Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-VIII веков
Галатам 3:26-29
3:26 Ибо все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса
Верные обетованию наследуют вечность
Для того это наследование, чтобы мы стремились к жизни вечной. Ибо тогда мы – сыны Божии. Но откуда оно? Из веры в Иисуса Христа. Тогда мы обретаем веру в Иисуса Христа, когда мы верим, что Он – сын Божий, и что Он Сам нас спасет, и что ради нас свершится это таинство и все то, о чем мы говорили в благовествовании.
Однако вот на что следует обратить внимание: когда Павел говорит об этих вещах, то обращается лично к галатам, таким образом выказывая доверительность, с помощью которой легче убеждать:
все вы, говорит он,
сыны. Выше [он говорит]:
мы под началом детоводителя, а теперь словно обращается к ним самим:
вы, говорит,
сыны Божии, но
сыны – по вере в Иисуса Христа.
Марий Викторин, Комментарий на Послание Галатам 2.3.26
Совершенство верных.
Апостол показал совершенство уверовавших. Ибо что совершеннее являющихся
сынами Божиими? Указует же он и на самый способ рождения.
Феодорит Кирский, Толкование на послания святого Павла (Гал. 3,26)
3:27 Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись
Усыновление через крещение
Так как Павел сказал здесь нечто великое и удивительное, то показывает и образ усыновления.
Все вы, которые во Христа крестились, во Христа облеклись. Почему он не сказал: «все вы, во Христа крестившиеся, от Бога родились»? Ведь это больше было бы похоже на доказательство того, что они – сыны Божии. Потому [не сказал], что употребленное им выражение гораздо сильнее. В самом деле, если и уподобился Ему, - то через это ты приведен в одно с Ним родство и в один образ.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Галатам 3,27.
Духовное преображение
Тот, кто, расскаявшись в грехах своих, освятился крещением и духовно обратился в нового человека, приготовился принять Духа Святого. Апостол же говорит:
во Христа крестившись, вы облеклись во Христа.
Киприан Карфагенский, Письма 74.5.2.
3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе
Просветленные Духом едины в Боге
Если кто однажды облачился во Христа и, ввергнутый в пламя, загорелся огнем Святого Духа, то непонятно будет, есть ли он золото или серебро. Пока жар таким образом охватывает все вещество, заметен бывает один лишь огненный блеск, и всякое различие рода и телесных особенностей сокрыто этого рода облачением.
Иероним Стродонский, Комментарий на Послание к Галатам 2.3.27-28.
Единство во Христе
Видишь ли душу, ненасыщаемую [уже изложенным]? Сказав, что через веру мы сделались сынами Божиими. Павел не останавливается на этом, но старается отыскать нечто еще большее, что яснее доказывало бы ближайщее единение со Христом. А сказав:
в Него облеклись, не удовлетворяется и этим выражением, но, объясняя его, представляет еще более тесным такое соединение и говорит:
все вы одно во Христе Иисусе, т.е. все вы имеете один облик, один образ – образ Христа. Что может быть поразительнее этих слов? Кто прежде был эллином, иудеем и рабом, тот теперь носит на себе образ не ангела и не архангела, но самого Владыки всех и отображает в себе Христа.
Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Галатам 3.28.
Единство во Христе и история
Теперь, когда уже получен начаток Духа, Который и есть жизнь в оправдание верою ( при том что тело мертво для греха), различие такое ( будь то различие между народами, или в условиях жизни, или между полами) уже отменяется, и отменяется единством веры. Но различие это сохраняется в общении смертных, и даже апостолы учат, что его надо учитывать на этом жизненном пути. Они же предлагают полезнейшие правила, как в жизни соблюдать различие между иудеями и греками, господином и рабом, мужем и женой и проч. А ранее и Сам Господь говорил:
отдавайте кесарю кесарево, а Богу – Божие.
Итак, одно дело – отсутствие этого различия в единстве веры; другое дело – путь этой жизни, по которому надо пройти так, чтобы не осквернить имя Божие и учение Его. И не только из-за гнева мы хотим избежать оскорбления людей, но и по сознанию того, что мы делаем это не для вида, а из чистой любви к Богу. Бог же хочет, чтобы все люди спасались и пришли к познанию истины.
Августин Иппонский, Изложение Посланий к Галатам 28.
3:29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники
Наследники Авраама по плоти и по духу
Верно, что, когда бы Господь наш ни назывался
семенем Авраама, это должно быть понимаемо в телесном смысле, т.е. в том, что Он родился от корня его. А когда мы, после восприятия учения Спасителя, веруем в него и получаем благородство Авраама, которому дано обетование, тогда мы должны понимать это название в духовном смысле – в смысле семени веры и проповеди…Нужно также обратить внимание и вот на что: когда говорится о Господе:
Аврааму даны обетования и семени его, т.е. Иисусу Христу, то Павел употребляет слово
обетования (во множественном числе). Когда же говорится о тех, которые суть семя Авраама через Христа,
обетование ставит в единственном числе, как в настоящем отрывке.
Иероним Стридонский, Комментарий на Послание к Галатам 2.3.29.