Двоедушие

Санкт-Петербург
Православный христианин
Двоедушие — изощренная форма проявления человеческой греховности: лицемерие или, что то же, двуличие. Основным побуждающим мотивом к проявлению двоедушия служит желание грешника выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле (подчеркиваю: речь идет не о желании сделаться лучше, а о желании казаться таковым; не о стремлении преобразовывать себя из плохого в хорошего, а о стремлении скрыть недостатки под маской желаемого образа). Поскольку лицемерие всегда базируется на лжи, постольку — преступно (в этом смысле двоедушие есть разновидность нарушений заповеди о нелжесвидетельствовании).

Личина претворства делает человека «другим» только в представлении того, перед кем он актерствует; однако же, как в собственных глазах, так и в очах Божиих, лицемер остается таким, каков он и есть. Для того, чтобы человек и действительно сделался лучше, нужно менять не впечатление о себе, а себя самого. Достигается это реальным, а не мнимым преображением личности: «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7, 16). До пришествия Христа в мир человек не имел эффективных средств к освобождению от плена грехов и пороков. Вот, например, как на языке басни-притчи описывает это Эзоп: «Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и превратила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик». И вот его вывод: «Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут» (Эзоп).

К сожалению, и в наше время приходится слышать нечто подобное: да, мол, грешен, но ничего поделать не могу, — я таким создан... Но это — неправильная мысль. Теперь, когда Бог искупил Своей Кровью наш мир, менять себя к лучшему можно и нужно. В этом, собственно, и выражается путь праведности. Он реализуется в Церкви, посредством жизни со Христом и во Христе. К этому призваны все — без исключения — люди, в том числе — двоедушные.
 
Сверху