Духовное родство. Продолжение

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Москва
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович! Позвольте задать несколько вопросов в продолжение темы духовного родства, которую поднял священник Александр Богдан.
1) Мне не понятно в отношении плотского и духовного родства между супругами? Разве при венчании брак заключается не на Небесах? И разве брак это не высшее духовное единение?
2) И ещё мне не понятно, каким образом вполне нормальное название «восприемник» или «поручитель» (т.е. член церкви, который приводит в церковь другого человека) превратилось в понятие «духовный родитель» (крёстные отец и мать). Ведь родители – это те, от кого рождаются. Плотское рождение происходит от плотских родителей, духовное – от воды и Духа: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» Каким образом переносится рождение от Духа на рождение от плотских людей? Они что, являются проводниками Духа? Тогда логичнее назвать духовным (крёстным) отцом священника, который проводит таинство крещения (по крайней мере, в этом есть хоть какое-то обоснование).
3) И такой вопрос, почему отец не может быть восприемником своего ребёнка, если он будет заниматься его духовным воспитанием чуть ли не ежедневно?
4)Или допустим такая ситуация: крещёная жена приводит в церковь своего некрещёного мужа. В древней церкви она была бы поручителем (восприемником, т.е. в современной терминологии крёстной) и это вполне понятно, т.к. это она стала причиной его воцерковления. Сейчас же такая ситуация невозможна, т.к. «духовное» и плотское родство почему-то несовместимы. Из каких соображений появилось такое ограничение?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте!

P. S. начало см. в: Духовное родство

Вы совершенно правы: христианский брак и действительно представляет собой одну из теснейших форм единения людей, приводящего к образованию родства. Однако в данном «родстве» нельзя видеть противоречие «духовному» родству. Замечу, что законное супружество, также как и «духовное родство» (образующееся между восприемником и его крестником) подразумевает ограничение в возможностях заключения браков в отношении сроднившихся между собой кровных родственников мужа и жены. Такое сродство обыкновенно именуется «свойством» и определяется степенями.

Согласно Каноническому Праву, «Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять, деверь и невестка» [1, с. 682] («Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, равно как и мачеха и пасынок, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в 6-й степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным. Но церковное право знает и трехродное свойство, то есть когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина 2-я степень трехродного родства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства» [1, с. 682]).

Вы пишите: «Мне не понятно в отношении плотского и духовного родства между супругами? Разве при венчании брак заключается не на Небесах? И разве брак это не высшее духовное единение?». Отвечаю. Применительно к нашему контексту разница между «родством» супругов и кровным родством заключается в следующем.
Возможность формирования супружеских отношений между близкими родственниками не допускается в силу наличия между ними ближайшей родственной связи. Нечто похожее можно сказать и о «духовном родстве», возникающим между восприемником и крестником: поскольку крестный становится по отношению к крестнику «духовным отцом», постольку вступает в родство и с его кровной матерью. Отсюда и препятствие к браку: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительного крещения, после сего поступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими, то определяем: дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящие сие: таковые, во-первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих» [3, с. 96-97].

Что же касается родства между супругами, оно не только не предшествует браку, но и напротив, является целью союза и образуется именно потому, что мужчина и женщина становятся законными мужем и женой (то есть, если «духовные» сродники, равно как и ближайшие кровные родственники супругов роднятся между собою («просто») как родственники, сами супруги роднятся именно как муж и жена).

Вы недоумеваете: «И такой вопрос, почему отец не может быть восприемником своего ребёнка, если он будет заниматься его духовным воспитанием чуть ли не ежедневно?».
На ранних этапах развития Церкви, такое препятствие к восприемничеству, как кровное отцовство (или материнство), не имело единогласного, всеобщего признания. (А из «Сказания о жизни преподобных Варлаама и Иоасафа царевича» узнаём, что духовным воспитателем и воспримеником мог быть даже и сын по отношению к кровному отцу: «Воспользовавшись благоприятным случаем, сын, по милости Христа, одержал полную победу над злыми духами, господствовавшими доселе над душой его отца, освободил его от заблуждения, внушаемого ими, преподал ему совершенно ясно и понятно спасительное слово и обратил к небесному Богу... Тогда... епископ наставил царя Авенира в догматах веры, после чего крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Иоасаф был его восприемником из священной купели, — сын стал родителем отца. Получив от отца телесное рождение, сын сделался главным виновником духовного его возрождения» [2, с. 44-45]).

Однако впоследствии Церковь закрепила настоящий запрет рядом законодательных актов, а также прописала те требования, которым должны удовлетворять потенциальные восприемники. Целессобразность такого законотворчества усматривается, в частности, в том, что кровный родитель, увы, далеко не всегда бывает способным воспитывать кровное чадо согласно идеалам христианства. А удовлетворяющий каноническим требованиям потенциальный восприемник ДОЛЖЕН быть способен и готов к такому труду. Так, например, кровные родители могут быть безответственными или безнравственными людьми (бийцами, пропойцами, лентяями, тиранами), не владеть необходимым запасом вероучительных знаний и пр. Это, конечно, не лишает их звания кровных родителей, однако минимизирует возможность правильного христианского воспитания детей. С восприемниками же дело обстоит совершенно иначе: «Поскольку на восприемниках лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и основательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами» [1, с. 271].

Другое дело, что в настоящее время нередко к выбору восприемников подходят формально: положено специальное лицо — будет такое лицо! Как следствие, и забота "формальных" восприемников о воспринятых не соответствует той мере ответственности, которая определена церковными законодателями; но это — не их вина, ведь называя крестного духовным родителем, Церковь как раз и настаивает: ответственность восприемника за духовно-нравственное воспитание крестника ничуть не меньше, чем ответственность кровного родителя за родное дитя.

Спаси Господи!

1.Цыпин В. прот. Каноническое Право. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2012.
2.Святой царевич Иоасаф Индийский. М.: Изд. Прихода храма Святаго Духа сошествия, 2003.
3.Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М.: Изд. Русский Хронограф, 2004.
 
Москва
Православный христианин
Однако впоследствии Церковь закрепила настоящий запрет рядом законодательных актов, а также прописала те требования, которым должны удовлетворять потенциальные восприемники. Целессобразность такого законотворчества усматривается, в частности, в том, что кровный родитель, увы, далеко не всегда бывает способным воспитывать кровное чадо согласно идеалам христианства. А удовлетворяющий каноническим требованиям потенциальный восприемник ДОЛЖЕН быть способен и готов к такому труду.

Алексей Михайлович, спасибо за ответ! Хотелось бы уточнить один момент. Правильно ли я понял, что основанием для отмены восприемничества кровными родителями стало это: "кровный родитель, увы, далеко не всегда бывает способным воспитывать кровное чадо согласно идеалам христианства" или были ещё какие-то причины?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте!

Разумеется, целесообразность введения Церковью практики, запрещающей восприменичество кровным родителям, не подразумевала в качестве первопричины наличие в ее лоне нерадивых отцов и матерей. Ведь, с одной стороны, участие доброго ответственного наставника в жизни ребенка не лишне даже и при хороших родителях. С другой стороны, традиция особого духовного соучастия в жизни детей не только их кровных родителей, но и братьев по вере, основана прежде всего на любви. Наконец, как я уже сообщал, близким родственникам категорически запрещается быть мужем и женой; а поскольку духовное родство признано Церковью не только не уступающим кровному, но и превосходящим его, постольку данное правило распространяется и на духовно сроднившихся людей. А это значит, что в случае, если бы кровный отец (или мать) сделался восприемником собственного чада, ему (ей) пришлось бы развестись со своею женой (мужем), что, в свою очередь, противоречит отношению Церкви к браку. Вот почему «Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто» [4, ч. 2, с. 993-994].

Спаси Господи!

4.Булгаков С. Настольная книга священно-церковно-служителя. М.: Изд. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху