Душа и Дух

Что имел ввиду Бог, давая заповедь Адаму, говоря: "смертью умрешь"?
Быт. гл.2
ст.16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
ст.17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Почему спрашиваю:
не до конца понятно, что умерло в Адаме?
 
Дорогой Сергей Валерьевич.
Речь идет о смерти… телесной. Вы спросите: «Но ведь Адам не умер в этот же день». Да, в этот день не умер, но стал смертным. Если Вам эта тема интересна, приведу отрывок из своей книги «Жизнь за порогом смерти», кстати, размещенной на сайте.​

Святые отцы замечают, что, не будучи бессмертными по творению, бессмертие прародители и их дети легко могли бы приобрести, живя в послушании Богу и в согласии с Божественными замыслами.
Доверять Богу, быть послушными Богу, любить всею крепостию своею Бога… Если бы первые люди так жили, то их воля окрепла бы. Окрепла настолько, что диавол не увлек бы первых людей за собою, в бездну богоотступничества. Укрепив волю в добре, идя Божиими путями по жизни, а не сатанинскими, лукавыми, прародители достигли бы обожения, святости. “На своем пути к добродетели они стяжали бы “богоподобие”, стали бы “богами” по благодати и жили бы вечно и постоянно вместе с Богом” (Н. Василиадис).
Бог не сотворил человека “ни смертным, - пишет св. Феофил Антиохийский, - ни бессмертным, но способным к тому и другому; чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него награду - бессмертие и сделался богом (по благодати); если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам (человек) был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным”.
“До греха, - пишет блажен*ный Августин, - человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть, бессмертным, ибо оно могло не умереть. Одно дело: не мочь умереть, какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть, в каком смысле создан бессмертным пер*вый человек. Это давалось ему от древа жизни, а не от уст*ройства его естества, вследствие чего, как только он со*грешил, был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда как если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бес*смертен по благодати Творца”.
Отметим: человек бессмертен не сам по себе, а как причастник Бога. Разлучится с Богом - и его природа подпадет под воздействие бесовских сил, пытающихся весь мир ввести в хаос и погубить. “Как существо сотворенное человек по естеству был преходящим, ограниченным, конечным; а если бы он остался в божественном добре, он бы благодатью Божией остался бессмертным, непреходящим” (св. Афанасий Великий).​

Но прародители наши отступили от Бога и в мир вошла смерть. Сначала как обещание: “прах ты и в прах возвратишься” (Быт. 3, 19), потом - как жестокая реальность.​

Да, смерть - это катастрофа, это извращение Божественного замысла... Но Бог и зло обращает к добрым последствиям. И смерть явилась... благодатным даром от Бога человеку. Ведь если бы смерти не последовало, первые люди могли вкусить от дерева жизни и обрести бессмертие. Сам Господь говорит про Адама: “как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно” (Быт. 3, 22). Жить вечно - продолжая вечно грешить... Может ли быть худшее зло? А вечно грешить значит возрастать во зле, уподобляться бессмертному сатане.
Следовательно, заключают отцы Церкви, смерть согрешивших прародителей явилась благом: “Бог называет смерть “благодеянием”, а ты сетуешь”, - убеждает христиан Иоанн Златоуст. Если б кто и должен был плакать, то только диавол. Он - бессмертен и его грех не имеет предела. Мы же благодаря смерти избавляемся от вечного греха, для нас смерть - “покой и тихое пристанище”. “О мудрость и милосердие Божие! - восклицает св. Григорий Богослов. - Грех порождает смерть, а смерть убивает грех”.​

Более того, смерть является очень сильным педагогическим средством. Видя смерть, разложение, конец и тщету всех земных стремлений, человек таким образом избавляется от гордыни. Человек понимает свою ограниченность и слабость, а понять это значит уже почти обратиться к Богу, потому что лишь с Ним, Его силой и Его достоинством мы сильны. Богомудрый святой отец размышляет от имени Бога: “Я тебя призывал к большей чести, ты же, проявивший себя недостойным дара, изгоняешься из Рая. Несмотря на это Я тебя не презрю, но буду исправлять твой грех и возведу тебя на Небо. Поэтому Я попускаю тебе умереть; Я оставляю твое тело гниению и тлению. Ты же, видя все это, поймешь свое бессилие, свое земное начало, свою малость и не будешь воображать о себе и мечтать более надлежащего о себе” (св. Иоанн Златоуст).
Запрещая вкушать от дерева познания добра и зла, Господь неложно обещал: “в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь” (Быт. 2, 17). Умер ли Адам, умерла ли Ева в день их богопреступной трапезы? Физически нет. Телом Адам жил еще девятьсот тридцать лет. Но душевно - да. По словам святых отцов, “в смерти Адама произошло не отделение души от тела, но отдаление Святого Духа от бессмертной души” (св. Исидор Пелусиот). И “душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтобы он жил подобно Ангелам Божиим” (преп. Симеон Новый Богослов).​

Адам согрешил, и в человеческую природу, как яд, вошла смертность. Душа человеческая разлучилась с Духом Божиим, разорвала связь с божественной силой, животворной энергией. И постепенно силы человека, призванного к бессмертию, иссякли. Несложно проследить, как Библия говорит нам об этом “оскудении” жизненной силы в потомках Адама. Адам - 930 лет; Сиф - 912 лет; Енос - 905 лет и т.д. Лишь в некоторых отдельных потомках количество лет жизни чуть-чуть увеличивается, вообще же жизнь идет на убыль. Позже священный автор вздохнет: “Мы теряем лета наши как звук. Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет... проходят быстро и мы летим” (Пс. 89, 9-10). В пятой главе книги Бытия, где рассказывается о допотопных жителях, этих потомках Адама, оскудевающих жизнью, после упоминания о каждом праотце следует приговор Священного Писания: “И он умер!” “Этими тремя словами, которые Богодухновенный текст повторяет восемь раз, подчеркивается, что смерть господствовала над всем человеческим родом!” (Н. Василиадис)​

помин.jpg

На фотографии - Родительская суббота, то есть поминание всех от века почивших православных христиан. На переднем плане - поминальный стол, куда принесли свои пожертвования верующие. Потом эти пожертвования будут разделены между всеми труждающимися в храме, а также переданы в трапезную храма. Мы же, церковнослужители, со своей стороны, будем молиться об упокоении тех, за кого это было принесено.​
L
 
Сверху