Дорогой Андрей!
Человек – существо социальное, поэтому сознательно или бессознательно всегда перед личностью будет стоять вопрос: «Что скажут обо мне люди?» Слова окружающих, их мнение и оценка психологически важны для нас, но часто они живут только в нашем воображении.
Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки – и это правильно, но я бы добавил - и достоинства тоже. Например, осуждение и злословие для христианина могут быть поводом радоваться, ибо сказано Господом:
«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». (Мф. 5: 11–12). Но с важной оговоркой – «Христа ради»! То есть, когда человек живет сообразно с Божьим Духом, то всегда найдутся такие, которые будут его ругать, плевать в его сторону и клеветать просто потому, что его присутствие раздражает их, напоминая об Иной Жизни. Преподобный Варсонофий Великий учил:
«Ни о ком не помышляй зла; ибо чрез это сам делаешься злым, так как всякое злое помышляет злой, а доброе добрый. Когда приходит к тебе мысль: "они про меня говорят", - знай, что это враг нашептывает тебе. Не имей никогда таких подозрений. Терпи же все, радуясь и веселясь, ибо велика награда за терпение». То есть злословие и осуждение, как ни парадоксально, иногда могут быть неким внешним критерием праведной жизни.
Однако успокаивать себя этим не стоит - праведников единицы, христиане тоже грешат и ошибаются, и очень даже низко падают - каждый из нас может стать субъектом пререканий и осуждений. Но как понять, насколько справедливы и конструктивны эти оценки? Каждому человеку свойственна завышенная самооценка - искаженно оценивать самого себя, а для этого не обязательно слышать мнение окружающих – достаточно самоласкающих помыслов и фарисейских иллюзий:
«Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:10–14). Но, кроме того, самомнение наше еще строится из усвоенных оценок других людей, да и сами понятия «недостатки и достоинства», представления о нашей нравственности внедряются в нас из мира чужих глаз, а не только своих. К сожалению, современный человек - плод культуры «селфи». Ему надо обязательно знать, как он выглядит в глазах других – мы себя постоянно оцениваем, сравниваем, измеряем. Помнится, кто-то из мудрецов сравнивал человека с зеркалом, в котором он может разглядеть свои собственные дурные черты, но вместо этого видит в отражении другую собаку, и при этом сам становится собакой, которая лает на зеркало. Впрочем, надо понимать, что такое «зеркало» может быть и тусклым, и кривым, и треснутым. Поэтому вопрос нравственного выбора в том, стоит ли к чьим-то оценкам прислушаться, а некоторые пропустить мимо ушей? Как-то безрадостно и тревожно жить с постоянной оглядкой на других, но и полная глухота к мнению окружающих может воспитать душевную тупость, бессовестность и прочее асоциальное поведение. Разумнее всего – «золотая середина»: надо спокойно относиться к тому, что обязательно встретится на пути «черный человек», которму вы почему-то не нравитесь. Молитесь за такого, но не огрызайтесь, а лучше как бы со стороны изучайте падшую природу человеческую, чтобы самому не согрешить зломыслием и злословием. И, как ни горько об этом говорить, подавляющее большинство людей в действительности глубоко безразличны к окружающим и заняты лишь своей персоной, а их словесное сутяжничество в отношении ближних просто создает им иллюзию социальной значимости. Поэтому полезно чаще вспоминать никулинский шлягер:
А нам всё равно,
А нам всё равно,
Пусть боимся мы волка и сову.
Дело есть у нас -
В самый жуткий час
Мы волшебную
Косим трын-траву.
Весьма мудрые куплеты: даже в недружественном окружении «волков» и «сов» надо уметь адекватно оценивать себя, проявляя внимательность и разумное здравомыслие к мнению окружающих, не теряя при этом ощущение внутренней свободы! Вот только почему-то грустно думается: Не станем ли мы от такого «осторожного» отношения меньше любить своего ближнего? Или этот фундаментальный вопрос Христов при рыночных отношениях уже неуместен? А ведь именно он будет задан нам на Страшном Суде. Так что давайте просто любить - здесь и сейчас. А осуждение окружающих? Будем учитывать, только спокойно, относясь как к щекотливому шепоту лугового ветерка. И дуновение его может дышать как пряным ароматом целебных трав, так и тошнотворным смрадом гниющего навоза. На самом деле имеет значение лишь то, как мы к этому относимся и какое значение этому "аромату" придаем. А все остальное - "трын-трава"…