Душа животного

Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, уважаемый Алексей Михайлович!

в одной из дискуссий здесь, на форуме, возникла тема наличия у животных души. И обнаружилось, что единого мнения по этому поводу нет.

С одной стороны, есть авторитетное мнение (например, Св. Лука (Войно-Ясенецкий)) о том, что животные обладают душой, пусть и не такой развитой, как Бессмертная Душа человека. Кое-кто на форуме утверждал, что душой обладают не только все животные, от высших теплокровных до насекомых, но и растения!

С другой стороны, Св. Писание не раз упоминает о заклании животных людьми, и нигде не говорится о том, что закалывая животное для жертвы или для употребления в пищу, человек совершает грех, губя душу Божьей твари. Да и некоторые Священники указывают, что бессмертной души животные не имеют http://foma.ru/kak-ne-mstit-ubiytse-domashnih-zhivotnyih.html.

Не могли бы Вы высказать свою точку зрения по этому поводу? Есть ли у животного душа? Если есть, то не грешно ли убивать животных для пропитания или просто вредных с точки зрения человека? Рубить дерево для отопления или изготовления нужных вещей? Что происходит с душами животных и растений после смерти?

Прошу Вас, не воспринимайте множество вопросительных знаков выше за множество вопросов - это все аспекты одного вопроса, просто я ради удобства восприятия разбил их на несколько фраз.

Спаси Господи,
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Олег!

Относительно душ животных у святых отцов и действительно не было единого мнения! Но это касается не вопроса о том, продолжает ли существовать душа животного после его смерти, или нет, а другогого: что именно следует понимать под душой животного?

По мысли святителя Григория Паламы, душа животного должна пониматься как продукт жизнедеятельности его тела (телесного организма); то есть, по его заключению, она не является субстанциональной, как душа человека, и прекращает существование вместе с телом. В свою очередь святитель Григорий Двоеслов полагал, что животные обладают некоей душой. Но и он указывал на одновременную смерть их тел и душ.

Что касается вопроса об убийстве животных, ответить на него можно так. Убийство убийству - рознь.

Убийство животного ради пропитания благословлено Господом (Быт.9:3). Кроме того, во времена Ветхого Завета законом предписывалось заклание жертвенных животных. Наконец, человек вправе убивать животных ради собственной защиты (в этом отношении Бог предоставлял ему право даже и на убийство людей).

Следует заметить, что названные правила стали действовать после грехопадения человека. До этого в пищу людям предназначалась только растительность (Быт.1:29), и не предписывалось приносить животных в жертву. Вместе с тем человек не испытывал необходимость в защите от зверей, ведь они были ему послушны (Быт.2:20).

Другое дело, когда животных убивают ради забавы или из чувства жестокости. Человек изначально был поставлен Богом как владыка видимого мира (Быт.1:28). В этой связи ему предписывалось заботиться о животных. Забота же подразумевает именно заботу, а не убийство с целью развлечься или выплеснуть злость.

Относительно наличия души у растений, уместно сделать оговорку. Святые отцы признавали, что растения обладают растительной силой. Эту же силу они отмечали и у человеческой души (ведь после отделения души от тела, тело уже не растёт, перестаёт быть живым). Однако такое сопоставление не должно интерпретироваться в том значении, что растения обладают душой, сходной с душой животного или, тем более, с душой человека.

По поводу рубки деревьев необходимо сказать. Использование деревьев на нужды людей допускается Богом. В Священном Писании мы встречаем множество тому подтверждений. Но и здесь не уйти от вышеупомянутого замечания. Человек, как назначенный Богом владычествовать над царством природы, должен проявлять заботу и о растительном мире, должен вести себя как ответственный, а не безответственный пользователь.

Благодарю за вопрос!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Олег!

Относительно душ животных у святых отцов и действительно не было единого мнения! Но это касается не вопроса о том, продолжает ли существовать душа животного после его смерти, или нет, а другогого: что именно следует понимать под душой животного?

По мысли святителя Григория Паламы, душа животного должна пониматься как продукт жизнедеятельности его тела (телесного организма); то есть, по его заключению, она не является субстанциональной, как душа человека, и прекращает существование вместе с телом. В свою очередь святитель Григорий Двоеслов полагал, что животные обладают некоей душой. Но и он указывал на одновременную смерть их тел и душ.

Что касается вопроса об убийстве животных, ответить на него можно так. Убийство убийству - рознь.

Убийство животного ради пропитания благословлено Господом (Быт.9:3). Кроме того, во времена Ветхого Завета законом предписывалось заклание жертвенных животных. Наконец, человек вправе убивать животных ради собственной защиты (в этом отношении Бог предоставлял ему право даже и на убийство людей).

Следует заметить, что названные правила стали действовать после грехопадения человека. До этого в пищу людям предназначалась только растительность (Быт.1:29), и не предписывалось приносить животных в жертву. Вместе с тем человек не испытывал необходимость в защите от зверей, ведь они были ему послушны (Быт.2:20).

Другое дело, когда животных убивают ради забавы или из чувства жестокости. Человек изначально был поставлен Богом как владыка видимого мира (Быт.1:28). В этой связи ему предписывалось заботиться о животных. Забота же подразумевает именно заботу, а не убийство с целью развлечься или выплеснуть злость.

Относительно наличия души у растений, уместно сделать оговорку. Святые отцы признавали, что растения обладают растительной силой. Эту же силу они отмечали и у человеческой души (ведь после отделения души от тела, тело уже не растёт, перестаёт быть живым). Однако такое сопоставление не должно интерпретироваться в том значении, что растения обладают душой, сходной с душой животного или, тем более, с душой человека.

По поводу рубки деревьев необходимо сказать. Использование деревьев на нужды людей допускается Богом. В Священном Писании мы встречаем множество тому подтверждений. Но и здесь не уйти от вышеупомянутого замечания. Человек, как назначенный Богом владычествовать над царством природы, должен проявлять заботу и о растительном мире, должен вести себя как ответственный, а не безответственный пользователь.

Благодарю за вопрос!
Спаси Господи, Алексей Михайлович!

Я никогда не принимал убийство животных для забавы, равно как и бездумную порубку деревьев. Однако наловить рыбы для семьи всегда считал правильным делом: ведь Господь дал нам, людям, животных и рыб для пропитания! Дискуссия на форуме смутила меня, поэтому я и задал вопрос Вам.

С наступающим Вас Рождеством!

Храни Господь,
 
Сверху