Дорогой Сергий!
Я, не имеющий систематического богословского образования, просто по определению не имею права советовать вам, как получить плодотворное знание о Боге. Но все же полагаю, что могу высказать свой взгляд на возможные ловушки человеческого разума. Да, конечно, Христос сказал
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Но проблема в том, что Господь на Страшном Суде будет оценивать не по тому, чему нас учила книжная традиция, а единственно по тому, как мы лично верили - любили ли мы?
Вспомните «Остров» - замечательный фильм о пути к христианской святости, в котором жизненно показаны три типа религиозности. Молодое рвение ученого богослова отца Иова, который служит Богу, как солдат - строго по уставу, противопоставляется покаянному юродству монаха Анатолия и умудренному, мягкосердечному христианству отца Филарета. Так ненавязчиво показано, что неверно понятое книжное богословие способно завести верующего в заблуждение, увести его от истины, и даже привести в погибель. И показано снадобье от такого искушения - плач о своих грехах или от умиления, которого не надо стесняться. Святитель
Григорий Богослов, говорит, что богословие не является предметом всех, но
«испытавших себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело», то есть богословами являются, не те который перелопатили тонны богословской литературы, но те, которые прошли искус, то есть очистили сердце от страстей и достигли созерцания Бога, или по крайней мере те, которые стремятся к очищению. Говоря об отношении между молитвой и богословием, он пишет, что нужно всегда иметь памятование о Боге -
«должно памятовать о Боге более, чем дышать», но не всегда возможно богословствовать:
«эмпирическое богословие не является предметом заседаний и мирской мудрости, но чистоты сердца, озарения самого Бога, которое преподается тем людям, которые имеют необходимые предпосылки для богословствования. Богословие является харизматическим состоянием, духовным опытом, а не разминкой ума. И богословов указывает Бог, а не собственное заявление о себе самом… А занятия Богом без указанных предпосылок являются «тщеславием и болезнью языка относительно слова». Поэтому книжное начетничество может оказать мертвящее действие на духовную жизнь, если останется простой теорией. С другой стороны, правильные представления о Святом и неизменном Боге, грехе, небесах и аде способны не просто научить, но и вдохновлять нас жить святой жизнью.
То есть богословские знания, могут быть как даром Святого Духа, который служит духовнобольному человеку в Церкви, так и наукой, которая внешним образом исследует элементы церковной жизни. Если, однако, научное академическое богословие не вдохновляется харизматическим богословием, оно не имеет особой вневременной и сотериологической ценности, потому что когда-нибудь,
«и знание упразднится», а то, что останется - это любовь, как общение с Богом.
(1Кор.13:8-12). Апостол Павел в своих посланиях рассуждает о связи познания и праведной жизни. Говоря, о
«здравом учении» (2Тим.4:3, Титу 1:9) он предполагает такую мировоззренческую основу, изучение и практическое познание которой приводит к святой жизни:
«чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил.1:9-11).
Мы все являемся членами Церкви, но каждый имеет свое особенное дарование. Всем является Дух Святой, но дарования не являются равными, поскольку не все способны в равной полноте вместить Его Дары – однако эта разница не препятствует человеку иметь память о Боге, как не препятствует и учению, но может указывать на несвоевременность и несоразмерность богословствовать. Поэтому без святоотеческого руководства правильная духовная жизнь немыслима. Святые Отцы предвидели этот голод при одновременном изобилии богословских книг и потому предписали нам иметь
«...жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий» (свт.Игнатий). Мне, например, при недостатке богословских знаний очень помогла помощь от духовных отцов и преподавателей богословских курсов, которые открыли мне путь к насельникам Святой Горы, исповедующими путь опытного богословия. Поэтому благожелаю гармонично сочетать очищенный ум с праведной жизнью, следуя словам Апостола Павла:
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». (1Тим.4:16).
А уж как мы исполним это указание - вопрос нашей персональной ответственностип перед Богом.