Игорь ответ заключается в слове подобен. В том то и дело что Бог вездесущ, как ни фантастично это звучит, тоесть существует везде и второго такого существа быть не может. Человек не может всё, а может только то что ему дано, человек не вездесущ, его жизнь на Земле ограничена временем и даже прибавить себе роста на 50 см. не может, тоесть ограничен временем и пространством, и это надо принять как одно из доказательств того что есть Высшее Существо, которое не нуждается в подсказках и домыслах.
Отец Михаил, вы здесь заблуждаетесь, человек создан по образу и подобию.. Но в Рае! После отпадения от Бога, прегрешения, у человека остался только образ, а подобие потеряно и достигается подобие покаянием и сердечной молитвой, жизнью в Боге! Это говорит митрополит
Иерофей (Влахос) в книге Православная психотерапия...
Это учение подводит нас к той точке зрения, что откровение сердца есть, по существу, откровение личности. Человек, который с помощью благодатного подвига откроет сердце, где скрывается и царствует Христос, становится личностью. Ведь личность – это главным образом «подобие Божие». Итак, откровение сердца – это откровение личности.
Мы не намереваемся излагать в этой связи онтологию личности, как она представлена в учении святых отцов Церкви. Согласно учению отцов, мы верим, что образ есть потенциальное подобие, а подобие есть образ в действии. Точно так же человек, создаваемый Богом и воссоздаваемый Святым Духом, есть потенциальная личность. Поэтому мы утверждаем, что с онтологической точки зрения личностями являются все люди и даже сам диавол. Однако с сотериологической точки зрения не все мы личности, поскольку не все достигли подобия Божия. Не занимаясь специально онтологией личности, здесь мы обращаем внимание именно на аскетику личности, которою обыкновенно пренебрегают современные богословы.
В этой связи характерны слова архимандрита Софрония: «В божественном бытии ипостась образует его самое глубинное начало. Подобным образом и в человеческом бытии ипостась является самым существенным и основным элементом.
Личность – это
сокровенный сердца человек в нетленной красоте... что драгоценно пред Богом (
1Пет.3:4), наиболее ценное ядро всего человеческого существа, проявляющееся в способности человека познавать себя и распоряжаться собою в том, что он обладает созидательной энергией и может познавать не только видимый мир, но и Самого Бога. Сжигаемый любовью, человек чувствует, как соединяется с Богом, Которого возлюбил. В этом единстве он познает Бога, так что любовь и ведение сливаются в некое единое действие» (Archimandrite Sophrony. His life is mine. London, P.44).
Личность – это
сокровенный сердца человек, и для нее подходит только такое определение. Личность – это таинственное общение и единение со Христом, поэтому ее невозможно определить при помощи научных терминов. Церкви нельзя дать другое определение, кроме того, что она есть тело Христово, и то же самое относится к человеческой личности, сердцу, где совершается таинственное общение Бога и человека. «Научное и философское знание может давать свои формулировки, но личность превыше всякого определения, и, следовательно, ее нельзя познать извне, если только она не откроется сама. Как Бог есть таинственный Бог, так и у человека имеются таинственные глубины. Это не начало и не конец существования, ибо Бог, а не человек, есть Альфа и Омега. Боговидное качество человека заключено в образе его существования. Подобие же существования – это то подобие, о котором говорят Писания» (там же, p.43). Итак, если нельзя дать определения личности, то нельзя определить и сердце, которое есть личность.
Митрополит
Иерофей (Влахос)