Фундамент веры и система богословского образования

Крещён в Православии
Христос Воскресе, уважаемый батюшка!
Несмотря на массу источников, хотел бы услышать Ваше мнение.
В процессе воцерковления читаю святоотеческую литературу, священное писание, постигаю церковнославянский, но необъятного не объять. Интерес притупляется, внимание рассеивается. На что стоит ОБЯЗАТЕЛЬНО обратить внимание. Мимо чего НЕЛЬЗЯ пройти. Библиотека большая, да только и половины не прочёл ещё. Вот и думаю, как систематизировать , чтобы не закопаться? Собираюсь получать второе высшее в одном из православных институтов Санкт-Петербурга, поэтому подготовка тоже нужна, фундамент, база для плодотворного обучения. Что посоветуете?
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогой Сергий!
Я, не имеющий систематического богословского образования, просто по определению не имею права советовать вам, как получить плодотворное знание о Боге. Но все же полагаю, что могу высказать свой взгляд на возможные ловушки человеческого разума. Да, конечно, Христос сказал «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Но проблема в том, что Господь на Страшном Суде будет оценивать не по тому, чему нас учила книжная традиция, а единственно по тому, как мы лично верили - любили ли мы?
Вспомните «Остров» - замечательный фильм о пути к христианской святости, в котором жизненно показаны три типа религиозности. Молодое рвение ученого богослова отца Иова, который служит Богу, как солдат - строго по уставу, противопоставляется покаянному юродству монаха Анатолия и умудренному, мягкосердечному христианству отца Филарета. Так ненавязчиво показано, что неверно понятое книжное богословие способно завести верующего в заблуждение, увести его от истины, и даже привести в погибель. И показано снадобье от такого искушения - плач о своих грехах или от умиления, которого не надо стесняться. Святитель Григорий Богослов, говорит, что богословие не является предметом всех, но «испытавших себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело», то есть богословами являются, не те который перелопатили тонны богословской литературы, но те, которые прошли искус, то есть очистили сердце от страстей и достигли созерцания Бога, или по крайней мере те, которые стремятся к очищению. Говоря об отношении между молитвой и богословием, он пишет, что нужно всегда иметь памятование о Боге - «должно памятовать о Боге более, чем дышать», но не всегда возможно богословствовать: «эмпирическое богословие не является предметом заседаний и мирской мудрости, но чистоты сердца, озарения самого Бога, которое преподается тем людям, которые имеют необходимые предпосылки для богословствования. Богословие является харизматическим состоянием, духовным опытом, а не разминкой ума. И богословов указывает Бог, а не собственное заявление о себе самом… А занятия Богом без указанных предпосылок являются «тщеславием и болезнью языка относительно слова». Поэтому книжное начетничество может оказать мертвящее действие на духовную жизнь, если останется простой теорией. С другой стороны, правильные представления о Святом и неизменном Боге, грехе, небесах и аде способны не просто научить, но и вдохновлять нас жить святой жизнью.
То есть богословские знания, могут быть как даром Святого Духа, который служит духовнобольному человеку в Церкви, так и наукой, которая внешним образом исследует элементы церковной жизни. Если, однако, научное академическое богословие не вдохновляется харизматическим богословием, оно не имеет особой вневременной и сотериологической ценности, потому что когда-нибудь, «и знание упразднится», а то, что останется - это любовь, как общение с Богом. (1Кор.13:8-12). Апостол Павел в своих посланиях рассуждает о связи познания и праведной жизни. Говоря, о «здравом учении» (2Тим.4:3, Титу 1:9) он предполагает такую мировоззренческую основу, изучение и практическое познание которой приводит к святой жизни: «чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил.1:9-11).
Мы все являемся членами Церкви, но каждый имеет свое особенное дарование. Всем является Дух Святой, но дарования не являются равными, поскольку не все способны в равной полноте вместить Его Дары – однако эта разница не препятствует человеку иметь память о Боге, как не препятствует и учению, но может указывать на несвоевременность и несоразмерность богословствовать. Поэтому без святоотеческого руководства правильная духовная жизнь немыслима. Святые Отцы предвидели этот голод при одновременном изобилии богословских книг и потому предписали нам иметь «...жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий» (свт.Игнатий). Мне, например, при недостатке богословских знаний очень помогла помощь от духовных отцов и преподавателей богословских курсов, которые открыли мне путь к насельникам Святой Горы, исповедующими путь опытного богословия. Поэтому благожелаю гармонично сочетать очищенный ум с праведной жизнью, следуя словам Апостола Павла: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». (1Тим.4:16).
А уж как мы исполним это указание - вопрос нашей персональной ответственностип перед Богом.
 
Последнее редактирование:
Сверху