"Юридизм" у отцов?

  • Автор темы Димитрий Андреевич
  • Дата начала
Д

Димитрий Андреевич

Guest
Святитель Василий Великий:
«…Можно [и] возвыситься несколько мыслью и под «надеющимся на силы свои и хвалящимся множеством богатства» (Пс 48,7) разуметь душевные силы, потому что и сама душа не имеет достаточных сил к своему спасению. Хотя и совершен кто в сынах человеческих, но, не имея в себе Премудрости Божией, ни во что вменится. Хотя усвоил себе множество умозрений из мирской мудрости и собрал некоторое богатство ведения, но пусть услышит правду вполне, а именно, что всякая душа человеческая подклонилась под тяжкое иго рабства общему всех врагу и, утратив свободу, данную Творцом ее, отведена в плен грехом.
Но всякому пленнику для освобождения нужна цена искупления. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек – сам себя, потому что искупающий собою другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти и пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе», Господе нашем (Рим 3,23–24).
Посему «не даст Богу выкупа за [себя и цену избавления души своей – с ЦСЯ]» (Пс 48,8-9). Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать Богу «выкуп» за всех нас, потому что Его «Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим 3,25)… Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и «куплены дорогою ценою» (1Кор 6,20).
Итак, если «брат не избавит, избавит ли человек»? Если человек не может избавить нас, то Искупивший нас – не человек. Посему, если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за сие простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу «выкупа за Себя» и избавлять собственную душу, потому что «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет 2,22).
Итак, никто не может выкупить сам себя, пока не придет Возвращающий «пленение людей» (Пс 13,8), не серебром, не дарами, как написано у Исаии (см.Ис 52,3), но Своею Кровию. Он нас, которые не братья Ему, но стали врагами чрез свои грехопадения, Он – не простой человек, но Бог – по даровании нам свободы нарицает и братьями Своими. Ибо сказано: «возвещу имя Твое братиям Моим» (Евр 2,12). Посему Искупивший нас, если обратим мысль на Его естество, не брат нам и не человек. Если же возьмем во внимание благодатное Его снисхождение к нам, то и братьями нас называет, и нисходит к человечеству Тот, Кто «не даст Богу выкупа за Себя», но даст «выкуп» за весь мир, ибо не имеет нужды в очищении, но Сам есть очищение. «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом… и за грехи неведения народа» (Евр 7,26–27; 9, 7).
(«Беседы на псалмы», 10 беседа на 48 псалом)

Святитель Кирилл Иерусалимский:
Претерпел сие Спаситель, «умиротворив» (Кол 1,20) кровию Креста небесное и земное. Ибо мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Пет 2,24). Немаловажен был умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был человек; не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою; положивший, когда восхотел, и опять, когда восхотел принявший ее. И хочешь ли познать, что Он не насильственно кончил жизнь, и что не против воли предал Дух? Он возгласил ко Отцу, говоря: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23,46). Предаю, чтобы паки принять оный; «опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мф 27,50); но не на долгое время, ибо скоро опять воскрес из мертвых.
(«Поучения огласительные», глава 13, раздел 33)

Святитель Иоанн Златоуст:
Если человек не может изъяснить Его временного рождения, которому свидетелями бесчисленные ангелы, пророки и все творения, которое было почти подобным нашему, так как Он был по человечеству во всем подобен нам, за исключением греха, то кто настолько безумен и безрассуден, чтобы осмелиться исследовать непосредственное, несказанное и вечное рождение? Он не от этой жизни: отторгнут от земли живых. Каким же образом отторгнут от земли живых? Конечно, говорит, смерть Его была не по подобию нашей природы, так как Его тело не было подвержено греховному закону, чтобы понести смертное наказание ради греха, но Он был мучен ради грехов других: «посему и Бог превознес Его» (Флп 2,9).
Каким образом какой-либо беззаконник может понести и изгладить грехи других? Не по той ли причине Он предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их, Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: поднял, или вознесет? Для того, чтобы обозначить крест, потому что на нем был пригвожден ко кресту грех; крестом были разрешены грехи.
(«Толкование на книгу пророка Исаии», глава 53)
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уважаемый Димитрий Андреевич, а в чем, собственно вопрос?

Если считать таковым текст в заголовке, то да, у Отцов действительно встречаются рассуждения близкие к юридическому пониманию жертвы Спасителя. Равно как и вопрос "кому именно приносится жертва на Кресте?" (возможные ответы: Богу-Отцу, божественной Справедливости, диаволу...).

Другое дело, что юридической теории искупления, как это получилось у Ансельма и других богословов Запада, на Востоке по многим причинам так и не возникло, хотя схожие мысли, разумеется, были.
 
Минск
Православный христианин
Но "юридический" элемент в понимании Искупления ведь очевиден у Отцов. Не доведённый до крайностей. Несколько странно слышать ( а слышать приходиться всё чаще) о том, что юридизм вообще и в понимании Искупления в частности чужд Православию.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Просто часто забывают, что юридическая культура в Византии была на высоте, римская традиция понимания законов не прерывалась. Это не могло не оставить заметный след и в богословии - например того же канонического права.
 
Сверху