Здравствуйте, Валерий!
В Православной аскетической литературе грех традиционно рассматривается с нескольких сторон: как греховное расположение, греховное дело и греховное состояние души. Как известно, в развитии греха усматривают несколько стадий: прилог, внимание, услаждение, решимость к совершению, греховное дело. Первая стадия — прилог — может возникать в нашем сознании либо из памяти, либо из внешних источников. Собственно говоря, сам прилог есть только повод ко греху, но не грех. От прилогов не были свободны ни великие святые, ни даже Сам Господь
Иисус Христос (вспомним, как искушал Его диавол, фарисеи, саддукеи). Другое дело, если человек вызывает в воображении злую мысль или образ намеренно. Это уже грех. Между грехом в мысли и греховным делом не следует ставить знак равенства. Так, если желая совершить что-нибудь запрещенное Богом, человек всё же одумается и не доведёт замысел до завершения, он будет менее виновен.
«Хотя в желании и решимости есть уже грех, — пишет святитель
Феофан Затворник, — однако ж, из сего не должно заключать, что самому делу грешному нечего прибавить к их греховности, и оно грешно не более их. Решившийся может ещё или имеет время отказаться от дела и, следовательно, однажды воспротивившись закону, оказать ему покорность в другой раз, когда он в совести предъявит свои требования; между тем сделавший дело попирает закон и внутренне, и внешне. Совершающий дело во все продолжение его борется с совестью, которая не перестает вразумлять его, следовательно, более развращает себя и расстраивает свою нравственную природу» [1, с. 218].
Замечу, что борьба со страстями немыслима без греховных прилогов. Так, «бросающий» пить на первом этапе неизбежно будет испытывать тягу к спиртному, а борящийся с гневом — побуждение вспылить...
Благодарю за вопрос!
1. Святитель
Феофан Затворник, Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд. Лепта, 2003.