Есть ли церкви интерес в заброшеном храме?

Я

Яна Л.

Guest
Здравствуйте! В этом году я вновь поехала в отпуск в одну затерянную в лесах деревеньку. И в который раз сходила в полюбившуиеся мне с детства разрушенные старые церквушки, одна из которых была построена еще моим дальним предком. Но только в этот раз я поняла, что дольше вот так, приходить сюда в одиночестве, мне нельзя. Потому что фрески погибают безвозвратно, а здания рушатся просто на глазах. Одну из церквей, боюсь, уже не спасти. Но у второй еще есть надежда. Собственно, о ней речь и пойдет. Я хочу задать такой вопрос - имеет ли смысл обращаться к представителям православной церкви, может ли заинтересовать кого-то из православных деятелей эта церковь с целью ее восстановления? Или же мне нужно искать кого-то из любителей старинных росписей, которые сохранят, конечно, и восстановят фрески, да только посмотреть на них потом мало кому удастся? Вот несколько фотографий из этой церкви:


Сразу хочу оговорить - я не христианка, и никогда ею не была, но при взгляде на полюбившиеся мне с детства лица Бога и ангелов, мне хочется плакать и выть от бессилия. Поэтому мне сейчас уже все равно, кто этим будет заниматься - церковь или коллекционеры, лишь бы сохранили, лишь бы спасли. Я бы предпочла церковь. В конце-концов, это изначально принадлежало православным, пусть к ним и вернется обратно. Кроме того, в этом случае, посмотреть на фрески сможет каждый. Со своей стороны я могла бы указать место, где находится эта церковь, проконсультировать в вопросах взаимодействия с местным населением и проч. В общем, любую посильную помощь окажу.
 
Дорогая Яна, здравствуйте!
Как я понимаю Вас и как мне больно видеть подобные вещи…
Но что тут поделать? Раньше храмы строились в деревнях. Деревня жила полнокровной жизнью: продавали, покупали, крестились, венчались, строились и т.д.
Сейчас многих из этих деревень нет, они обезлюдели. Умерли, или умирают. И стоит полуразвалившийся храм.
Ну, представьте себе: туда назначат священника. Где ему брать деньги на восстановление? Едва ли не больше стоит восстановить даже не храм, а фрески. Эта работа стоит десятки миллионов (дай Бог, чтобы рублей). У нас в Петербурге храмы восстанавливаются по 10 лет, а реально ли это восстановить для затерянной в лесу деревеньки?..
Но представим, что это произошло. Нашлись спонсоры и оплатили эту работу. Но для кого будет этот храм? Ведь храм – это не музей. Священник не должен тратить свою жизнь на то, чтобы сидеть в пустом храме или раз в месяц принимать автобус зевак.
Храм должен жить полноценной жизнью. Приход, Таинства, требы, Воскресная школа и т.д.
Но даже если представить, что так будет, то не окажется ли благолепный храм, затерянный в лесах, соблазнительным местом для воров (наркоманов и бродяг)? У нас в Ленинградской области ежегодно грабят от 10 храмов и больше. Ежегодно! Некоторые храмы грабят периодически – каждый год. Один ограбили за год трижды. На одном я видел надпись: «Уважаемые воры. В храме нет никаких ценностей. Все иконы – бумажные. Свечей и денег – нет…» А залезают не какие-то бандиты, а свои, деревенские алкоголики. Возьмут хотя бы свечей, чтобы расплатиться с бабкой за бутылку самогонки.
И священника убить могут (а то и сжечь с детьми и женой, как в прошлом году под Тверью).

Словом, не все так просто. Думаю, если бы деревенька была перспективной, храм уже бы восстанавливался. В епархиях знают абсолютно про все храмы, уверяю Вас, «потерянных» храмов нет. Знают, но видимо, ничего сделать не могут.

Но все же рассуждения рассуждениями, а мы должны предпринять и что-то реальное для спасения этой святыни.
  • Я бы на Вашем месте съездил в епархиальное управление (или как минимум созвонился), к которому принадлежит этот храм.
Вы, наверное, знаете, что вся Русская Православная Церковь состоит из епархий. Скажем храм находится в Калужской области (или Тверской, или Вологотской и т.д.). Значит, это Калужская епархия (или Тверская, или Вологодская). У каждой епархии есть сайт (или страничка) с координатами, так что найти не проблема.
Но лучше не созвониться, а узнать, договориться по телефону о приеме и съездить лично. Поговорить с местным епископом (архиепископом) или его секретарем. Спросить, нельзя ли что-то сделать.
Если, например, в деревне живет несколько сотен людей и они хотят храм, обещают его как-то восстанавливать, то пусть напишут письмо и подпишутся. Тогда епархия даст священника. Но нужно, чтобы люди этого хотели.
Вариантов много, но лучше всего поговорить с епархиальным начальством – они ситуацию знают лучше. (Я знаю массу случаев, когда инициатива одного человека возродила к жизни не только храмы, а целые монастыри.)

  • Уже на сегодняшний день Вам нужно сделать снимки (в самом высоком разрешении и максимальном качестве) всех фресок и их элементов.
Как минимум это будет фотобанком, необходимым для последующего восстановления храма (даже если его через 20 лет будут восстанавливать). Если даже храм разрушится, снимки могут быть положены в основу росписи другого храма, ведь храмы строятся…
Можно снимки выложить в Интернете в качестве акции: СПАСТИ ХРАМ. Но «спасать» храм имеет смысл, только если туда назначат в епархии священника и начнется восстановление. Вот тогда можно подтягивать туда энтузиастов и спонсоров.
Если хотите, выложим снимки на моем сайте в разделе фотоальбомов.

Сил Вам и энергии действовать дальше. С уважением свящ. К.
 
Сверху