Как мне понять эту цитату святителя Игнатия Брянчанинова?

оглашенный
"Вообще надо сказать, что монах подлежит совсем другим законам, нежели мирской человек, и нуждается в строжайшем наблюдении за собою, в постоянной осторожности, в постоянной недоверчивости к своему уму, сердцу и телу. Монаха можно уподобить оранжерейному цветку, а мирянина – полевому. Невозможно на поле встретить такие прекрасные и драгоценные цветы, какие встречаются в оранжерее; за то оранжерейные цветы требуют особенного ухода за ними, не могут переносить непогод, при незначительной свежести воздуха повреждаются, между тем как полевые не нуждаются ни в каком уходе и присмотре, растут на свободе и переносят удобно воздушные перемены." ( Приношение современному монашеству)

Что значит, что на монахиню и мирянина распространяются разные законы? Разве мирянин не нуждается в особом внимании к себе?
 
Дорогой Георгий!
После Крещения (если оно, конечно, не было формальным актом) по мере своего воцерковления человек замечает в себе раздвоение: одна часть его души хочет жить по Заповедям Божьим, другая же хочет жить по греховным законам мiра сего, питаясь соблазнительными мирскими удовольствиями. Однако эти два пути жизни требуют противоположного поведения, и в человеке начинается внутренняя борьба. Первая часть души богословами условно названа «новым человеком», вторая – «ветхим человеком». Апостол Павел призывает христиан «совлечься ветхого человека и облечься в человека нового» (Кол. 3, 9-10), т.е. это постоянная цель христианского бытия.
Наиболее прямой и максималисткий путь для такого «совлечения» лежит через монашество. В чине монашеского пострига объявляется о смерти прежнего человека, о чем свидетельствует сопутствующая смена имени, но это пока не самая победа, а только мощное оружие для борьбы. Поскольку акт пострижения является отречением от всего мирского, означая символическую смерть, то считается, что оно означает отпущение грехов, как при крещении, и он начинает духовную жизнь как бы заново. В аскетической литературе неоднократно говорится, говорится, что монашество есть «величайший дар, царская печать, второе крещение, которое от грехов очищает, подает дары и благодати, вооружает и знаменует, спасает от врагов, Царю представляет и делает Его другом» (святитель Симеон Солунский). Однако не следует питать иллюзию, что при такой якобы несложной технологии можно быстро и беспрепятственно получить доступ в Царство Небесное. Истинное монашество - это труднейший путь вечного покаяния! Так преподобный Ефрем Сирин говорил что «монашество это не одежда, и (даже!), не пострижение, но божественное желание и небесное житие». Но так в идеале, а в постсоветской действительности монашеские традиции и обеты были частично утрачены или искажены., хотя, надо признаться, лжемонашество существовало всегда. Например, тот же святитель Игнатий (Брянчанинов) жёстко обличал монашествующих лишь внешне: «Самочинное монашество — не монашество. Это - прелесть! Это карикатура, искажение монашества!.. Это обман самого себя! Это актёрство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны!». К сожалению, обмирщение монахов, прикрытие духовных изъянов чёрными ризами - серьезнейшая проблема Церкви - так что не следует особенно романтизировать современное монашество. Можно и нужно, пребывая в миру, всячески помогать человеку «новому». Для этого и существуют духовные «подпорки» - соборная молитва, церковные таинства, поучения Святых Отцов, духовное наставничество. Но, монашество - путь особый, скорее исключение, чем правило. Почему большинство святых прославлено именно в лике преподобных, то есть монахов и монахинь? Причина – в человеческой слабости, ибо лишь немногие подвижники способны донести к Богу Крест отречения от ненужных и отвлекающих социальных связей, сиюминутных наслаждений, страстных желаний, денежной лихорадки и личного возвеличивания. Нынешняя жизнь требует духовной борьбы, а Царство Небесное – многих жертв. И лишь путём многих очень жёстких ограничений, принципиально недостижимых в мирской среде, можно достичь тех удивительных духовных аскетических состояний, которые даруют человеку то высшее блаженство, когда в процессе правильной и интенсивной духовной жизни одухотворяется не только душа, но даже и само тело. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) и сказал, что «самые роскошные и прекрасные цветы можно вырастить только в оранжерее, но они неспособны жить в условиях полевых». Так что в монастырь следует уходить только в одном случае - если есть неутолимая жажда монашеской жизни. Преподобный Иоанн Лествичник пишет о трех разумных поводах к выбору монашества: это - любовь к Богу, желание Царствия Небесного и искреннее стремление покаяться. Если этого нет изначально, то всё последующее, как правило, оказывается только пародией на монашескую жизнь. И при этом есть ещё одно очень важное условие - прежде пострига обязательно освободиться от всех мирских попечений, чтобы в свой душе и душах оставляемых близких и друзей воцарился мир, добрая память и прощение, чтобы впоследствии уже не было необходимости думать об их жизни, а только непрестанно молиться за всех и за вся...
 
Последнее редактирование:
оглашенный
Большое спасибо. Если можно, у меня есть еще один вопрос. Допустим, человек смог, живя в миру, максимально отказать от его удовольствий,развлечений и попечений. А внешне его жизнь максимально приближалась к жизни монаха. Не получит ли он еще той особой благодати, которую получает человек при пострижении ? Или пострижение – это отдельное церковное таинство, как крещение?
 
Большое спасибо. Если можно, у меня есть еще один вопрос. Допустим, человек смог, живя в миру, максимально отказать от его удовольствий,развлечений и попечений. А внешне его жизнь максимально приближалась к жизни монаха. Не получит ли он еще той особой благодати, которую получает человек при пострижении ? Или пострижение – это отдельное церковное таинство, как крещение?
Пожалуйста, перенесите этот вопрос в отдельную тему, ибо таковы ПРАВИЛА
 
Сверху