Где грань греха при хульных мыслях ?

Православный христианин
Здравствуйте о.Сергий! Да Хранит Вас Бог и ангелы Его!

Подскажите пожалуйста!

У меня бывают иногда хульные мысли. Я мучаюсь от этого и подступает уныние.
Дело в том, что уныние подступает из за того, что я не сразу отсек хульные мысли,а разглядывал их, можно сказать с некоторым любопытством. Вот тут и трудность. Такого
Что бы наслаждался ими или соглашался с ними явно, я не припоминаю. Но то что отсекал иногда не сразу, это правда. Этот момент какой то сонный, и гипнозный, похож на какой то воображаемый спектакль по радио, на мысленный диалог с людьми. И хульные мысли иногда идут как то хитро сплетениями во внутреннем мысленном потоке. Вот когда я ужасаюсь этих мыслей,тогда и не принимаю, и каюсь. А вот до этого момента ...Вообщем я осуждаю себя ,что я их разглядел до явного отсечения.Что не отсекал сразу,а пускал их на самотёк,на разглядывание ,пока не ужаснулся, пока не взбодрился. Обычно это длится десять секунд .много. мне кажется я их греховно разглядывал. Вот как то сложно у меня. Хотелось бы простоты .
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогой Максим!

Навязчивый страх материализации плохих мыслей называется обсессивно-компульсивным психическим расстройством (ОКР). В сознании человека создается впечатление, что греховные мысли в действительности могут осуществиться, вред будет нанесён и Божье воздаяние якобы неминуемо. Подобное магическое мышление заставляет человека избегать даже мимолетной мысли о возможных неблагоприятных последствиях – хотя это получается плохо.
Возникает навязчивость – неравная борьба между желанием всячески не допускать в голову вредоносные мысли и упорным их возникновением в сознании вновь и вновь. Все это сопровождается мучительным неконтролируемым страхом. Содержательная сторона навязчивых мыслей страшит человека, размышления вращаются вокруг неприемлемого, неприятного и бессмысленного. В результате наступает психическое истощение... Вспоминаю, как один прихожанин втайне признался мне, что исповедуясь у священника, чувствует себя неловко, так как при этом лезут сами в голову разные дурацкие мысли. Например: Что будет, если я ему пальцем ткну в глаз? Или плюну в него? Или пырну ножиком? Этому человеку от этого было мучительно неудобно, ведь он очень уважал того священника, с которым беседовал, но он ничего не мог с собой поделать. А другая очень набожная женщина хотела в церкви выкрикивать непристойные слова. Она, конечно, никогда так не делала, но ей было мучительно стыдно от таких мыслей. В чём же дело?

Практически у каждого человека появляются искусительные навязчивые помыслы. Но самое главное понимать, что они не ваши - это неподвластное нам «броуновское движение» мыслей, что имеет значение лишь то, как вы к этому относитесь и какое значение этим мыслям вы придаете – то есть, вступаете ли с ними в собеседование, разрешая им дальнейшее развитие. Беда в том, что следствием такого, не поддающегося контролю стучания «мыслей под темечком» часто бывают мучительные навязчивые страхи – фобии. Осознать иллюзорность «мысленного мусора» в голове непросто, поскольку этот страх кажется человеку обоснованным, а потому и незаметен и его вред. Мы ведь привыкли воспринимать работу своего сознания как истину в последней инстанции. Нам кажется, что если мы чего-то боимся, то это действительно представляет собой реальную угрозу. На деле же мы имеем лишь некие внешние обстоятельства и свой испуг, связанный с этими обстоятельствами. Мы заглядываем в будущее, додумываем его и тревожимся по поводу собственной выдумки. И если мы поймём, что имеем дело с собственными представлениями, собственными фантазиями, то ситуация изменится кардинально. Однако, до тех пор, пока мы не замечаем иллюзорности своих страхов, пока мы верим в созданный нами мираж разума, рассчитывать на освобождение от этих монстров, превращающих жизнь в муку, невозможно.

Для избавления от фобии не следует пытаться не думать про собственные мысли и предполагаемые последствия, так как навязчивые помыслы объективно неконтролируемы, ими очень сложно управлять. Просто смотрите на них, как бы со стороны, но сами не участвуйте в процессе диалога с ними. И конечно, не забывайте про исцеляющую силу крестного знамения и, особенно, молитвы Иисусовой. Творите при наваждении помыслов краткую молитву, оставаясь отстранённым и безучастным к собственным мыслям. То есть расслабленное «наблюдение» за навязчивыми помыслами в голове - совершенно иное дело, чем пребывание в самой гуще таких мыслей и сочетание с ними. Чем больше вы обособитесь от мыслей, тем меньше будете пытаться обнаружить их - с любопытством, а не страхом следите за ними, как за искусным лжецом, которого вы не можете раскусить, и который во что-то дурное пытается заставить вас поверить. Просто рассматривайте их как назойливых и неприятных «кровососов» в вашем доме, которые вскоре улетят, если вы оставите их в покое и откроете «форточку», не давая повода задержаться. На самом деле у вас оформилась выработанная вредная привычка, которая проявляется в "вынужденных" действиях и мыслях, вызывающих своеобразную зависимость, такую же, например, как грызть ногти или курить... Для избавления от этой привычки, постарайтесь осознать бессмысленность ваших мыслей, от которых вы страдаете.

Не бойтесь того опасаться того, что ваши «плохие» думы обязательно заставят совершить нравственно неприемлемый или богохульный поступок – между мыслями и действиями существует громадный промежуток, преодолеть который редко когда возможно, если пользоваться осознанным анализом на исповеди и четкими оценочными критериями собственного поведения в соответствии с евангельскими заповедями.. И не нужно отчаиваться: навязчивость мыслей - простое психическое расстройство, которое не обязательно «глушить» лекарственными средствами в клинических условиях. Достаточно вернуться в реальность, сфокусироваться на на том, что происходит сейчас, на то, что является жизнью, а не фантазиями о будущем. То есть надо продолжать жить в любви к Богу и людям с верой и надеждой, как подобает христианину, а не впадать в панику.
 
Последнее редактирование:
Сверху