Интервью

Москва
Православный христианин
Мое интервью в блог Сергея Ларина - sergeylarin:

1. Как бывшему завсегдатаю клубов полюбить молитву – поменять клубные ночи на всенощное бдение?
Читаем: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12, 2). - То есть век сей несет в себе образы ада, и, избавляясь от их последствий, мы и обновляем собственный мир. «Клубная» жизнь сдвигает не только время с дневного на ночное существование, но и оглушает человека визгом страстности и ритмикой похотливости. От такой нравственной контузии нелегко отойти: для кого-то потребуются месяцы, а для кого-то и годы.
Но что очень важно: молитва не должна нести на себе эмоциональный фон мирской чувственности. Она должна быть бесстрастная и эмоционально сдержанная, так как чувственный аппарат человека, его сердце наиболее пострадало в результате грехопадения, что и позволило Христу сказать: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства…» (Мк. 7, 21)
Следовательно, очень модный призыв о том, что «молиться надо сердцем, отключив разум», — и есть попытка оставить человека один на один с миром собственных страстных движений и чувств, которыми обычный человек совершенно не способен управлять.
На библейском иврите есть два слова: лемех и мелех. «Мелех» — это «царь». В одном случае в начале слова стоит буква: ламед, в другом — буква мем, что в корне и отличает эти слова.
Буква мем означает разум (ум), а буква ламед означает чувства (сердце). «Сердце» на иврите — лев, а «разум» — моах. Казалось бы, одна буква впереди, другая следом за ней, меняем местами — и получаются два разных слова. «Лемех» означает «шут», «скоморох», «дурачок» — здесь разум следует за чувствами. «Мелех» означает: «царь» — здесь чувства под контролем ума.
Ап. Павел понимал, как это опасно — не заботиться иметь сердце в разуме, поэтому он изрек: «Что же делать? Стану молиться духом (т.е. сердцем — О.С.), стану молиться и умом (т.е. рассматривать собственные чувства рассудком — О.С.); буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор. 14, 15). Поэтому и сказано: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).

2. Почему свт. Григорию Синаиту пришлось приехать на Афон и учить Иисусовой молитве тех, кто и так должен был это знать? Как отличить рвение протопопа Аввакума от рвения правильного?
По поводу Григорий Синаита ничего не могу сказать, так как не знаю…
Если говорить о старообрядческом расколе, то очевидно, что главные раскольники — царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые сугубо по политическим мотивам всю эту кашу и заварили. Читаем: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9, 42).
Но! В расколе оказались именно старообрядцы, так как остались без епископов. Личность протопопа Аввакума не однозначная, хотя бы потому, что, в отличие от Никона, он был традиционалистом-консерватором, а не реформатором-обновленцем.
Кстати, Никон под конец жизни раскаялся в своих новинах и на Валдае издавал книги уже старого образца («Брашно духовное» — Псалтырь с воследованием, «Часослов»). Это и есть его завещание потомкам, еще не понятое, непрочитанное и не разгаданное…

3. Как бороться с блудными приражениями? Что особенно помогает?
Здесь я плохой советчик, с блудными приражениями, не очень умею справляться…
Великий Макарий призывает нас не доверять собственному телу, пока оно во гроб не ляжет. О себе он говорил, что, хотя ему много лет, он до сих пор ощущает в себе блудные страсти. А куда, уж нам до него!

4. На четырехлетии отшествия к Господу о. Даниила Вы сказали, что о. Даниил незаменим для Вас в личных богословских обсуждениях. Неужели нет человека, с которым Вы могли бы «обсуждать год богословский вопрос»? Ведь так много людей ходят на Ваши беседы по Евангелию?
Обсуждение — это не монолог, а диалог. И в этом смысле мне лично трудно без такого собеседника, каким был отец Даниил.

5. После присоединения РПЦЗ к РПЦ наша Церковь не выходила из ВСЦ. Хорошо ли это и что делать?
Молиться…

6. Мне рассказывал о Вас положительно Роман Вершилло, о времени Вашего служения в РПЦЗ и создании с ним совместного альманаха. Не могли бы Вы кратко рассказать о том времени, опыте?
Роман Вершило очень мужественный христианин. В советское время на его квартире была создана нелегальная детская воскресная школа. На занятия ходили внуки Зои Крахмальниковой и других московских диссидентов.
Эти времена были очень радостные и светлые. Мы тогда очень дорожили друг другом, и такой разобщенности, которая теперь существует между православными (особенно среди молодежи), не было.
Роман участвовал во многих проектах, он был генератором многих из них. Тогда я учился у него… Настоящий московский интеллигент, православный до мозга костей! Тогда мы все были в МП.
У него было какое-то внутренние ощущение неточностей (я бы сказал, целомудрие православности), и он всегда указывал мне на них, если я их допускал.
Мне до сих пор не хватает таких вдумчивых собеседников.

7. Христиане будущего — что им можно было бы посоветовать? Что главное и что второстепенное?
Стойте на плечах великих предшественников — и не ошибетесь!
Читайте: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

8. Были ли Вы духовником о. Даниилу последние полгода жизни (некоторые сомневаются, так ли поняли)?
Нет! Я был его «духовником» в той же мере, в какой он был моим духовником.
Когда 28 июня 2004 года умер мой духовник отец Димитрий Дудко, я позвонил отцу Даниилу и попросил его регулярно меня исповедовать. Он категорически отказался!
Я спросил его:
— Почему?
Он ответил:
— Я буду тебя исповедовать, если ты будешь исповедовать меня.
Последний раз я исповедовался ему, когда его тело было положено во гроб. Обмывание и облачение его совершали: его родной отец священник Алексий Сысоев, иерей Евгений Тремаскин, иерей Виталий Зубков и я. Это было очень трогательное событие.
Когда нам его вынесли, мы увидели человека с абсолютно счастливым выражением лица.

9. По Вашему опыту, может ли очень богатый человек стать искренне верующим?
Да! Если примет решение спасаться через обнищание.

10. Должны ли миряне равняться на монахов?
И да, и нет. Когда я учился в Троице-Сергиевой Лавре в МДС, я очень хотел внимательно вычитать все пять томов «Добротолюбия». Но за благословением я обратился к своему духовнику, который дал мне совет больше читать книги святых отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. На мое возражение он воскликнул:
— Начитаетесь монашеских книг и превратитесь в фарисеев!
Может быть, он имел в виду только меня?

11. Жития святых — сказки? Верите ли Вы, что Мантурова умерла за брата, а Иоанн Новгородский летал на бесе в Иерусалим?
Я ничего не знаю про Мантурову и даже не слыхал. Но в чудеса я верю и никогда не испытывал затруднений на этот счет. Может быть, это потому, что я родился от венчаного брака (то есть законнорожденный) и с детства моим воспитанием занималась моя бабушка Журавлева Матрена Федоровна, глубоко религиозная и набожная женщина, у которой ругательным словом было слово «коммунист».
Я не вступал в комсомол и с детства почитал Государя Императора Николая Второго, изображение которого висело у нас рядом с иконами в городе моего детства и юности Орехово-Зуево.
Ф. М. Достоевский, в романе: «Братья Карамазовы», наделяет Алешу Карамазова, следующей характеристикой: «Скажут, может быть, что красные щеки не мешают ни фанатизму, ни мистицизму; а мне так кажется, что Алеша был даже больше чем кто-нибудь реалистом. О, конечно в монастыре он совершенно веровал в чудеса, но, по-моему, чудеса реалиста никогда не смутят. Не чудеса склоняют реалиста к вере. Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт. Если же и допустит его, то допустит как факт естественный, но доселе лишь бывший ему неизвестным. В реалисте вера не от чуда рождается, а чудо от веры. Если реалист раз поверит, то он именно по реализму своему должен непременно допустить и чудо».

12. Почему за 20 лет не было издания Библии по отцам?
Этот проект осуществляется издательством «Герменевтика», начиная с 2001 года: «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VII веков». Вышло уже девятнадцать томов!

13. Где вы так изучили древние языки?
Иврит я изучал в подпольном ульпане в советское время, тогда это было запрещено. Но я не изучил иврит до конца, так как мой преподаватель стал «узником Сиона». КГБ подбросило ему оружие, и его бросили в советский концлагерь.
Так что гебраистом я не стал… Но я читаю на иврите, владею библейской терминологией и могу со словарем делать лингвистические исследования отдельных слов.
И главное, то, что я тогда выучил, остается со мною по жизни.

14. Как собралась Ваша библиотека старинных книг? Можно ли посмотреть ее и как?
Я жил в Орехово-Зуево и самую дорогую из имеющихся у меня книг купил в 70-х за 20 рублей. Книги дома не храню, так-как собственного дома не имею, моя библиотека разбросана по нескольким храмам Москвы.
С 17-ти лет скитаюсь по чужим квартирам...
Часть книг есть в храме, где я служу.

15. Могут ли попасть в рай животные, какие мнения свв. отцов?
Этот вопрос меня никогда не занимал. Но кое-что могу вспомнить… Например: св. Ипполит Римский учил, что «там праведники будут в состоянии перешагнуть самое море, если только оно будет течь. Там не будет более недоступно для людей небо, а также путь, ведущий к нему, не останется непроходимым. Там земля не будет невозделанной и исполненной для людей трудов, но украсится плодами. Там не будут рождаться звери, а также не будет увеличиваться число людей, но всегда останется одно»[1]. Но, возможно, это телогумен.

16. Кого Вы считаете современными cтарцами и кого — неканонизированными святыми XX века?
Конечно, архим. Кирилл (Павлов) и архим. Илий (Ноздрин). У старца Кирилла я проходил ставленническую исповедь перед рукоположением в диаконы. Я до сих пор поражаюсь точностью его предсказаний…

17. Были ли Вы на Афоне (и ездите ли в паломничества) и каковы Ваши впечатления?
Нет. Я думаю, что это очень ответственный шаг — отправиться на Афон, и без благословения на это нельзя решиться. Если отец Илий благословит, то тогда поеду.

18. О Миссии. Вы сказали, что христианину надо обращать инославных и сектантов с Библией в руках, а не только лишь подавая в суд на сектантов. Почему?
По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). «После первого и второго», — то есть необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2Фес. 3, 14-15). Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3, 15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного. Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2Ин. 1, 10-11). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1, 23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1, 18). Но и весь строгий тон послания ап. Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» (Иуд. 1, 22)
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»[2]. Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.
Проповедь Православия идет не от отрицания чего бы то ни было, а, напротив, от утверждения положительного учения Православной Церкви. Ибо Церковь — «есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Это протестанты «протестуют», а мы утверждаем.
Дать человеку правильное понимание Священного Писания в свете Священного Предания, объяснить ему, что значит «согласование библейских текстов» и «согласие Отцов», что значат для нас Святые Таинства, — вот смысл евангельской проповеди в Православии.
К сожалению, в наше время православного миссионера нередко провоцируют стать на соблазнительный путь сыскаря-любителя или, хуже того, «сексота» (секретного сотрудника), что превращает само миссионерское служение в некий придаток секуляризированного общества, а религиозный опыт такого человека мало чем отличается от сектантского. Свт. Иоанн Златоуст писал о поспешных анафемах: «Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоены только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповеди, отлучали еретик5а от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Мф. 4, 29), выражая сожаление отлучающих… Объясняя тяжесть этого слова (анафема — О.С.), он (ап. Павел — О.С.) употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин — и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинства Сына Божия». Далее Златоуст дает совет, как надо обличать упорного еретика: «…без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему… Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру; а если он умер, то — тем более. Почему? Потому, что он своему Господеви стоит или падает (Рим. 14, 4), не находясь более под властью человеческою»[3].
Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, — да что я говорю — драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру — тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление»[4].
Итак, свт. Иоанн Златоуст увещевает нас быть заботливыми братьями для тех, кто заблудился. Конечно, мы не можем общаться с ними в молитвах, Таинствах и обрядах, но свидетельствовать им о Православии мы обязаны. «Миссионерские беседы должны быть открыты, проникнуты духом пастырской кротости и растворяемые христианской любовью… Во время собеседований миссионер, в отношении к раскольникам и сектантским совопросникам и вообще к раскольникам и сектантам, должен соблюдать потребное проповеднику и защитнику истины душевное спокойствие, кроткое обращение и снисходительное терпение, не смущаться их дерзостями, но братолюбиво обличать их неприличие, не отвечая безумным по безумию их... Конечно, если эти беседы — только публичный суд над вероучением сектантов, тогда сектанты уклонятся от этих бесед»[5].
Свт. Феофан Вышенский писал в письме, отвечая на некоторое недоумение, связанное с сектантами: «…Зачем он (т.е. сектант) приходил к вам, вы должны были помочь ему… Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: “Я тогда немного вспылил, прошу извинить. Но это не значит, что я одобряю поступок ваш”…»; «О молоканах теперешних надо судить снисходительнее. Зачинщики всему виной, а эти с молоком матери всасывают ересь»[6].
Многие неофиты, недавно пришедшие в Церковь, привносят в нее дух нетерпимого отношения к любым формам несогласия с их собственным мнением. И порою христианские истины защищают совсем не христианским образом.
Бог не принимает точное православное исповедание без любви (1Кор. 13, 2), равно как и добрые дела как проявление любви не принимаются Богом без истинного Православия (Евр. 11, 6).

19. Есть ли в современной Церкви богословский модернизм (идеи всеспасения, невидимой церкви, теории ветвей) и как лучше с ним бороться?
В Церкви нет ничего такого, чего не было в ней ранее. Читаем: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9).
Например, А. И. Осипов ни разу не высказал ни одной гипотезы или предположения, не оттолкнувшись от высказывания того или иного святого отца.
В океане патристики мы много чего можем найти… Другой вопрос, как искать? «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему… как читаешь?» (Лк. 10, 25-26)
Вот этот вопрос и теперь очень актуален: «Как читаешь?»
Если мы не поймем, что такое согласие отцов и в чем разница между частным богословским мнением и чистым исповеданием веры, мы никогда не выберемся из океана телогуменов и святоотеческих разночтений. — Это и предостережение, и совет!
И если говорить о «всеобщем спасении», то мне нравиться одно пограничное высказывание: «Тот кто не верит во всеобщее спасение толстокожий буйвол, тот кто проповедует всеобщее спасение безответственный осел». – В данном вопросе, я отношу себя к «толстокожему буйволу», - тем более, что и комплекция позволяет.

20. Накладываете ли Вы епитимьи как священник и какие? То есть видите ли в этом пользу?
Епитимия дается, чтобы уврачевать сами греховные склонности, их у каждого свой комплект. И в этом смысле епитимия — это не наказание, а именно совет, как себя вести, чтобы беда не повторилась. На мой взгляд, самая надежная епитимия — это руководить духовным чтением своего духовного чада. Например, у блаженной памяти отца Даниила Сысоева была само-епитимия: за Великий пост прочитывать целиком Библию. Я перенял это и для себя, и для вверенных моему попечению. Лучшей епитимии, на мой взгляд, нет, как и сказано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

21. Как православному христианину стать успешным в духовной жизни?
Прежде всего надо понять, что в Православии спасение не достигается, но сохраняется, оберегается и стяжается. Читаем: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25-26).
Таким образом, совершенно очевидно, что спасение — это божественная данность и дар, приняв который, человек оберегает его именно как залог спасения. Например, тебя крестили, миропомазали и причастили. Можешь ли ты сказать, что ты все это заслужил и приобрел сам? Конечно, НЕТ!
Так вот, спасаться — означает оберегать в себе радость божественного спасения и святости от причастия к причастию.
Прп. Мария Египетская могла это делать сорок лет, но и ей потребовалось, чтобы старец напутствовал ее Святыми Дарами.
Состояние абсолютной святости — это то, что мы можем переживать каждое воскресенье за Святым Причастием, которое и предлагается нам как «Святая святым».
Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых?
Они могли долго сберегать в себе это состояние.
Амвросий [Медиоланский], учит: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос - мой заступник перед Отцом, и потому, что Кровь Христова излита за меня»[7].
Читаем: «Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям» (Притч. 5, 16). — То есть не теряй спасение и не расточай благодать! Ты ничем не заслужил не первого, не второго!
Блаженный Иероним Стридонский, пишет: «Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками, и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в помиловании Божием»[8].
Таким образом, Православная аскетика научает нас оберегать дар спасения, а не достигать его чисто механическими человеческими усилиями, о чем Христос и сказал: «человекам это невозможно, Богу же все возможно»; и еще: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). – Кстати! Последняя цитата, наиболее часто встречается во всем корпусе «Добротолюбия», и это не случайно!
И совет: мы все знаем, как готовиться к Святому Причастию, но, увы, у нас совершенно отсутствует навык, как оберегать этот залог спасения. И этот вопрос, на мой взгляд, самый важный и актуальный в домостроительстве собственного спасения.
Спаси Вас Христос!

[1] Митрополит Макарий (Оксиюк), «Эсхатология св. Григория Нисского». — М.: изд. «Паломник», 1999 г. С. 104.


[2] Иоанн Златоуст, свт. Творения. — СПб., 1898. Т.1. С. 766.

[3] Иоанн Златоуст, свт. Творения. — СПб., 1898. Т. 1. Кн 2. С.762-765.

[4] Иоанн Златоуст, свт. Творения. — СПб. Т. 2. С. 25-26.

[5] Отзывы Епархиальных Архиереев по вопросу о Церковной Реформе. /Общество любителей церковной истории. — М., 2004. Ч.1. С. 710-711.

[6] Георгий (Тертышников), архим. Симфония. — М., 2006. Т. 1. С. 426-427.


[7] De Jacob et vita beata, 6.

[8]Dialogue contra Pelagianos, кн. 1.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху