Гнев допустим и при некоторых обстоятельствах необходим.
Но гнев не может оправдывать нарушение Закона Божия, то есть он должен оставаться в рамках дозволенного.
И
кротость, как противоположность гнева, не всегда оправдана и допустима.
Блаженный Феофилакт учит:
«Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковые бывают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно». Видя теперешнее состояние нашего некогда единого Отечества, надо прямо сказать: настало время гневаться! Писание учит: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды,
спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову»
(Ис.1,16-17). Итак, Библия призывает нас: «спасайте угнетенного»! Как мы можем исполнить этот библейский призыв, если подавляющая часть православных христиан России деморализована безответственными проповедями толстовского непротивленчества, которые звучат прямо с амвонов наших православных храмов.
Святитель Филарет (Дроздов) учил:
«Личного врага люби, врага Христа ненавидь, врага Отечества — БЕЙ!» Теперь враг отечества — не турок или немец, а олигарх — вор, чиновник — взяточник, политик — казнокрад и масон. Сегодня актуальным и современным звучит призыв Священной Псалтири: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела»
(Пс.44,4-5). Оказывается, можно быть кротким и одновременно препоясанным мечом. Именно такие кроткие и
«наследуют землю», смогут защитить свою и воцерковить чужую. Так и осуществлялось великое дело собирания Русских земель.
Вспомните праведный гнев наикротчайшего старца преподобного
Серафима Саровского, когда к порогу его кельи подошел масон. Старец возмущенно затопал ногами и громко раскричался на сего нечестивца. Вспомните священный меч кроткого и воинственного благоверного князя Александра. Как мы и прочитали в Псалтири: «…ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела».
Свою собственную гневливость надо преодолевать через контроль над теми словами, которые мы говорим.
То есть, гнев подошел,
начинай говорить медленно - и сможешь им управлять. Читаем: "ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело"
(Иак.3:2).
Слова: "
солнце да не зайдет во гневе вашем" означают, что надо быстро оставлять гнев, даже если он и оправдан.
Гнев не должен порождать и переходить в жестокость, даже во время военных действий. Читаем: "проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле"
(Быт.49:7). Итак, гнев не должен порождать жестокость, а ярость - становиться свирепой. Но во всем мера и соразмерность.
Сын Божий проявлял гнев, причем смешанный со скорбью.
Читаем: "И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их..."
(Мк.3:5).