Я веду крестника в храм

Православный христианин
Вернее собираюсь вести. Вот уже как семь лет я крестный чудного ребенка. Казалось бы еще вчера, держал его на руках в храме во время крещения. А вот уже этой осенью мой крестник идет в школу. И за семь лет мы с ним ни разу не были в храме. Не водил я его, не водили родители. К моему большому стыду. Родители не смотря, на то что крещеные, мало воцерковленные люди. У них так сказать свои особенные отношения с Церковью. И ребенку Православная культура кроме крестика на шее никак не прививалась.

Меня это откровенно гнетет. Какой я крестный, если так мало внимания уделяю ребенку, и уж тем более практически никак не принимаю участия в его воспитании. Своих детей Господь пока не дал, и мне очень хочется, чтобы ребенок сделал первый шаг к храму, чтобы его любознательность и подвижность приобрела еще и духовные зачатки. Что меня настораживает. Ну, элементарно, я не знаю с чего начать. Читать с ним детскую Библию – на это откровенно нет времени, а просто ее подарить, родители ему читать и объяснять ничего не будут. Как сказать малышу – зачем мы идет в странное полутемное здание, где сильно пахнет разными ароматами, и не испугать его.

Как начать знакомство ребенка с храмом, где на первом же этапе сразу столько «нельзя»:
Нельзя бегать, нельзя шуметь, нельзя быть в панамке или кепочке, нельзя трогать то то и то то. Допустимы ли для детского возраста эти уменьшительно-ласкательные «Боженька», «свечечка», «иконочка». Нужно ли объяснять ребенку зачем складывать пальчики и прикладывать их на лоб, живот и плечи. Или здесь главное закрепить «инстинкт» деланием ритуала, а понимание придет уже позднее.

Кто имеет опыт воцерковления малышей – поделитесь пожалуйста. Расскажите как вам удавалось сглаживать острые углы и добиться и понимания и послушания.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вернее собираюсь вести. Вот уже как семь лет я крестный чудного ребенка. Казалось бы еще вчера, держал его на руках в храме во время крещения. А вот уже этой осенью мой крестник идет в школу. И за семь лет мы с ним ни разу не были в храме. Не водил я его, не водили родители. К моему большому стыду. Родители не смотря, на то что крещеные, мало воцерковленные люди. У них так сказать свои особенные отношения с Церковью. И ребенку Православная культура кроме крестика на шее никак не прививалась.

Меня это откровенно гнетет. Какой я крестный, если так мало внимания уделяю ребенку, и уж тем более практически никак не принимаю участия в его воспитании. Своих детей Господь пока не дал, и мне очень хочется, чтобы ребенок сделал первый шаг к храму, чтобы его любознательность и подвижность приобрела еще и духовные зачатки. Что меня настораживает. Ну, элементарно, я не знаю с чего начать. Читать с ним детскую Библию – на это откровенно нет времени, а просто ее подарить, родители ему читать и объяснять ничего не будут. Как сказать малышу – зачем мы идет в странное полутемное здание, где сильно пахнет разными ароматами, и не испугать его.

Как начать знакомство ребенка с храмом, где на первом же этапе сразу столько «нельзя»:
Нельзя бегать, нельзя шуметь, нельзя быть в панамке или кепочке, нельзя трогать то то и то то. Допустимы ли для детского возраста эти уменьшительно-ласкательные «Боженька», «свечечка», «иконочка». Нужно ли объяснять ребенку зачем складывать пальчики и прикладывать их на лоб, живот и плечи. Или здесь главное закрепить «инстинкт» деланием ритуала, а понимание придет уже позднее.

Кто имеет опыт воцерковления малышей – поделитесь пожалуйста. Расскажите как вам удавалось сглаживать острые углы и добиться и понимания и послушания.
Начнем с того, что у вас уже не малыш, а отрок и по правилам, пора бы его вести на первую исповедь.
Но начинать, выполнять взятую на себя обязанность, конечно же надо. Это дело трудное, но и очень полезное для вас обоих.
Я стараюсь воцерковить своих внуков, что с одной стороны, может и по-легче, но с другой стороны, став крестным отцом внука берешь на себя бремя достаточно тяжкое.
Для начала вам необходим постоянный контакт с ребенком, тогда вы сможете с ним обсуждать наедине ваши общие интересы.
Без этого контакта - все может закончится так и не начавшись.
К примеру, я беру внуков в поездки по городу, где показываю ему многие храмы города, объясняя по ходу дела архитектуру, назначение и начинаю постепенно говорить о вере, о святых...А потом мы начинаем посещение этих храмов, причем по желанию самих же ребятишек. Изначально у нас стремление быть вместе, разговаривать друг с другом, доверять друг другу (точнее, я их люблю, а они мне отвечают тем же...)
С чего начать?
Это уже вам решать. Здесь все зависит от ваших взаимоотношений и от характера ребенка.
Могу посоветовать только одно, не надо всяких сюсюканий и приуменьшений. У меня младшему внуку 5 лет и я разговариваю с ним, как с взрослым ( во всяком случае- так ему кажется, а я подыгрываю). Мы идем подавать записки о здравии и упокоении, где он проверяет: всех ли поминаем. Потом мы берем свечки и идем к иконам: начиная с центральным и далее.... Со временем ребенок запоминает и сам зовет: идем к Николаю Угоднику, к Божьей Матери, к Ксении Петербургской.... И поэтому надо так и говорить изначально, объясняя кто это и обязательно называя по имени святого. Надо приучать ребенка трудится в храме и чувствовать что храм - это и его дом тоже! Если устал - пусть походит, не мешая другим...
У вас уже взрослый мальчик - отрок, а потому надо приучать правильно называть святых.
Конечно, необходимо научить правильно креститься, правильно кланяться.... Как правильно подойти к священнику.
Хорошо бы поизучать сам храм, что бы он знал: где алтарь, где солея, где певчие, а где стоят прихожане. И как надо стоять.
То есть, это длительный и очень познавательный процесс....
Вам самому надо советоваться с батюшкой храма: с чего начать?
Но главное, чтобы вы наладили постоянный контакт с крестником, и именно в храме было бы ваше место встречи...
То есть работы вам много - трудитесь!
 
Саратов
Православный христианин
У меня отрицательный опыт. Скажу, что не надо делать. Не надо сразу вести ребёнка в храм на службу. Повёл на причащение молодую маму с ребёнком малым и с ней взяли, на свою голову, старшую дочку (7 лет). Всё шло хорошо пока не прозвучало "Со страхом Божьим приступите...". Рядом бабушка стояла и с большим усердием рухнула на пол чем напугала и малого, и старшую, и мамочку. Малого еле причастили, старшая заявила, что ни при каких условиях больше не пойдёт в церковь. Сколько не старался завести разговор - ни в какую, нет и всё тут. Для начала надо с детьми несколько раз сходить в свободное от службы время, потом хотя бы на некоторое время побывать на службе и только потом "Со страхом Божьим приступите ...".
 
Православный христианин
Как начать знакомство ребенка с храмом
Для начала вам необходим постоянный контакт с ребенком, тогда вы сможете с ним обсуждать наедине ваши общие интересы.
Это самое важное и есть. Надо играть с ним, ходить на качели, стать ребенку другом, с которым ему хочется быть вместе. Если этого не будет то поход в храм скорее всего твой крестник, Алексей, воспримет как тягость.
 
Россия
Православный христианин
В конце августа - молебен на начало учебного года. Можно приурочить первый поход к этому событию:)
Отличный выбор даты, там будет очень много детей сверстников его и это поможет ему легче адаптироваться.
 
Православный христианин
Еще надо рассказать о святом покровителе ребенка и пойти вместе в церковь помолиться ему, показать его икону, если есть. Рассказать об ангеле-хранителе. Потом уже постепенно о других святых. За именины уж и говорить не буду и так все понятно.
Здесь можно найти полезное http://azbyka.org/deti/
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Спасибо большое всем за отзывы. Основная проблема которую я вижу - приведет ли это ребенка к вере в итоге. Исполнение ритуала здесь является первостепенным чтобы дать первые понятия. Пробудить интерес, вызвать эмоцию. Чтобы в детской головке и в детском сердечке закралось потаенное что то, с пониманием, что это очень важно.
Могу вспомнить свои детские переживания и первые походы в храм, никто никогда не объяснял что это и главное смысл содеянного. Перекрестись, поставь свечку - а вот зачем я это сделал на много лет оставалось тайной. Помню лето, август, яблочный спас - у всех радостное предвкушение, яблочки посвятим, я не понимал, что это значит, зачем. Равно как и пасха, и крещение.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо большое всем за отзывы. Основная проблема которую я вижу - приведет ли это ребенка к вере в итоге. Исполнение ритуала здесь является первостепенным чтобы дать первые понятия. Пробудить интерес, вызвать эмоцию. Чтобы в детской головке и в детском сердечке закралось потаенное что то, с пониманием, что это очень важно.
Могу вспомнить свои детские переживания и первые походы в храм, никто никогда не объяснял что это и главное смысл содеянного. Перекрестись, поставь свечку - а вот зачем я это сделал на много лет оставалось тайной. Помню лето, август, яблочный спас - у всех радостное предвкушение, яблочки посвятим, я не понимал, что это значит, зачем. Равно как и пасха, и крещение.
Про ритуал надо бы забыть...
Скорее, надо приучать к духовной жизни и именно это должно быть в уме. Нам надо помочь нашим детям, раскрыть сердечко Богу. В этом наша задача, так мне кажется.
А у младенцев все что на сердце - то и на лице. Потому-то и надо пораньше начинать, пока посторонние силы не заняли там центральные места. Вот тогда уже будет трудно изменить...
Вообще, надо понять, что мы сами ( и наш малыш) не являемся центральными фигурами здесь. Мы являемся частицами в общем Теле, когда входим в это Тело. А для этого надо войти сюда.
Ребенок должен понять, что он входит в общую семью, а не в какой-то клуб.
Насчет потаенного? Как тут сказать: скорее, Таинство.
Насчет проблемы - не мучайтесь... Вера дается Богом, а не нами. И здесь, мы равны с нашими крестниками, как это не странно это звучит.
Может этим и надо заинтересовывать?
Мы восприемники наших крестников, помощники их, но мы равны с ними перед Богом.
Не только дед и крестный отец, но еще и брат! Особенно, после причастия Святых Даров, - наши детки становятся ближе и роднее нам.
 
г. Обнинск
Православный христианин
Быть крестным - это большая ответственность. Я бы не согласилась быть крестной у ребенка с таким укладом в семье. Это очень тяжело. 7 лет - ему уже исповедоваться нужно, а вы только сейчас решили его знакомить с основами веры... Тяжело вам будет. Желаю терпения, мудрости и настойчивости.
 
Россия
Православный христианин
Быть крестным - это большая ответственность. Я бы не согласилась быть крестной у ребенка с таким укладом в семье. Это очень тяжело. 7 лет - ему уже исповедоваться нужно, а вы только сейчас решили его знакомить с основами веры... Тяжело вам будет. Желаю терпения, мудрости и настойчивости.
Я у своих друзей, когда они мне предложили стать креснтым у их дочки, плавно съехал с темы что называется. Они хотели покрестить номинально. Потом мне раз взял такую ответственность надо было бы брать ребенка, как то прививать все это. Но авторитет то папка с мамкой для нее. Поэтому посчитал для себя миссию не выполнимой.
 
Православный христианин
Быть крестным - это большая ответственность. Я бы не согласилась быть крестной у ребенка с таким укладом в семье. Это очень тяжело. 7 лет - ему уже исповедоваться нужно, а вы только сейчас решили его знакомить с основами веры... Тяжело вам будет. Желаю терпения, мудрости и настойчивости.
Сложно сказать. Так хоть что то, хоть какие то основы веры узнает. А найдут крестного которому в обще будет по барабану все, а то еще и каким нибудь восточным гуру или типа того увлеченным, совсем без Господа Иисуса Христа. Тогда уж лучше хоть как то. Но силы нужны. Сложно сказать что лучше. Только конечно надо силы прилагать хоть какие то, нудить себя быть крестным. Как и отцом то же самое ответственным быть.
ПС. Присоединяюсь к твоим пожеланиям Алексею.
 
Последнее редактирование:
Сверху