Душевная болезнь и монастырь.

Душевнобольные в монастыре, имеет ли место быть?

  • Да.

    Голосов: 11 91,7%
  • Нет.

    Голосов: 1 8,3%

  • Всего проголосовало
    12
Православный христианин
Здравствуйте! Насколько я знал в монастыри не берут людей с душевными расстройствами, но вчера мне позвонила одная знакомая у которой сын душевнобольной и рассказала что когда она хотела отдать сына трудником в один из монастырей им отказали, но сказали что есть монастыри куда примут и его но нужно искать. В свете вышесказанного, реально ли душевнобольному быть монахом? Если да то где? Если нет то хотелось бы знать какие конкретно монастыри могут взять душевнобольного человека трудником?

Здравствуйте, Максим Сергеевич! Некоторые монастыри действительно берут людей с душевными расстройствами. Посещая различные монастыри и пустыни я не единожды встречал таких трудников. С некоторыми из них общаюсь до сих пор. Некоторые, конечно, намеренно избегают общения. Душевные болезни ведь тоже разные бывают. (Думаю, что шизофрения в 90% случаях, берёт своё начало именно в повреждённой духовности человека. На мой взгляд, так называемая "сугубая прелесть бесовская" и есть духовная шизофрения.) Тут важно 1) что бы человек был трудоспособный 2) не сильно болтливый (обременённые такой болезнью, сами того не понимая, могут наговорить много лишнего) и 3) не выпячивал свою болезнь перед другими людьми (старался бы сдерживать себя в поведении и обсуждении своего недуга). Если болящий сможет соблюдать эти три важные правила, то думаю, что во многие обители такого человека могут взять трудником.

С принятием монашества, для таких людей, всё на много сложнее. Душевная болезнь это и так очень тяжёлый крест для человека. Не понимаю, зачем человеку уже несущему такой не простой подвиг (борьбу с болезнью), отягощать себя ещё и монашескими обетами. Думаю, что надо сначала справиться с болезнью (если это возможно), и только потом уже думать о монашестве. История показывает, что блаженным не нужен был постриг, они шли особым путём на который не берут благословения через людей. Из блаженных святых, мне более всего запомнился Никола Салос Псковский.
 
Православный христианин
Верно! Поэтому я ни к каким старцам не хожу. Достаточно обычной исповеди у священника, котрый тебя знает давно
Это Вы на частном суде на сороковой день узнаете, достаточно или нет ... И, да! Есть опасность лжестарчества всех видов. Дилемма: духовное врачество необходимо, но можно отравиться суррогатами ...:(
 
Православный христианин
История показывает, что блаженным не нужен был постриг, они шли особым путём на который не берут благословения через людей. Из блаженных святых, мне более всего запомнился Никола Салос Псковский.
Уважаемый Лев! Прп. Гавриил Ургебадзе счастливо соединял иночество и юродство, имел диагноз, но не имел болезни - чудил, как духовно свободный! Книг много - всем читать! Для меня высокий пример - Василий Блаженный (Московский), он мог нагим ходить по Москве, вменяя за ничто целый мир с его правилами, повторю за ничто! Подражать не рекомендую! :) :)
 
Православный христианин
Уважаемый Лев! Прп. Гавриил Ургебадзе счастливо соединял иночество и юродство, имел диагноз, но не имел болезни - чудил, как духовно свободный! Книг много - всем читать! Для меня высокий пример - Василий Блаженный (Московский), он мог нагим ходить по Москве, вменяя за ничто целый мир с его правилами, повторю за ничто! Подражать не рекомендую! :) :)

Здравствуйте, Дед Сергий! Согласен. Преподобный Гавриил личность действительно очень необычная, и интересная. Что же касается о подражании Василию Блаженному, то это явно не мой случай. :)
 
Святая Русь
Православный христианин
С принятием монашества, для таких людей, всё на много сложнее. Душевная болезнь это и так очень тяжёлый крест для человека. Не понимаю, зачем человеку уже несущему такой не простой подвиг (борьбу с болезнью), отягощать себя ещё и монашескими обетами. Думаю, что надо сначала справиться с болезнью (если это возможно), и только потом уже думать о монашестве.
Когда были такие молитвенники, которые молитвой могли исцелять от душевной болезни, тогда это еще понятно. В миру был больной и бесполезный, а в монастыре стал здоровым и полезным. Но когда таких молитвенников, могущих вымолить исцеление, сейчас нет и таких людей наберется в монастыре много, то это уже будет не монастырь, а филиал психбольницы... И у самого больного болезнь может усугубится от подвигов и для других соблазн.
 
Православный христианин
Когда были такие молитвенники, которые молитвой могли исцелять от душевной болезни, тогда это еще понятно. В миру был больной и бесполезный, а в монастыре стал здоровым и полезным. Но когда таких молитвенников, могущих вымолить исцеление, сейчас нет и таких людей наберется в монастыре много, то это уже будет не монастырь, а филиал психбольницы... И у самого больного болезнь может усугубится от подвигов и для других соблазн.

Исцеляют ведь не молитвенники молитвой, а благодать Божия. Я знаю человека, что будучи больным и бесполезным, послушавшись в монастыре, стал здоровым и полезным. Он исцелился. О нём молились, но и он сам понуждал себя в делах покаяния, послушания, благочестия. Я так понимаю, что в его случае медицина не помогала. Если бы не милость Божия, то он бы всю свою жизнь зависел от сильнодействующих веществ. Это редкий случай, и вероятно не всем таким людям надо идти послушаться в монастырь. Некоторым из них это даже противопоказано, но если человек всё же дерзает, то я бы выделил 4 основных требования к такому труднику.

Тут важно 1) Искренняя вера. 2) Трудоспособность. 3) Лаконичность. 4) Сдержанность в поведении, и обсуждении своего недуга. Если болящий сможет соблюдать эти четыре правила, то думаю, что во многие обители такого человека могли бы взять трудником.
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Исцеляют ведь не молитвенники молитвой, а благодать Божия. Я знаю человека, что будучи больным и бесполезным, послушавшись в монастыре, стал здоровым и полезным. Он исцелился. О нём молились, но и он сам понуждал себя в делах покаяния, послушания, благочестия. Я так понимаю, что в его случае медицина не помогала. Если бы не милость Божия, то он бы всю свою жизнь зависел от сильнодействующих веществ. Это редкий случай, и вероятно не всем таким людям надо идти послушаться в монастырь. Некоторым из них это даже противопоказано, но если человек всё же дерзает, то я бы выделил 4 основных требования к такому труднику.

Тут важно 1) Искренняя вера. 2) Трудоспособность. 3) Лаконичность. 4) Сдержанность в поведении, и обсуждении своего недуга. Если болящий сможет соблюдать эти четыре правила, то думаю, что во многие обители такого человека могли бы взять трудником.
Вы правильно ответили, что спасает благодать. Но она ведь и подается в ответ на молитву. Не в ответ на монашескую одежду. Не в ответ на монастырскую территорию. Даже не в ответ на ограничение себя в еде и сне. А в ответ на обращение к Богу.
 
Святая Русь
Православный христианин
Ошибаетесь. От Матфея, глава 11, стих 12.
Блаженный Феофилакт Болгарский толкует это место так: "...Сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой!"

Еще более развернуто это раскрывают преп. Никодим Святогорец и преп. Серафим Саровский.

Преп. Никодим Святогорец в книге "Невидимая брань" пишет: " Но немало таких, которые говорят, что совершенство жизни христианской состоит в пощениях, бдениях, коленопреклонениях, спании на голой земле и в других подобных строгостях телесных. Иные говорят, что оно состоит в совершении многих молитвословий дома и в выстаивании долгих служб церковных. А есть и такие, которые полагают, что совершенство наше всецело состоит в умной молитве, в уединении, отшельничестве и молчании. Наибольшая же часть ограничивает сие совершенство точным исполнением всех уставом положенных подвижнических деланий, не уклоняясь ни к излишеству, ни к недостатку в чем-либо, а держась золотой середины. Однако ж все эти добродетели одни не составляют искомого христианского совершенства, но суть лишь средства и способы к достижению его.

...духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях, о которых мы сказали, узнай и то, что она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и в единении с Ним, как сказано вначале..."

Преподобный Серафим Саровский говорил: "...Когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. ... Дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого." И монахов, которые потеряли благодать, преподобный называл погасшими черными "головешками".

Таким образом, выполняет заповеди Христовы тот, кто предпринимает усилия, чтобы приобрести веру в Него, кто приближается к Богу и собирает благодать Духа Святого. Иначе можно предпринимать усилия (подвиги) в осуждение себе, накапливая тщеславие, самомнение, гордыню и т.п., если относиться к ним как к самоцели.
 
Православный христианин
Вы правильно ответили, что спасает благодать. Но она ведь и подается в ответ на молитву. Не в ответ на монашескую одежду. Не в ответ на монастырскую территорию. Даже не в ответ на ограничение себя в еде и сне. А в ответ на обращение к Богу.

Я так понимаю, что благодать, прежде всего, подаётся в ответ на ведение духовной жизни. Молитва является только частью этой жизни, но она не есть сама духовная жизнь. Если смотреть шире, то Господь Сам промышляет о том, кому, когда и как подать эту силу.
 
Я так понимаю, что благодать, прежде всего, подаётся в ответ на ведение духовной жизни. Молитва является только частью этой жизни, но она не есть сама духовная жизнь. Если смотреть шире, то Господь Сам промышляет о том, кому, когда и как подать эту силу.
Я думаю, что благодать изливается на нас беспрерывно, но можем мы её принять не всегда. Т.о. некоторые наши действия способствуют нашей возможности принять её.
 
Православный христианин
Я думаю, что благодать изливается на нас беспрерывно, но можем мы её принять не всегда. Т.о. некоторые наши действия способствуют нашей возможности принять её.
Люди не узнают её или включают "рассудок" и отказываются ... Аврааму сказано было покинуть отечество и стариком переселиться в окружение чуждых народов, что сталось бы с ним, если он рассуждал "логически"?
 
Люди не узнают её или включают "рассудок" и отказываются ... Аврааму сказано было покинуть отечество и стариком переселиться в окружение чуждых народов, что сталось бы с ним, если он рассуждал "логически"?
Это точно, иногда рассуждение нужно, а иногда - вредно.
 
Православный христианин
Я думаю, что благодать изливается на нас беспрерывно, но можем мы её принять не всегда. Т.о. некоторые наши действия способствуют нашей возможности принять её.
В общем да, изливается беспрерывно, но ведь бывают и исключения. Вспомните, к примеру, многострадального Иова. Некоторые монашествующие свидетельствуют о том, что к ним внезапно подступала скука и грусть. На сколько мне известно, Господь Бог, таким образом намеренно испытывает человека в смирении.
 
В общем да, изливается беспрерывно, но ведь бывают и исключения. Вспомните, к примеру, многострадального Иова. Некоторые монашествующие свидетельствуют о том, что к ним внезапно подступала скука и грусть. На сколько мне известно, Господь Бог, таким образом намеренно испытывает человека в смирении.
Мне кажется, с Иовом была си́туация уникальная.
 
Последнее редактирование:
Царь Николай 2 был уверен, что повторяет его судьбу ...
Мне кажется, после Христа уже не бывает так, чтобы Бог отступился. Да и до... Он же Источник Жизни! Как минимум, поэтому - уникальная. История Иова - не знаю, насксолько она притчевая, насколько реальная. Такое сражение злого и доброго начал есть во всех эпосах.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мне кажется, после Христа уже не бывает так, чтобы Бог отступился. Да и до... Он же Источник Жизни! Как минимум, поэтому - уникальная. История Иова - не знаю, насксолько она притчевая, насколько реальная. Такое сражение злого и доброго начал есть во всех эпосах.
В земном плане ВСЕ царя бросили .... Никакой помощи не пришло .... Самодеятельность и тяжёлая неспособность аристократии к борьбе, выживанию и конспирации ... Все белые движения были антимонархическими (Дитерихс - не в счёт, погоды - не делал). Восстановление сильной России - никому не нужно (узнаёте ситуацию момента?).
 
В земном плане ВСЕ царя бросили .... Никакой помощи не пришло .... Самодеятельность и тяжёлая неспособность аристократии к борьбе, выживанию и конспирации ... Все белые движения были антимонархическими (Дитерихс - не в счёт, погоды - не делал). Восстановление сильной России - никому не нужно (узнаёте ситуацию момента?).
Мы же не про земной план говорим. Он просто заметная фигура, а сколько было незаметных, брошенных тоже, кажется, всеми. Та же Таня Савичева и тысячи безымянных. Сильная страна и нравственная страна - не обязательно пересекающиеся понятия. Лучше нравственная.
Белые же были монархистами, даже в эмиграции они сохранили идею восстановления монархии.
 
Православный христианин
Мы же не про земной план говорим. Он просто заметная фигура, а сколько было незаметных, брошенных тоже, кажется, всеми. Та же Таня Савичева и тысячи безымянных. Сильная страна и нравственная страна - не обязательно пересекающиеся понятия. Лучше нравственная.
Белые же были монархистами, даже в эмиграции они сохранили идею восстановления монархии.
Особенно Деникин и Колчак ... те ещё монархисты ...Антанте кланялись и Учредилке ... Символ веры - другой!
 
Сверху