишек в своих семьях. А православные? Лишь вздохну… Недавно церковное начальство вообще хотело использовать здание для совершенно иных нужд – лишь прямое обращение к Президенту спасло положение. Поэтому думаю, что синодальная практика запрета церковных молитв за инославных усопших, изжила себя, так как заключает в себе глубокое внутреннее противоречие. Вот хорошая богословская статья об этом «Можно ли и должно ли нам молиться в Церкви за усопших инославных?»
 
Последнее редактирование:
Отличная статья, применила полученные знания недавно на кладбище, читая панихиду не только за своих крещёных в Православной церкви родственников, но и за всех христиан на этом кладбище, опустив слово "православных". Ибо всякое может быть, к примеру, мой прадед-лютеранин похоронен около часовни Ксении блаженной. Возможно, так получилось промыслительно. Спасибо! Но на изменения церковных правил надеяться, думаю, не особо приходится, а в записках иноязычные имена не примут, ведь даже отсутствующие в святцах не принимают, несмотря на пояснение Патриарха на епархиальном собрании и пересказ этого о.Дмитрием Смирновым для неприсутствовавших, что это просто неграмотность и крестить и поминать человека можно с любым именем. Так что мои нерусские предки-лютеране пока будут без церковной молитвы...
Вероятно, и история возникновения отдельных кладбищ для разных конфессий с этим связана?
 
Последнее редактирование:
В дополнение. Сергей Фудель пишет, что "Такой строгий ревнитель Православия, как недавно умерший старец епископ Афанасий (Сахаров), считал, основываясь на мыслях митр. Московского Филарета, что можно не только дома, но и на литургии, на проскомидии, возносить моление за неправославно верующих христиан (см. его “Поминовение усопших”, ч. 2)."
 
Сверху