Дорогой Александр! Официальная позиция Церкви изложена в
"Докладе по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и Старообрядчеством (ч.2)". Это - программное руководство на будущее, архипастырское благословение к сближению. И некоторое оживление действительно поначалу было, да вот только открытый к диалогу старообрядческий митрополит Андриан скоропостижно скончался летом 2005 года в возрасте 54 лет. А вновь избранный митрополит Корнилий и его окружение явно опасаются слияния РПсЦ с РПЦ. Готового решения проблемы раскола нет. Наивно надеяться на какие-то положительные сдвиги в будущем, потому что по-видимому никогда не будут искуплены основные разъединяющие нас исторические преступления, осуждена взаимная ненависть и признаны богословско-догматические ошибки (это, как понимаете, уже мое частное мнение).
Почему же формальное снятие в 1971 г. «клятв» со староверов не привело к восстановлению евхаристического общения? Увы, старообрядцы, как и прежде, твердокаменно считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ, как еретическую. Но их позицию вечно гонимых и затравленных можно понять: за чудовищную изуверскую расправу со старообрядцами и жестокие инквизиторские гонения в течении двух с половиной веков, за грех геноцида своего "малого стада" наша господствующая Церковь никогда не приносила покаяния. И не с "их" прощения, а с нашего раскаяния по-видимому и нужно начинать. А зримым выражением этого первого шага навстречу может быть передача старообрядцам некогда принадлежащих им храмов. Но с собственностью расставаться всегда тяжело...
Да и способны ли сами старообрядцы сделать встречный шаг - хотя бы в историческиой перспективе признать равночестность и равноспасительность нового обряда? Будем трезвенны - набирающее силы обмирщение Церкви, практическое сокращение богослужебного чина, пренебрежение церковной традицией и моральной дисциплиной делают перспективы восстановления полноценного общения совсем уж умозрительными.
А наиболее естественный путь восстановления единства через единоверческие приходы, почему-то не находит достаточной поддержки и энтузиазма. Так в нашем Петербурге подвижнически действует лишь один (!) единоверческий приход в крохотной часовенке при бывшем Николо-Преображенском соборе (ныне - музей Арктики), хотя многие старообрядцы беспоповского согласия, молящиеся вне Евхаристии, без которой невозможно в полной мере сохранять православное самосознание, потенциально могли бы стать прихожанами единоверческих храмов. Пока же изолированные в своем фольклорно-этнографическом гетто староообрядцы в силу своей малочисленности и малозаметности в расхристианизированном мире могут только беспомощно наблюдать за ускоряющимся падением нравов, но каких-либо рычагов влияния на судьбы мира не имеют. А ведь старообрядчество еще способно сделать доброе в будущем - они сохранили многое из того, что существовало еще в первохристианстве: социальное равенство, церковное братство, общинную жизнь, выборность священника, как руководителя общественной совести, мудрое ограждение пастырства от отвлекающих хозяйственных попечений. Преп.
Ефрем Сирин предупреждал "Если один обычай влечет тебя к Врачу, то не получишь здравия... ", однако старообрядцы сумели здравомысленно выработать мудрую формулу отношения к церковным обычаям: "Обряды – это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства...".. А моральная неуступчивость староверов "шелесту купюр" и вседозволенности нравов вполне могла бы стать православной альтернативой экспансии исламского фундаментализма. Впрочем староообрядцам прежде еще предстоит преодолеть свои внутренние разделения: так беспоповцы для РПсЦ - злостные еретики, их перекрещивают, поэтому объединение РПсЦ с Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) еще менее вероятно, чем между РПсЦ и РПЦ МП.