Единоверие - есть ли перспектива?

Православный христианин
Уважаемый о. Сергий,
Очень хотелось бы узнать ваше мнение по следующему вопросу: признаётся ли Единоверие официальной Русской Православной Церковью?
Я впервые познакомился с Единоверием из видео философа Александра Дугина:
Мне довольно симпатична идея Единоверия, интересно было бы узнать ваше мнение относительно этого явления.
Спасибо вам большое за ответ.
 
Дорогой Александр! Официальная позиция Церкви изложена в "Докладе по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и Старообрядчеством (ч.2)". Это - программное руководство на будущее, архипастырское благословение к сближению. И некоторое оживление действительно поначалу было, да вот только открытый к диалогу старообрядческий митрополит Андриан скоропостижно скончался летом 2005 года в возрасте 54 лет. А вновь избранный митрополит Корнилий и его окружение явно опасаются слияния РПсЦ с РПЦ. Готового решения проблемы раскола нет. Наивно надеяться на какие-то положительные сдвиги в будущем, потому что по-видимому никогда не будут искуплены основные разъединяющие нас исторические преступления, осуждена взаимная ненависть и признаны богословско-догматические ошибки (это, как понимаете, уже мое частное мнение).
Почему же формальное снятие в 1971 г. «клятв» со староверов не привело к восстановлению евхаристического общения? Увы, старообрядцы, как и прежде, твердокаменно считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ, как еретическую. Но их позицию вечно гонимых и затравленных можно понять: за чудовищную изуверскую расправу со старообрядцами и жестокие инквизиторские гонения в течении двух с половиной веков, за грех геноцида своего "малого стада" наша господствующая Церковь никогда не приносила покаяния. И не с "их" прощения, а с нашего раскаяния по-видимому и нужно начинать. А зримым выражением этого первого шага навстречу может быть передача старообрядцам некогда принадлежащих им храмов. Но с собственностью расставаться всегда тяжело...
Да и способны ли сами старообрядцы сделать встречный шаг - хотя бы в историческиой перспективе признать равночестность и равноспасительность нового обряда? Будем трезвенны - набирающее силы обмирщение Церкви, практическое сокращение богослужебного чина, пренебрежение церковной традицией и моральной дисциплиной делают перспективы восстановления полноценного общения совсем уж умозрительными.
А наиболее естественный путь восстановления единства через единоверческие приходы, почему-то не находит достаточной поддержки и энтузиазма. Так в нашем Петербурге подвижнически действует лишь один (!) единоверческий приход в крохотной часовенке при бывшем Николо-Преображенском соборе (ныне - музей Арктики), хотя многие старообрядцы беспоповского согласия, молящиеся вне Евхаристии, без которой невозможно в полной мере сохранять православное самосознание, потенциально могли бы стать прихожанами единоверческих храмов. Пока же изолированные в своем фольклорно-этнографическом гетто староообрядцы в силу своей малочисленности и малозаметности в расхристианизированном мире могут только беспомощно наблюдать за ускоряющимся падением нравов, но каких-либо рычагов влияния на судьбы мира не имеют. А ведь старообрядчество еще способно сделать доброе в будущем - они сохранили многое из того, что существовало еще в первохристианстве: социальное равенство, церковное братство, общинную жизнь, выборность священника, как руководителя общественной совести, мудрое ограждение пастырства от отвлекающих хозяйственных попечений. Преп.Ефрем Сирин предупреждал "Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия... ", однако старообрядцы сумели здравомысленно выработать мудрую формулу отношения к церковным обычаям: "Обряды – это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства...".. А моральная неуступчивость староверов "шелесту купюр" и вседозволенности нравов вполне могла бы стать православной альтернативой экспансии исламского фундаментализма. Впрочем староообрядцам прежде еще предстоит преодолеть свои внутренние разделения: так беспоповцы для РПсЦ - злостные еретики, их перекрещивают, поэтому объединение РПсЦ с Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) еще менее вероятно, чем между РПсЦ и РПЦ МП.
 
Православный христианин
Уважаемый отец Сергий,

Спасибо вам большое за прекрасный и исчерпывающий ответ! Многое для меня прояснилось. А как хорошо было бы если старообрядцы, живущие в Бразилии, возвратились на родину. Сколько земель бы они освоили со своими знаниями и опытом. Жалко, что исторические прения и разногласия до сих пор живы в умах людей.
Надеюсь, Единоверие будет развиваться и придёт конец разделению среди русских православных верующих.
 
Православный христианин
Здравствуйте о. Сергий,

Не могли бы вы, если возможно, привести сильные стороны Единоверия, кроме того, что это есть прекрасная возможность примерить старообрядцев с православными? Что делает Единоверие таким привлекательным: дисциплина или есть глубокие богословские причины?

Спасибо вам большое!
 
Думаю, что если единоверческие приходы соборно преодолеют свои внутренние разделения, то в их лице может появиться альтернативный пример церковного возвращения к первохристианской общине, когда существовала братская поддержка с взаимопомощью и защитой гонимых и убогих, миряне не были безмолвными статистами в приходской деятельности , а духовенство не зависело от государственных и церковных чиновников, будучи выборным вплоть до правящего архиерея.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Уважаемый и любимый о. Сергий,

Спасибо вам большое за ответ!
Действительно, возвращение к истокам Христианской общины - есть радость и великое утешение.

p.s. Скажите пожалуйста, а с вами можно общаться через личные сообщения? Спасибо.
 
Православный христианин
Сверху