Здравстсвуйте, Степан!
Повествуя об устроении мира Священное Писание и действительно дает указание на творение как на последовательно осуществляемый процесс: от низших форм к высшим. Собственно, именно в этой библейской идее (иногда обозначаемой как идея восхождения) и стремятся видеть один из важнейших намеков на эволюционное развитие мира сторонники тезоименной теории.
Между тем, Божественное Откровение заключает в себе целый ряд положений, свидетельствующих не в пользу эволюционистов.
Так, согласно данной концепции мир изначально жесток, поскольку одним из законов его развития подразумевается, во-первых, суровая борьба за выживание между особями одного и того же вида, и, во-вторых, смерть индивидуумов, наименее приспособленных к этой борьбе (напомним: теория эволюции предполагает, что количество рождаемых выше, чем количество выживаемых). Соответственно, и причину существующих в мире насилия и страданий следует искать не в человеке, а в Боге. Между тем, сообразно Писанию, мир сотворен совершенным: «
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой»
(Быт. 1, 31).
Опять же, исходя из Откровения, смерть не была установлена Богом изначально, а явилась в результате грехопадения первых людей: «
Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»
(Рим. 5, 12).
Далее, согласно эволюционистам, выражение «
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»
(Быт. 2, 7) нужно понимать не буквально, а сообразно нижеследующей интерпретации: человек создан не непосредственно из земли, а посредством эволюционной цепочки, подразумевающей трансформацию видов от простейших форм к сложным. Однако, как представляется, при таком осмыслении и выражение «
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»
(Быт. 3, 19) необходимо будет понимать так, что Адам в поте лица будет есть хлеб не до времени смерти (обращения в землю), а до момента обратного поэтапного превращения в предшествовавшее его эволюции простейшее существо (ср. также: «
Господь создал человека из земли и опять возвращает его в нее»
(Сир. 17, 1); «
Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть»
(Пс. 102, 14)).
Кроме того, по учению Святых Отцов человек представляет собой — образ Божий (ср.: «
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»
(Быт. 1, 26)), а не некое среднее арифметическое между обезьяной и Творцом. Это значит, что до совершения греха первозданный Адам отображал в себе совершенства Божества, был чист и свободен от жестокости и желания силового преобладания над ближним, чего, однако же, не скажешь о гориллах и шимпанзе.
Отметим, что и сам способ сотворения Адама указывает на особое, принципиальное отличие человека от любых других представителей видимого мира: ср.: с одной стороны: «
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]»
(Быт. 1, 20); «
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так»
(Быт. 1, 24); и с другой стороны: «
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»
(Быт. 1, 26).
Наконец, Божественное Откровение ясно свидетельствует о происхождении всех без исключения людей от единого родоначальника Адама, а не от стада полуочеловечившихся обезьян: «
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию»
(Деян. 17, 26). «
И нарек Адам имя жене своей: Ева ибо она стала матерью всех живущих»
(Быт. 3, 20).
Благодарю за вопрос!