А что толку говорить Вам о свидетельстве святых отцов? Сам Господь открыл нам это знание так что мы и своими глазами можем это увидеть. Какие свидетельства вы ищите? Но, если найдете, то разве они изменят то что овладело вами.
Однако, читайте:
Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347–407 гг.)
Толкование на пророка Исаию
Глава 38:6—8: «…Было ясно, что это совершилось всемогущим Правителем мира. Смотри: дело совершается не на ровном месте, но на ступенях, где ясно виделась сила Совершающего чудеса. И это случилось на всём
земном шаре. Никто когда-либо не видел и не слышал, чтобы совершилось чудо равное этому…».
Глава 40:22: «Видишь ли, Земля есть круг? Круг показывает круглую форму Земли. Полезно знать и это, чтобы мы не соблазнялись
баснями языческих философов, которые обыкновенно думают, что Земля подобна
ложбине, округлости, диску, блюду или чему-нибудь такому подобному».
Свт. Прокл, архиепископ Константинопольский (ученик свт. Иоанна Златоуста, 434–447 гг.)
Похвальное слово Пресвятой Богородице
«Как звёзды, быв утверждены на небе в известном порядке, на известном расстоянии одна от другой, распознаются и освещают весь
земной шар; одна и та же звезда видна и у индийцев, не скрывается и от скифов, сияет над землёю и озаряет море, путеводствуя плавателей».
Свт. Амвросий Медиоланский (ок. 340–397 гг.)
Шестоднев
Глава III, 9: «…Кто же усомнился в том, что сие сотворил Бог, поскольку у пророка сказано: «Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис. 40:12–13). Ибо Он содержит
шар земной и землю совершенно из ничего сотворил. И сказал Иеремия: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворил землю силою Своею, и утвердил вселенную мудростью Своею, и разумом Своим распростёр небеса» (Иер. 10:11–13) и добавил: «безумствует всякий человек в своём знании» (Иер. 10:14)…».
Епископ Исидор Севильский (560–636 гг.)
О природе вещей (De natura rerum)
Гл. 48 «О частях Земли»:
«Океан же, разлившийся по всему экватору
земного шара, омывает границы всего почти круга земель…».
Святой Беда Достопочтенный (672–735 гг.)
Книга о природе вещей (De natura rerum)
Когда мы говорим, что Земля круглая, это не значит, что форма её абсолютно круглая – ведь её делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру
абсолютного круга. Именно поэтому нам всегда видны созвездия только Северного полушария, а Южного – никогда; и наоборот, наши созвездия не видны другим – мешает
земной шар; троглодит
26 и сосед его египтянин никогда не видят Семизвездия, зато Италия не знает Канопа; впрочем, обитаемая часть этого
шара простирается с востока на запад почти в два раза дальше, чем с юга на север: и первому не подпускает близко жара, ко второму – мороз.
Монах Фома Аквинский (1225–1274 гг.)
Сумма теологии
Вопрос 54. О различии навыков
Том V. Раздел 2. Различаются ли навыки согласно своим объектам?
…Различные науки являются различными навыками. Но одна и та же научная истина может принадлежать различным наукам; так, например, на
шаровидность земли указывают и физик, и астроном, о чём читаем во второй [книге] «Физики».
…Физик доказывает шаровидность земли, используя средства своей [науки], а
астроном – своей; в самом деле, последний доказывает это с помощью средств
математики, например, измеряя
формы затмений, в то время как первый доказывает это с помощью средств
физики, например, исследуя
движение тяжёлых тел к центру.
Вот, вкратце, изречения свв отцов. Можно было бы привести отцов Каппадакийцев, но , думаю пока хватит.
В данном вопросе стоило бы приводить свидетельства наш ученых из православных христиан, но вы же не доверяете им?
Благодарю! Часть проверил. Часть со временем проверю. Знаете, что мне с ходу показалось странным? Что
Амвросий Медиоланский - один из столпов, великих учителей католического Богословия пишет, что земля шарообразна, а об этом никто и не в курсе и даже людей пытают и чуть ли не казнят за отрицание плоской земли. Я понимаю там, какой-то пустынник, затворник написал и никому не сказал, а тут такая гора!
Когда Андрей Степанов упомянул, что в Библии есть фрагменты, где церковнославянское «круг» было заменено в синодальной редакции на «шар» (2007г?), он имел ввиду 3-ю книгу Ездры (она цитировалась ранее), книга, которая раньше считалась апокрифической, которая, если не ошибаюсь, переведена с Вульгаты, а в Септуагинте ее вообще нет. Ну, да ладно...
Итак, русский перевод Златоуста, который мы имеем примерно 1900 года, издания Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Есть ли более древние переводы, на церковнославянский - не знаю, но были бы весьма полезны, как полезно бывает заглянуть в словарь Даля, и прочитать некоторые варианты значения слова «шар»
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tolkovyj-slovar-zhivogo-velikorusskogo-jazyka-v-i-dalja-bukva-sh/101
«ШАР м. слой, пласт или ряд (польск. szar, ряд, гонта, черепицы). Вынуть шар, у землекопов, слой, пласт земли. Класть масло шарами, в переслойку с тестом, раскатывая его».
Это, естественно, не исключает и других значений (см. ссылку).
Далее.. Р.Б. Андрей, вы прислали цитату, которую я хочу немного расширить:
«Я заставлю возвратиться тень ступеней, которыми она сошла по часам Ахаза, и возвращу солнце на десять ступеней;
и возвратилось солнце на десять часов, тихо сходя по ступеням». Действительно было удивительно: если бы Он повелел возвратиться тени быстро, то это не было бы удивительно, и могли бы думать, что может быть это произошло
от солнечного течения и здесь ничего не проявилось особенного; но из тихого возвращения было ясно, что это совершилось Всемогущим Правителем мира. Смотри: дело совершается не на ровном месте, но на ступенях, где ясно виделась сила Совершающего чудеса. И это случилось на всем
земном шаре. Никто когда-либо не видел и не слышал, чтобы совершилось чудо равное этому. Иисус Навин говорит:
«стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!», и они стали (Нав. 10:12). Хотя это было и великое знамение, однако оно не показывало, что
солнце и луна стали сами собою, но что есть кто-то
удерживающий их и все направляющий. Для того, чтобы не подумали, что творение в определенном своем видимом течении, равно
и солнечное движение – останавливаются собственною силою, Он двигает солнечную тень тихо и изменяет ее по желанию, не потому, что Он желает вредить всему миру, но затем, чтобы, побуждаемые удивлением, все обратились к вере.
Солнцу повелел стать Иисус Навин, повернул же его назад Бог и
Христос замедлил путь его, чтобы ты, видя его замедление, научился, что это произошло не от природы солнца, а от Творца».
Разрешите, я как гопник, по-простому напишу: «А чё нельзя было сказать: "земля, стой?" Че он к солнцу обращается, он че не понимает? Ему чели не сказали, че солнце стоит?»
Надеюсь, теперь понятно, что с Гелиоцентрической системой этот Ветхозаветный фрагмент нужно перетолковывать, перетолковывать, да заперетолковаться. Даже, если действительно имелась ввиду шарообразность земли, то уж точно не гелиоцентрическая модель Коперника.
Имеет смысл свериться с оригиналом на греческом.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/sobranie-sochinenij-svt-ioanna-zlatousta-na-grecheskom-jazyke/
Но я в греческом не силен. Тем более, что перевод не оцифрован.
Давайте разбираться с Бедой Достопочтенным. Английский святой. Эпохи единой Церкви. «В 1899 году Беда был
канонизирован папой
Львом XIII, одновременно
католическая церковь назвала его одним из
Учителей Церкви. В 1978 году Беда был канонизирован митрополитом
Антонием (Блумом), является
местночтимым святым Сурожской епархии Русской православной церкви[2]». (Википедия)
Естественно, напечатали его труды только после канонизации. Отсюда вывод все рупоси, издания и переиздания пришли к нам из рук еретиков: английских, итальянских и прочих. И даже, если святой не сам еретиком никогда не был, то есть вероятность, что его сочинения могли быть подправлены. И вот первое доказательство:
Труд «Церковная история народа Англов» святого
Беды Достопочтенного. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
«Поскольку Британия находится близко к верхней точке мира, ночи здесь летом короткие, и часто в середине ночи трудно определить, спускаются ли еще сумерки или уже наступает рассвет, так как солнце по ночам не уходит далеко за горизонт в своем пути через север обратно на восток. Поэтому день так же долог, как ночь зимой, когда солнце удаляется к ливийским пределам, и ночи длятся по восемнадцать часов. Короткие же летние ночи, как и зимние дни, длятся всего лишь шесть обычных часов, тогда как в Армении, Македонии, Италии и других странах той же широты самый длинный день продолжается пятнадцать часов, а самый короткий- девять
39.»
Не менее интересен комментарий 39 к фрагменту: «Этот пассаж составлен Бедой из цитат Плиния Старшего и Орозия, однако демонстрирует его собственный интерес к географии и исчислению времени. Следует вспомнить географические представления того времени, в соответствии с которыми
Солнце совершало в течение суток оборот вокруг плоской Земли».
Еще пару интересных фрагментов:
Труд «О счете времен » святого
Беды Достопочтенного. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
«Итак, в первом веке рождающегося мира, в первый его день Бог создал свет и назвал его днём. Во второй день Он отделил небесную твердь от вод, поскольку и эти воды, и суша вместе с небом над нею, и силы, которые должны были славить на небе создателя, были созданы ещё до начала этих шести дней. В третий день, собрав воды, которые покрывали всё вокруг, в одно место, Он велел появиться суше. В четвёртый день Бог разместил на тверди небесной светила; этот день, насколько то следует из соображений равноденствия, зовётся ныне 21 марта».
«3952 г. ( 1 г. Р.Х.) В 42-м году Цезаря Августа, через 27 лет после смерти Клеопатры и Антония, когда Египет был обращён в провинцию, в третий год 193-й Олимпиады, в 752-м году от основания Города, то есть в том году, когда были усмирены волнения всех народов по всему
кругу земному и Цезарь установил по Божьей воле прочнейший и самый что ни на есть истинный мир,
Иисус Христос, сын Божий, освятил шестой век мира своим пришествием».
«Он отправил всем православным епископам по всему
кругу земному созвучные письма по поводу Халкедонского томоса».
В книге о природе вещей
Беда Достопочтенный описывает и шарообразную землю и купол и кроговорот воды и много чего ещё. Если, конечно, книга не новодел, в ней нет вставок и это не подарок от католиков/англикан.
https://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopochtennyj/o_prirode_veschei/#note5
Тем не менее интересны некоторые цитаты:
«Мир есть вся вселенная, состоящая из неба и земли, образованная из четырех элементов и имеющая форму абсолютного шара; [образована же она] из огня, которым светят звезды; из воздуха, которым дышит все живое; из вод, опоясывающих и пронизывающих землю и тем самым укрепляющих ее; наконец, из самой земли, которая пребывает в равновесии в середине и в самом низу мира и висит неподвижно, в то время как вселенная вращается вокруг нее. Названо же небо словом mundus из-за своего совершенного и абсолютного изящества, так же как и у греков оно называется KOSMOS из-за своей красоты».
«Небо имеет тонкую и огненную природу, оно круглое, всюду одинаково плотное и от центра земли отстоит повсюду на равные расстояния. Мудрецы говорили, что свод неба и его середина, насколько мы можем проследить его движение, совершает свое ежедневное круговращение с невероятной скоростью. Так что он обрушился бы, если бы встречное движение планет не умеряло его [бега]. Доказывая это положение, они [мудрецы] указывают на звезды, обращающиеся всегда по одному и тому же пути, причем те, что находятся на севере, описывают меньшие круги вокруг точки пересечения небесной оси со сводом.
Самые крайние вершины [небосвода], вокруг которых вращается небесная сфера, называются полюсами и скованы вечным льдом. Один из них, вздымающийся к северу, [называется] Борей; второй, опускающийся к югу, – Австралий;
Священное Писание называет его «interiora Austri».
«Небо самого верхнего круга, отделенное [от остальных кругов] особой границей и отстоящее повсюду на равные расстояния [от нижнего неба – глосса Бридиферта], является местопребыванием ангельских сил; нисходя к нам, они облекаются в эфирные тела, так что даже пищу могут вкушать подобно человеку, а возвращаясь назад, сбрасывают их. [Огненную] природу этого неба
Бог смягчил оледеневшими водами, чтобы оно не воспламенило нижележащие элементы. Затем он сделал твердым самое нижнее небо, наделив его не одним и тем же, но разнообразным движением, и назвал его твердью, так как оно поддерживает верхние воды.
Глава 8. О небесных водах
Что касается вод, лежащих над твердью, ниже духовных небес, но выше всякого телесного творения, то некоторые считают, что они хранятся здесь для нового потопа, другие же утверждают – и гораздо справедливее – что они находятся там, чтобы умерять пламя светил».
«И все же не совсем понятно, висит ли земля благодаря густоте воздуха, или поддерживается водой, как сказано в Писании: «Утвердил землю на водах»? И каким образом мягкий воздух может выдерживать такую громаду, как земля? Или, если столь невероятная тяжесть плавает на воде, то почему она не тонет и не переворачивается другой стороной вниз? – Этого нельзя знать никому из смертных, и не дозволено нам испытывать столь выдающееся творение божественного искусства; достаточно нам знать, что по закону могущества Божия земля вовеки пребудет неподвижной, над водою ли или на облаках, Все, что скрыто от природы смертных, должно предоставить божественной власти»
Кстати, интересен тот факт, что слово KOSMOS (мир, а также «наряд, «украшение») происходит от KOSMETU – «украшать». Согласно с Гелиоцентрической системой - это как блоху лесом украсить.