- Православный христианин
В последнее время можно часто услышать зто выражение -- "Иисусова молитва научает всему сама" -- например, у о. Сергия Баранова, и я его часто употребляю со ссылкой на византийских отцов. Однако есть и большая разница в понимании этого выражения. У византийских отцов молитва научает всему сама, когда она есть.. Духовная, соответствующая (2-й аскетической) стадии рождения от Духа. Вот тогда она, самодействующая, научает подвижника всему и не требует иного руководства. А до той поры очень даже требует и если не от духовного отца, то от великих византийских отцов древности. Византийских потому, что у них об этом намного больше написано. Нужно учиться разговаривать с ними на одном и том же языке, в одних и тех же понятиях, тогда и не будет таких нелепых ошибок. А вот с этим разговором у нас большие проблемы. Каждый духовный писатель в России считает своим долгом излагать аскетику на своем собственном языке, игнорируя понятийный язык византийских отцов. Этой проблеме уже много веков, и это следствие исторического отрыва русского исихазма от византийского. По Духу отрыва нет, есть разрыв в используемых понятиях и языке, из-за чего опыт византийских отцов у нас оказывается не востребованным, а востребованной оказывается самобытная аскетика, основанная на личном опыте и своем собственном самобытном языке. Может, и правильном опыте, но на оторванном от отцов языке.