Если священник, всё зная на исповеди, наносит ущерб моей репутации?

Православный христианин
Добрый день, отец Сергий. Мира и радости Вам !
Могут ли грехи кающегося на исповеди постоянного прихожанина (речь идет именно о певчем, работнике прихода, церковной лавки и т.д) каким-то образом искушать священника ? Например, если он по этим грехам знает всю подноготную этого человека ? А потом, в какой-то момент, может упрекнуть: Ну вот, знаю тебя, ты такой-то и такой-то (исходя из исповеданных тобой грехов)"…. Правильно ли я понимаю, что исповеданные грехи, даже повторяющиеся, священник должен забывать, а не впечатляться ими ? И тем более НЕ напоминать их как упрек или диагноз в момент уже просто житейского разговора ?
Может ли после исповеди у священника измениться отношение к человеку в худшую сторону и стать неприязненным ? Или, возможно даже, будет избегать (будет осторожным) по причине испорченности этого человека?
Благодарю)
 
Последнее редактирование:
Дорогая Лия!
Откроем «Практическое руководство при совершении приходских треб»:
«Строжайше запрещается священнику после исповеди, при каком-либо случае, например, в ссоре с духовными детьми своими, укорять их теми грехами, о которых он узнал от них на исповеди. Ему даже запрещается вообще ссориться с духовными детьми своими – укорять их в пороках, так как слышащие брань и укоризны могут подумать, что священник знал о сказанных пороках от них на исповеди, и поверят тому, что укоряемый действительно имеет эти пороки.
Также строго запрещается открывать и другим грехи, исповеданные кем-либо ему. Грехи, разрешенные на исповеди, должны быть преданы вечному забвению; то же, что не разрешено на исповеди, остается на совести кающегося, а совесть каждого есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог может видеть и судить».


В то же время пастырская этика предписывает священнику придерживаться принципов «духовной безопасности», чтобы не прельститься данной ему властью «вязать и вершить». И не от себя пастырь должен вещать, а всегда соотносить свой ответ со святоотеческим учением. Для этого нужно не торопиться, а иногда отойти, помолчать, помолиться и подумать. И, если честно, то очень большой масштаб души нужен, чтобы откровенно признаться: «не знаю... мне не хватает опыта»... Также не забывайте, что духовные лекари также обязаны следовать подобно врачам телесным золотому правилу Гиппократа «не навреди», ибо Господь грозно предупредил: «Горе тому, кто искусит малых сих» (Мф, 18, 6). Поэтому иногда и в личных отношениях священнику приходится страховаться, диагностируя гипертрофированное отношение к своей личности, точнее к образу, рожденному его служением. И чтобы не возникало таких ситуаций нужно постоянно держать дистанцию, ибо священник - это не подружка, с которой можно поболтать по душам. Это расстояние обязательно должен соблюдать и сам пастырь! Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих письмах к чадам предупреждал: «Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром — от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем или заглушаемое вонею смрадною. Не давайте в сердце вашем места никакому кумиру».
А иногда случаются такие духовные коллизии, которые создают в общении напряженную атмосферу, словно на допросе у следователя – и священнику, естественно, хочется поскорее завершить такую «пытку», потому что обычно такие вопросы задаются не столько с целью раскаяния, сколько «выбить» оправдание собственным грехам. Так, например, в своих «Дневниках» святой праведный Иоанн Кронштадский, откровенно описывает, как он разгневался на назойливого посетителя, что уже «был готов его убить…», но тут же опомнился и, опустившись на колени, немедленно исповедал перед Господом гневный помысел.
Своими назойливыми, неуместными и претенциозными вопросами, панибратским поведением можно добиться обратного эффекта: вместо ответа батюшка «закроется», огорчится, а то и вовсе уклонится от общения. Очень часто вижу людей, подходящих к священнослужителю, которые заранее хотят получить выгодный им ответ. А если человек настолько запрограммирован собственным или общественным мнением, что не слышит ответа - стоит ли с ним состязаться? Священники в таких случаях вежливо уклоняются от пустой траты драгоценного времени...
Я не знаю, почему исповедь у конкретного священника оставила у вас столь горький осадок, хотя нисколько не подвергаю сомнению добродетели вашего духовника - может батюшка просто не имеет сил и возможности уделять сейчас вам много времени, но если вы, дорогая Лия, трезво и непредвзято оцениваете ненормальность своих отношений со священником и вытекающие из них репутационные потери – тогда лучше уходите от соблазна, вплоть до смены прихода и духовника...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Сергий, я ошеломлена.... Выдержка из «Практического руководства при совершении приходских треб» развеяла мою 4-х месячную надежду все-таки вернуться к духовнику, который делал всё наоборот от указанного в данной "Инструкции пастыря по обращению с душами". Вот так привяжешься к духовнику, а, оказывается,- к кумиру. Тонкая грань. А как же привязывались к старцам их духовные чада...осознавали ли они возможность "не сотворить кумира"?
 
Последнее редактирование:
Сверху