Экклесиология и сотериология на грустном примере

сомневающийся
Вопрос. В свое время, когда Византия впала в иконоборчество, Иоанн Дамаскин был прав именно в том, что не слушал официальную Церковь.
Что было для большинства людей?
Одинаково трудно сказать и что за послушание иконоборческой Церкви люди автоматически шли в ад, и что спасение в ней было.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Во-первых, сразу убираем вопрос кто идет в ад, а кто спасается - это в принципе вопрос исключительно Бога. С нашими трехмерными мозгами пытаться осознать пути Его промысла не получится.
Во-вторых, для того, что бы ответить на вопрос как именно понимали подобную ситуацию (не только иконоборчество, но и монофелитство веком раньше и многие другие подобные случаи) жители Византии я приведу одну цитату. Крайне рекомендую ознакомиться с исходным текстом, поскольку полную цитату я привести не могу, а даю ее лишь с сокращениями. С идеями автора я, за исключением пары нюансов, соглашусь:
"История показывает, что для огромного большинства подданных империи догматические вопросы как раз таки оказывались делом второстепенным...
Искренняя религиозность рядового византийца и его преданность христианской вере не подразумевала непременного знания богословских тонкостей… для правительства и епископата главной была формальная принадлежность верующих к государственной церкви… символическое единство Церкви и Империи, которое привлекает божественное благословение. Для большинства рядовых верующих, напротив, главной была личная преданность христианской вере, которая далеко не всегда ассоциировалась напрямую с епископатом: не важно, почитает ли иконы тот епископ, которого поминают в нашем приходском храме, важно то, что сам я иконы почитаю, а значит, не отступаю от православия. Именно поэтому большинство верующих в период иконоборчества так легко переходило от православных к еретикам и обратно, в зависимости от того, какое исповедание считалось государственным: люди просто не отождествляли свою личную веру с верой епископата"
Жития византийских святых эпохи иконоборчества. / Общ. ред. Т.А. Сениной. СПб., 2015. Т.1. С.. 53-54.
 
сомневающийся
Во-первых, сразу убираем вопрос кто идет в ад, а кто спасается - это в принципе вопрос исключительно Бога. С нашими трехмерными мозгами пытаться осознать пути Его промысла не получится.
Простите меня. Это с одной стороны хорошо, но с другой - много же церковных текстов, где такие мнения те или иные высказаны. Что с этим делать?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
А что делать? Высказывание читать, пытаться понять логику (не всегда она есть, поэтому такой случай тоже надо учитывать), принимать как частное мнение, самому же по этому поводу хранить молчание.
Есть как раз в тему несколько хороших историй из патериков, вроде:

Однажды к некоторому старцу в Фиваиде пришли посетители; они имели с собою беснующегося, которого привели с тем, чтоб старец исцелил его. Долго упрашивали они старца, и он сказал демону: «Выйди из создания Божия». Демон отвечал: «Выйду; но прежде дай ответ на мой вопрос: кто – козлища, и кто – агнцы». Старец отвечал: «Козлища – такие, как я, а кто – овцы, о том знает Бог». (см. Игнатий (Брянчанинов) отечник, 133).

или еще один (цитировать не могу, пересказываю по памяти):

"Один старец разгневался на своего брата и очень долго его одолевал помысел осуждения. Наконец раздался с неба голос: "Куда прикажешь Мне поместить его? В рай или ад?". Услышав это старец пришел в чувство и очень долго каялся за осуждение и дерзость".
 
сомневающийся
Простите меня и за возвращение к теме спустя много времени, и за сам вопрос. Но таки задам его.

Искал в связи с темой кое-что у Луки (Войно-Ясенецкого). То, что искал - не нашел, но нашел совершенно неожиданное.

Не берусь судить ни о "явно противоречит православию", ни даже о "мнении Большинства современных православных" но почти уверен - если по социологической методологии включить цитату в исследование мнений православных, или просто в онлайн опросе - Многие однозначно квалифицируют как ересь.
Как понимать?

"""""""
А теперь еще продолжу речь мою и отвечу на вопрос, который возникал в уме многих из вас.
Вы думаете: что будет с добрыми людьми, которые зла не делают, даже много добра творят, но Бога не исповедуют?
Войдут ли они в Царство Небесное? Сподобятся ли жизни вечной? О нет, о нет! Это не я говорю, но Сам Христос.
Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
Не я говорю, а Сам Христос говорил апостолам Своим пред вознесением Своим на небо: «Шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари. иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16, 15–16).
Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных.
Тогда где же будет им место? На это отвечает Христос, сказавший: «В дому Отца Моего обители многи суть».
Правда, это слово относится к тем, кто войдет в горний Иерусалим, но мы можем из этих слов сделать и дальнейшее заключение.
Надо представлять дело так, что вечное блаженство, жизнь вечную унаследуют те, кто шел за Христом, всем сердцем веруя в Него, кто крещен был во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
На вечные мучения будут осуждены все злодеи, обагренные кровью, все богохульники, прелюбодеи, все, кто бесконечно был далек от чистоты сердца.
Но ведь между этими двумя крайними группами, между праведными, с одной стороны, злыми и нечестивцами, с другой, есть огромное количество людей, которых не назовем ни праведниками, ни злодеями.
Какова же будет участь их? Не знаем, но так как Господь сказал «обители многи суть», думаем, что и для них найдется какая-нибудь скромная обитель в доме Отца Небесного. Они не наследуют в полной мере Царства Божия, но и не будут мучиться. Они будут в каком-то промежуточном состоянии. Какое это состояние, мы, конечно, не знаем.
Дух человеческий бессмертен, и он будет продолжать свое существование или в вечной радости праведных, или в постоянных мучениях грешников, или, наконец, в неведомом нам промежуточном состоянии.

""""""
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Понимать как частное мнение достойного человека.
Тайны божественного промысла для нас сокрыты. Мы, конечно, можем иметь те или иные мнения на этот счет и, даже, их высказывать.
Однако есть что то болезненное в том, что бы пытаться судить такие мнения и давать им оценку.
 
сомневающийся
Трижды простите за возвращение к теме!

Но мучает вот какой вопрос.
Вроде бы и Евангелие - о спасении, и вообще Церковь - это о спасение, и вообще религия.
НО. Очень удивился, когда сопоставил, что в Евангелии - Христа спрашивают о таком лишь:
"Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"
тот богач, который хоть видимо и был искренним, но служит отрицательным примером
И
"Лука 10:25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"
Спрашивает вообще злокозненно.

Не могу отделаться от мысли, что это очень странно.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Тут вопрос скорее к Вашему понимаю Писания.
Ведь, в конце концов, Библия это не сколько литературное произведение, где все концы должны сходится четко и ровно, а запись событий жизни как отдельных людей, так и народов. А в реальной жизни вообще много чего непонятного и странного.
А вообще, такие вопросы лучше задавать библеистам, а до этого посмотреть (хотя бы по "симфонии") толкования недоуменных мест. Возможно они смогут навести Вас на понимание.
 
Сверху