Неужели налоги несправедливы и государство у нас опять "борзенькое" как в Синодальный период и Церковь снова не виновата?
Дорогой Алексий!
В жизни всё иначе – наше общество страшно далеко отстоит от христианской нравственной вершины: у каждого свой уровень справедливости, потому что все мы больше эгоисты, а вот отдавать – всегда сложно. То есть справедливость относительна - она зависит от господствующих в обществе социальных отношений, которые, соответственно, зависят от соотношения любви и эгоизма в обществе. Так, например, утопически-идеальное распределение по нуждам и потребностям действительно существовало в апостольские временна в первохристианских коммунах, когда еще не увяла память людей о Христе. Принцип распределения поровну – тоже достаточно высокий принцип справедливости, поскольку для реализации жизни по-братски, в «уравниловке» надо иметь высочайшую нравственность, терпение, смирение и очень высокий уровень нелицемерной любви.
Несколько ниже по христианской шкале стоит социалистическая справедливость, распределяющая благо по труду: кто лучше работает, тот больше и получает, при этом обычно предусматривается некоторая поддержка наиболее слабых и неимущих.
Но к несчастью весь мир сегодня живёт по ещё более низкому принципу справедливости: распределению по капиталу, когда собственник, просто за счёт факта обладания собственностью и властью получает гораздо больше трудящегося. Капиталистическое общество такую «справедливость» всячески поддерживает различными государственными структурами, драконовскими законами и непомерными налогами.
Однако бывает ещё хуже - если правит криминальная «справедливость», когда блага распределяются по силе. Сильный просто отнимает всё у слабого – однако и такая мафиозная «справедливость» жизнеспособна внутри замкнутых элитных групп, привилегированных каст и имущественных кланов.
Таким образом, уровень справедливости - это показатель социального здоровья, критерий степени любви в обществе. В Евангелии везде звучит: «правда», «за правду», «праведность» - «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его»
(Мф.6:33),. Евангельское выражение «правда Божия» более широкое, чем просто «справедливость». То есть социальная справедливость – это как бы проекция правды Божией на социальную сферу. Но поскольку Христос знает, что в падшем мире справедливости быть не может, Он обещает справедливость в другой небесной жизни – в Царствии Божьем
(Лк.16:19-31) – и именно в этом благовестии заключён основной пафос проповеди Христа! Однако Своим лейтмотивом покаяния Христос призывает грешников против попрания справедливости, причём, именно в этом грешном и падшем мире! Так Христос даёт нам чёткое определение справедливого человека: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Мф.22:39). То есть собственный эгоизм должен обязательно уравновешиваться любовью к ближнему, а, следовательно, социальная справедливость невозможна без определенного уровня любви к людям. Но вот парадокс – Христос, например, в притчах о работниках в винограднике
(Мф. 20:1–16), о наследстве и двух братьях
(Лк.12:13-15)показывет, что справедливость вовсе не является христианским идеалом! Христианский идеал – это любовь как жертва, как полное отдание всех своих сил на благо ближнему, и которая выше справедливости. К такой абсолютной любви призывает Христос, и к этому идеалу должны стремиться все христиане… Любовь укоренена в человеке, созданном по образу и подобию Божьему - она не может исчезнуть совсем. И если уровень любви в нашем обществе очень низок, то на какой же карликовой высоте социальной справедливости сегодня находимся мы? В любом социуме всегда существуют сословия и группы, у которых сталкиваются разные этические понимания справедливости: одни видят справедливость с самого высокого христианского уровня любви к ближнему, или по меньшей мере внерелигиозно-социального, а другие существуют на стяжательно-капиталистическом, а то и мафиозно-криминальном уровне, - и между ними ведётся непримиримая глубинная борьба.
Церковь же не является ни особым христианским «профсоюзом», ни каким-то контрольным «комитетом» по распределению благ, ни тем более политической партией, и задача у нее другая - не установить тот или иной способ реализации социальной справедливости, а изменить самого человека, привив ему семя Божественной любви. Помните, как рассудил Господь: «Кесарю кесарево, а Богу Богово»
(Мф. 22, 15—21). Но Церковь никогда не была равнодушна к народным скорбям - мы соборно молимся о милости, жизни, временах мирных, изобилии плодов земных и прочих проявлениях социальной справедливости. Древнейшая обязанность и традиция Церкви, её гражданская позиция - «печаловаться», т.е. заступаться, просить, защищать человека от засилья зла и несправедливости. «Основы социальной концепции РПЦ» прямо говорят, что если власти действует неправедно, если они притесняет народ, если с населения взимаются непосильные поборы, если нарушается правда Божия, то Церковь должна встать на сторону паствы, на сторону народа Божьего, чтобы заслонить «своей спиной» народ Божий от неправедных действий. Поэтому всегда желательны такие социальные отношения, при которых в максимальной полноте могут быть реализованы идеалы христианской жизни. Подлинное личное благочестие не может быть слепым и равнодушным к событиям, от которых зависит жизнь народа - и христианская проповедь, толкуя Священное Писание, должна звучать не только о спасении души... Однако давайте честно признаем, что далеко не каждый батюшка имеет такой масштаб души, чтобы дерзнуть обличить богатого и влиятельного человека, особенно если он оказал благотворительную услугу храму и поэтому считающий служителей своей придворной челядью. Святитель
Киприан Карфагенский когда-то правдиво сказал о Церкви:
«В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Будем же сосудами золотыми или серебряными. А право сокрушать глиняные сосуды предоставлено единому Господу». Но, слава Богу, что есть ещё у нас отважные, простые и мудрые пастыри, люди живой, искренней веры и доброго сердца, которые любят наш народ, нашу страдающую землю так же крепко, как любит её простая многодетная русская женщина, измотанная хроническим безденежьем, тяжёлым трудом и безумием спивающегося от безысходности мужа! Слава Богу, что ещё живёт в сердцах немногих ясных и чистых людей удивительное сообщество – Святая Церковь! Что везде там - все близкие, все горят одним огнем веры, все добрые, славные - без слов друг друга понимают и помогают друг другу. Что живут все хором, а каждое сердце поёт свою молитвенную песню Богу. И все молитвы, как ручьи, бегут - льются в одну реку, и течёт эта река широко и свободно в море светлых радостей новой Божественной жизни. Таких, немногих бессребренников, сохранивших веру, целомудрие, честь и совесть, надо беречь как величайшее национальное сокровище! Есть, есть ещё достойные подвижники, золотые исповедники благочестия, серебряные светильники веры - таковых на Русской земле немало. Господь знает их имена, и верным Его они тоже открыты. И если прозреют и объединятся все совестливые люди, все чающие Правды Божией, тогда и реализация общества, справедливого не на словах, а в реальности, будет возможна. Спросим же не епископов, священников и работодателей, а прежде себя, не скрывая ничего - что я сделал для этого?
Мне тоже скоро выбор делать. Я квартиру сдаю... платить мне подоходный или нет? Или отнести в храм не 10% а чуть побольше а налог не платить? Примет ли Бог мою жертву?
Господь спросит с нас лишь одно: «Любили ли мы?»
Да, дорогой Алексий, явное или косвенное присвоение плодов чужого труда по нужде часто бывает врагом праведности. Чтобы разрешить такую нравственную коллизию, нужно иметь духовное рассуждение, чтобы в каждом конкретном случае слышать свою совесть, ограничивающую душу от своекорыстного «участия в делах тьмы» - как, например, предписано Писанием: «
Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько [хочет] душа твоя, а в сосуд твой не клади».(Втор.23:24).
Признаюсь, мне самому приходится использовать нелицензионные программы по ситуационной невозможности оплаты свежих версий в реальных рыночных ценах. И поэтому практически весь софт (да и хард тоже!) у меня старый, то есть в значительной степени утративший первоначальную стоимость. Вот и сейчас пишу вам этот ответ в Word 2003 под Win XP на стареньком тормозном ноутбуке с тусклым экраном, подаренного мне пятнадцать лет назад отцом настоятелем. Конечно, это слабое оправдание - Но надо хорошо понимать, что такое «оправдание» не устраняет потенциальную опасность для души, когда безнаказанность приводит к привыканию к «чужому винограду», а затем происходит оглушение совести и приобретается зависимость, подобная наркотической клептомании....