Доводы против многобожия. полный обзор

Москва
Православный христианин
Задайте Вашему оппоненту вопрос, что он понимает под словом «БОГ». И, выслушав ответ, задайте еще два следующих вопроса:
1. Является ли Бог Вездесущим?
2. Является ли Бог Всемогущим?
Выслушав положительные ответы, задайте ему два следующих вопроса:
1. А как Вы себе представляете, двух вездесущих? Один в другом, как русская матрешка? Значит, один более вездесущий, а другой вездесущий, но не совсем?
2. А два всемогущих, что, один очень всемогущий а другой немножко нет?

Но, когда разговариваете с язычником, говорите спокойно взвешивая каждое слово. Помня, что наши древние предки тоже были многобожниками.
При этом Библия не отказывает и им в добрых качествах.
Читаем: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах,
о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую"
(Рим.2:14,15). То есть, божественный закон в сеянный в нас, он же присутствует и в них.

До принятия христианства на Руси, в дружинах Святослава, Олега и Игоря, и язычники и христиане, воевали как браться по оружию.
Клятву каждый давал, язычники на мечах, христиане в церкви на кресте и Евангелии ("Повесть временных лет").

12864802.jpg


Древней норманнский крест, так называемый "Варяжский" - X-XI в. Особенность варяжских крестов, сильные кисти рук Христа, подчеркивающие Его мощи и силу, то чем так дорожили войны.
 
Москва
Православный христианин
Христианизацией Древней Руси, более занимались варяги (норманны).
Киевские князья едва ли, не могли не прислушиваться к ним. И сам факт, что после Крещения Руси, вскоре (ко дням Ярослава Мудрого), они как бы пропадают из исторических источников,
скорее свидетельствует об их полной адаптации в новое уже христианское общество, где они уже не чувствовали себя чужими.

62121247_1280475219_Svyatoslav.jpg


Веру нам греки не навязали, князь Владимир мечем своим то добыл. Подражая отцу своему Святославу, которой своей землею считал только ту, которою мечем взял.
Святослав центром своей земли считал завоеванную им Болгарию ("сижу посреди земли своей"), а сын его, сыскал для себя более значимый трофей!

Читаем: "И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: "Если не сдадитесь, то простою и три года". Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, - сам крещусь!". И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: "Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу". И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: "Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя". Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: "Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи". И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: "Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе". Ответил же Владимир: "Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня". И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: "Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть". И сказали ей братья: "Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же". И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море".

Значит, - не будь языческой мощи Святослава Игоревича, не добыл бы сын его Владимир Святославович веру греков, - как некий священный трофей!
А мы их потомки, взятое мечем их, некому не возвращаем!

f4-01.jpg


Мечи V-XI века.

pic_1358797728.jpg


Древнехристианский амулет X-XI век.

ris2.jpg


Крест переходного периода, совмещающий в себе почитание Солнце-Правды и Христа, возможно IX век.

Подобные темы, Кельтский Крест:

celtic-cross.jpg


7af828093389.jpg
 
Москва
Православный христианин
Само слово "БОГ", в переводе со славянского означает "БОГАТЫЙ". так как по праву Творца, может быть только один собственник во вселенной.
Но главное, если Бог есть Бог, ему ни нужны никакие помощники. Ибо ничто нельзя прибавить к силе Его и Его могуществу.

Сформулируйте Ваш вопрос по Библии. - Это условие нашего раздела.
 

Григорий Вишнев

Заблокирован
Нижний Новгород
Интересующийся
1. Является ли Бог Вездесущим?
2. Является ли Бог Всемогущим?
Выслушав положительные ответы, задайте ему два следующих вопроса:
В многобожии боги не являются ни вездесущими, ни всемогущими, ни даже бессмертными. Грубо говоря, то что в христианстве называется "демон, святой, Бог", в многобожии превращается в "злой бог, добрый бог, Самый Главный Бог". Соответственно, спор о многобожии малость бессмыслен, так как в политеизме и монотеизме понятие "бога" различается.
 
Москва
Православный христианин
Попробуйте начать говорить о единстве мира.
И главное, обратить внимание на то, что верховный Бог есть у всех народов. И главное, данный культ самый древний.

Культ Главного или Верховного бога существует в каждой языческой мировоззренческой системе. Здесь не надо путать классические формы язычества (с культом: "изначального хаоса", "мать сыра земля" и т. д.), -
со всякими новоделками и подтелками.
 

Григорий Вишнев

Заблокирован
Нижний Новгород
Интересующийся
Попробуйте начать говорить о единстве мира.
И толку? Принцип "То, что находится наверху, подобно тому, что находится внизу" и в китайском многобожии соблюдается. Вплоть до того что на том свете тоже нужны деньги (специально сжигаются родней), в том числе на взятки. Вот уж воистину, единство земного и небесного.
Ну а дальше начнется долгий теологический спор, в ходе которого вы успеете выучить половину китайской мифологии. И так никому и ничего не докажете.
И главное, обратить внимание на то, что верховный Бог есть у всех народов. И главное, данный культ самый древний.
Если под "данным культом" имелось ввиду христианство, то иудаизм древнее.
 
Белгород
Православный христианин
И так никому и ничего не докажете.

«На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно»
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
 
Москва
Православный христианин
Собственно говоря, мы христиане не отрицаем что боговедение, в той или иной форме сохраняется у всех народов.
Учитель Церкви Тертуллиан, даже заявлял, что, "Душа каждого человека по природе христианка".
Я зачитываюсь русским эпосом: сказки и былины.
Святитель Феофан Затворник, пишет в своей книге, сборнике писем, озаглавленной: «Что есть духовная жизнь», в письме 10-м, о не православных народах: «Народы те не ведают, что есть истинный Бог, но что Он есть - все исповедуют. Веруя, что есть Бог, и желая точнее определить, что Он есть, они заблуждались и называли Богом то, что не есть Бог: кто солнце, кто луну или звезды или другое что. Не все, однако ж, так грубо заблуждались. Когда Бог рассеял народы по лицу земли по*сле столпотворения, то они все понесли с собою и преданные дотоле здравые понятия о Боге яко Духе невидимом, Творце, Промыслителе, Судии и Воздаятеле. Что Он есть Творец, Промыслитель и Воздаятель, это у всех сохранилось, а что Он есть Дух невещественный, это не все сохранили, но «измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад» (Рим. 1,23). «Они разумели Бога, то есть знали, что есть Бог, но не как Бога Его прославили» (ст. 21). Из восточных народов более возвышенные о Боге имеются понятия у персов, индийцев, азиатских и американских. Греки и римляне измельчили, так сказать, Бога. Американские, например, индийцы называют Бога всемирным духом - невидимым, всеобъемлющим. Это очень высокое представление, и себе самому оставленный дух (т. е. человеческий, без божественного руководства – О.С.) дальше этого идти не может.

0_b68cc_4ccebd6f_orig.jpg


Азиатские индийцы более углублялись в постижение Бога, но, удержав понятие о Его невидимости, всемогуществе и вседействии, когда задумали точнее определить Его творческие и промыслительные действия, напутали много несостоятельного и написали много баснословных историй..." -
И впали в самые дикие формы идолопоклонства.

1124.jpg


"...Так вот в каком смысле есть не ведущие Бога! А не в том, будто есть народы, не исповедующие бытия Бога. Какие-то путешественники дали свидетельство, будто встречали народы и народцы, которые совсем не знали Бога и не воздавали Ему поклонения. Верно в этом свидетельстве только то, что они не слышали исповедания веры и не видели поклонения Богу, но чтоб ни того, ни другого не было, для этого следовало им побольше пожить между теми народами. Беккер в наши дни целый месяц жил среди какого-то народа- около озер, чрез которые течет Нил, - и не видел богопочтения. Но, говорит, подошло новолуние - смотрю, царь собирается куда-то, собираются и все старшины, готовят быка. Пришел определенный день - пошли на какой-то холмик и принесли быка в жертву. Уезжай я, говорит Беккер, днями двумя-тремя раньше, мог бы со всею искренностью свидетельствовать, что этот народ не чтит Бога.
Так совсем выбросьте из головы, будто есть не признающие бытия Божия. Есть некоторые ученые, которые думают обойтись без Бога, и ведут об этом толки и речи, и книги пишут, но, когда язык и перо тачают у них такое пусторечие, сердце их же другое говорит. Они надуваются являть себя не верующими в Бога, но очень сомнительно, чтоб окончательно успевали в этом и пред своею совестию.
Ведая Бога, все и совестность (совесть – О.С.) являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни, в коей каждому воздано будет по делам его. Сила, содержащая все такие верования и убежде*ния, есть дух. Положим же мы с Вами, что в каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она - неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества и у всякого проявляет себя своим образом». Таким образом, святитель Феофан Затворник, настаивает на том, что все народы, в той или иной степени имеют познание о Боге, и как он пишет: «Ведая Бога, все и совестность (совесть – О.С.) являют, и чтут Бога, и молятся Ему, и чают будущей жизни, в коей каждому воздано будет по делам его».
 
Москва
Православный христианин
Здесь Вашему вниманию, в продолжение начатой темы, предлагаю отрывок из моей дипломной работы за МДА

Библейское учение об отношении к язычникам

Евангельское учение о проповеди начиналось общим призывом: «…на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5).
Ветхозаветное отношение к язычникам было достаточно определенным: так, например, в четырех местах Пятикнижия имеются предостережения о следовании их порочному образу жизни (Лев. 18, 3; 20, 23; Втор. 12, 30-31; 18, 9-12). В первую очередь, осуждается язычество египтян: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте…»,но далее говорится более о предосудительном образе жизни язычников «земли Ханаанской» (Лев. 18, 3). Запрещается следовать «обычаям народа» (20, 23) и, прежде всего, их форме чуждого служения, посвященного иным богам (Втор. 18, 12).
Чуждое служение (евр. авода зара) представляется как любая форма служения или культа, не связанного со служением и культом Богу израильтян. Отвергается не существование языческого культа как такового, а его действенность, его мистическая реальность (Ис. 66, 3). Позже такое отношение к языческому культу найдет место и в самих новозаветных текстах. Ап. Павел учил об идолах и языческом культе: «…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог…» (1 Кор. 8, 4-6). Подобные слова направлены именно против двоеверцев, совмещающих веру в Единого Бога с верой в действенность языческих мистерий, церемоний и обрядов. На протяжении всего Ветхого Завета мы сталкиваемся с подобным двоеверием, совмещением служения Богу и служения идолам. О сыне царя Давида сказано: «И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах» (3 Цар. 3, 3). Ап. Павел категорично выступает против подобной практики: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6, 14-16). Подобное суровое отношение к двоеверию получило продолжение и в самих церковных канонах[1]. Ап. Павел, не признавая значимости (реальности) языческого поклонения идолам («идол в мире ничто»), догадывался о том, что злые духи могут использовать идолопоклонство в своих собственных целях: «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10, 20). Но подобная опасность для него существует только по отношению к двоеверным. Сами верующие в его понимании не могут оскверниться и от самого идоложертвенного, вкушение которого, скорее, должно запрещать ради немощных в вере: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10, 28). Сам ап. Павел, похоже, придерживается совсем иного принципа: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). Позже в истории Церкви вкушение идоложертвенного будет граничить, а иногда и являться открытой формой отречения от Христа[2].
Итак, начиная именно с новозаветных времен, меняется отношение к язычникам. Хотя в начале Своей проповеднической деятельности Христос призывал апостолов: «…и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5); и Сам сначала отверг хананеянку, пришедшую к Нему (Мф. 15, 22-27). Он же одобрил ее смирение и веру словами: «…о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему...» (Мф. 15, 28). Нечто подобное сказал Христос и римскому сотнику: «…истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). Далее Господь присовокупил к сказанному в адрес сотника-язычника: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). Нечто подобное Он произносит, когда узнает об интересе, проявленному к Нему со стороны греков (еллинов): «…пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12, 23). Похоже, что и слова, сказанные святым Иоанном Крестителем при Иордане: «…ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9), относились к римским центурионам, которые охраняли большое скопление народа при Иордане, где следили за порядком.
Здесь заслуживает нашего внимания и следующий текст из Евангелия от Луки, который начинается прямой речью Христа: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости» (Лук. 4, 25-28). Подобное отношение Сына Божия к язычникам не могло не волновать книжников и фарисеев.
С другой стороны, слова Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Мф. 7, 6) относятся, с нашей точки зрения, и к язычникам-«псам» и еллинизированным евреям-«свиньям». И все же проповедь Христова Евангелия оканчивается призывом начать дело славного обращения язычников в истинную веру: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28, 19-20).
Святой апостол Иаков предлагает «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться» (Иак. 1, 1). Надо заметить, что агадическая (пасхальная) радость была присуща всему апостольскому веку. Уход в христианство воспринимался православными верующими как бегство из Египта греховного. Это был новый исход. И теперь он имел значение не для одного народа, но для всех чад Божиих, «находящихся в рассеянии». В это время и исполнялось древнее пророчество о шатрах Сима: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9, 27). Это было великое начало обращения язычников в истинную веру, о котором святой апостол Петр позже скажет: «некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2, 10). Поэтому слова св. Иакова, обращенные к находящимся в рассеянии, не имеет смысла воспринимать как слова епископа Иерусалима, обращенные только к его еврейской пастве. Да! Он говорит как патриарх Иерусалима. Но Иерусалима как вселенской апостольской столицы, от стен которой и прозвучал великий миссионерский призыв Христа Спасителя: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16, 15-16).
Святой апостол Павел (он же Апостол языков) писал о себе: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1, 16). Он же восклицал: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое» (Рим. 11, 13). Ради проповеди среди язычников Павел и Варнава даже отрясают прах от ног своих на иудеев, чтобы идти к язычникам и там благовествовать веру в Иисуса Христа (Деян. 31, 51). Возникают даже два направления в общецерковной миссионерской работе, как бы две новые формы, о чем ап. Павел и говорит: «…мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, — ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Гал. 2, 7-8).
В книге «Деяний Святых Апостолов» рассказывается о сотнике Корнилии (возможно прозелита, но никак не христианина). О нем говорится: «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян. 10, 2).
Ап. Павел, когда был в Афинах и осматривал наполненный идолами ареопаг, не закатил там, так сказать, «благочестивой» истерики (столь свойственной современным сторонникам «черного пиара» в области религиоведения), а подумал о душах несчастных язычников. Сказано: «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23)[3]. Трудно представить, какой бы шум подняли современные «православные» религиоведы, скажи нечто подобное православный священник-миссионер, например, в кришнаитском ашраме. Но нужно внимательнее отнестись к словам Апостола в ареопаге. Прежде всего, он говорит очень осторожно, опасаясь, как бы ему самому не согрешить. Он не говорит: «вы… особенно набожны», а присовокупляет слова «как бы». И этим самым, расположив язычников к себе, в то же время не согрешает и против собственной своей веры. Далее, когда он говорит: «осматривая ваши святыни», он делает акцент именно на словах «ваши святыни», имея в виду, что для него самого все эти «святыни» — языческая мерзость. Блаженный Феофилакт поясняет: «Нашел в городе не книгу Божественную, а стоявшее капище и, воспользовавшись надписью на капище, разрушил самое капище. Да что же и оставалось ему делать? Еллины все были неверующими. Если бы он стал беседовать с ними на основании евангельского учения, они стали бы смеяться над ним; если бы на основании пророков — не имели бы доверия к нему. Он неприятеля покорил его же оружием. Вот это-то и есть то, о чем он говорит: «был… для чуждых закона — как чуждый закона» (1 Кор. 9, 21)[4].
Позже в ранней христианской литературе о некоторых язычниках будут говорить уже как о христианах до Христа. Так, например, св. Иустин Мученик писал о языческих философах: «И все, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова (т. е. Христа — О.С.)… из живших до Христа, по Его человечеству… Самый твердый из всех них в этом деле (т.е. познании Истины — О.С.) Сократ»[5].
Подобная трансформация отношения к язычникам от резко отрицательного (ветхозаветного) до терпимого и даже доброжелательного (христианского) была обусловлена серьезным намерением обратить самих заблудших язычников в истинную веру. Уже в XVIII веке для православного миссионера возможно было сказать о своих взаимоотношениях с языческими племенами: «Я нянька для тамошних народцев»[6]. Только такое доброжелательное отношение к заблудшим и могло способствовать их обращению в истинную веру. Именно доброжелательным отношением к язычникам-инородцам (их языку, культуре и быту) обусловлен успех православной миссии в Китае и Японии в XIX веке.
Именно новозаветное христианское учение о спасении вырвало сотериологию из узконационалистических тисков иудаизма. Но, как это не печально, закваска фарисейская все же проникла и в христианский мир (Мф. 16, 6), где всегда находились сторонники более чем странного отношения к проповеди «не своим»; таковые и поныне придерживаются принципа: «православие только для православных». В этом они очень близко стоят к талмудическому иудаизму, единственному вероучению, неодобрительно относящемуся к обращению «посторонних» в свою собственную веру.
Апогей христианской сотериологии, не знающей национально-этнических границ, — известный текст из Книги Откровения ап. Иоанна Богослова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7, 9-10).

[1] «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу, в их праздники, или возжжет свещу: да будет отлучен от общения церковного» (Апостольское правило 71-е); «Не должно праздновать с язычниками и приобщатися безбожию их» (Правило св. поместного собора Лаодикийского 39-е); «Заблагоразсуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или еретиками» (Правило св. поместного собора Карфагенскаго 30-е). См.: Каноны, или Книга Правил, Святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов на русском языке. СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2000. С. 25, 144, 167.

[2] Правила 1-е, 2-е, 3-е, 4-е св. поместного собора Анкирского. Там же, с. 116-117.

[3] Св. Иоанн Златоуст так писал об ап. Павле: «И однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов… О, отеческое сердце! Он называл богочтительными эллинов – идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в том. Подражать этому (поведению ап. Павла – О.С.) увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя». См.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 764-765.

[4] Комментарий блж. Феофилакта на Апостол. М., 2002. С. 17, 22-23.

[5] Иустин Мученик, св. Апология вторая. М.,1995. С. 115.

[6] Высказывание, которое приписывается преподобному Герману Аляскинскому.
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Григорий! Вы говорите о большей древности иудаизма, но... надо понять и то, что это?
Читаем: "И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим.2:27-29). В библейском понимании, которое конечно расходиться с сионистским пониманием этого слова, -"иудей" - это правильно прославляющий Бога, об этом говорит и структура данного слова.

Про этнических иудеях, говориться более чем резко: "Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: `не прелюбодействуй', прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим.2:17-24).

«Их называют иудеями, потому что так именовались их предки — израильтяне. Однако если мы хотим понять все, что сюда относится, то должны будем также принять во внимание три значения названия "иудеи". Во-первых, это сыны Авраама, который своей верой заслужил звания отцов многих народов. Далее, из-за связи с Иаковом, который за растущую веру свою был назван "Израилем", ибо достоинство отца прославилось в сыновьях. В-третьих, не столько из-за Иуды, сколько из-за Христа: ведь они зовутся иудеями, поскольку Христос по плоти родился от Иуды, и в Иуде было явлено то, что должно было прийти во Христе. Сказано: «Иуда пойдет впереди» (Суд. 8, 18), и: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои» (Быт. 49, 8). Эта хвала дана не Иуде, а Христу, Которого ныне восхваляют все те, кто достойны, называться Его братьями. Поскольку иудеи этого не понимают, то они защищают свое плотское имя — человека Иуды» (Амвросиаст, Комментарий на Послание к Римлянам);

«В прежние времена само это имя "иудей", как и теперь "христианин", было очень почтенным, поскольку и тогда различие людей зависело от имени, почему апостол и начинает речь с этого. И заметь, как он уничтожает это преимущество. Он не сказал: "Ты — иудей", но: Ты называешься иудеем и хвалишься Богом, то есть ты возлюблен Богом и предпочтен Им остальным людям. Здесь, как мне кажется, он слегка подтрунивает над их безрассудством и большим тщеславием: что они этим даром воспользовались не для своего спасения, но для того, чтобы заводить распри и презирать остальных людей» (Иоанн Златоуст, Гомилии на Послание к Римлянам).
 
Москва
Православный христианин
Чтобы понять этимологию слова иудей, надо вспомнить что, это слово хесед, которое можно перевести как «благотворительность», «милостыня» и слово hодэ или одэ, которое можно перевести как «восхваление», «прославление», - близки по смыслу, со словами: "прославлять", "православный".
Давайте вспомним, что в Книге Бытия, в 29 главе, в 35 стихе мы с вами уже прочитали следующее: «И еще зачала (то есть Лия, — О. С.) и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать» (Быт. 29, 35). Вот это слово, которое произносит она: «я восхвалю» (hоде), потом говорит: «Господа». Здесь слово hодэ или одэ — впервые встречается в Библии. И возникает вопрос: а разве люди, которые жили до Лии, не восхваляли Господа? Разве они не благодарили Бога за те благодеяния, которые Господь им оказывал?
Поэтому для нас очень важно изучать то, что Священное Писание рассказывает о жизни этих людей, которые являются примером для нормальной семейной жизни. Мы должны научиться подражать этим удивительным семьям!
Представьте себе такую ситуацию: вы приходите в храм, у вас потрепанный вид, вы хромаете на ногу. Все спрашивают: «Что случилось?» Вы говорите: «Чуть не попал под машину! Я очень прошу, давайте после службы отслужим благодарственный молебен!» Ну, это понятная ситуация. А теперь представьте себе другую ситуацию: вы приходите в храм, у вас ничего не помято, вы хорошо выглядите. Вы подходите к священнику после службы и говорите: «Я хочу, чтобы отслужили благодарственный молебен!» Священник спрашивает: «А в связи с чем?» А вы говорите: «Потому что все хорошо! Я не попал под машину, я нормально добрался до храма, я вовремя пришел на службу!»
Вот этот пример, может быть, сможет нам объяснить поступок Лии. Это — первая женщина, которая произносит это слово hодэ. Она говорит: «Я восхваляю Господа»! Какой смысл она вкладывает в это слово «восхваляю», и чем отличается вот это ее восхваление от того, что делали другие люди до нее, начиная от Адама и Евы? Разве Ной не принес жертву Богу после того, как он вышел из ковчега? Разве Авраам не благодарил Бога, когда ставил жертвенники?
Лия — это женщина, которая понимает, что чудо ничем не отличается от того, что мы называем природой, обычным явлением. Например, восходит солнце. Надо ли за это благодарить Бога? Однажды был случай, когда Иисус Навин движением копья остановил солнце, и оно стояло (Нав. 10, 12—13). Это было чудо! Но мировоззрение Лии таково, что она все воспринимает как чудо! Я читал в одной книге, что некоторый слепорожденный человек получил зрение — он был уже зрелый человек, и у него было свое представление о разных предметах. Но когда он видел эти предметы, пораженный, например, деревом, падал на колени и благодарил Бога. Когда видел звездное небо, он падал на колени и благодарил Бога. На самом деле все, что нас окружает — это чудесный мир, который чудесным образом создан Богом.
И Лия, которая восхваляет Господа, говорит: «я восхваляю Господа!»
То есть, всегда и за все. Следовательно, прославляющий Бога (т. е. православный), это тот, кто следует следующим предписаниям: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте» (1Фес.5:16-19). – Таким был и Адам и Ева, Ной и другие древние, и настоящие православные наших дней.
 

Григорий Вишнев

Заблокирован
Нижний Новгород
Интересующийся
Григорий! Вы говорите о большей древности иудаизма, но... надо понять и то, что это?
Авраамическая религия исповедуемая евреями. Иудаизм развился в христианство, благодаря чему христиане почитают иудейскую Тору (Ветхий Завет). Христианство в свою очередь легло в основу ислама и там теперь почитают христианского Иисуса (Ису). А на тему того кто из трех религий прав можно извести тонну бумаги, но это никого и ни в чем не убедит. Если бы теологический спор мог дать здесь какой-то результат, одна из религий давно бы поглотила другие.
 
Крещён в Православии
Авраамическая религия исповедуемая евреями. Иудаизм развился в христианство, благодаря чему христиане почитают иудейскую Тору (Ветхий Завет). Христианство в свою очередь легло в основу ислама и там теперь почитают христианского Иисуса (Ису). А на тему того кто из трех религий прав можно извести тонну бумаги, но это никого и ни в чем не убедит. Если бы теологический спор мог дать здесь какой-то результат, одна из религий давно бы поглотила другие.

Никуда иудаизм не развился.Он до сих пор такой, какой был и 2тыщи лет назад.Христианство вышло из иудаизма, взяв с собой то, что по праву христианству принадлежит - Ветхий Завет.Ведь в Ветхом Завете есть множество пророчеств о грядущем Спасителе - Иисусе Христе.
Ни о каком пророке муххамеде пророчеств в Библии нет, поэтому не могло христианство лечь в основу ислама, как и иудаизм.Библейские мотивы в исламе это чистой воды воровство, плагиат.
НЕ в праве дело, а в истине. Прав много, а истина одна.
 
Москва
Православный христианин
Дмитрий! На Ваше первое замечание, что "никуда иудаизм не развился" -
читаем: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (т.е. не Синайский завет. - О.С.); тот завет Мой они нарушили (т.е. отвергнув Христа. - О.С.), хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь (т.е. ожидая их обращение, через проповедь апостолов. - О.С.). Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым (т.е. Новым Израилем и новыми детьми Авраама. - О.С.) после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (т.е. то, что и произошло в День Пятидесятницы. - О.С.)" (Иер.31:31-33).

Теперь о том, что все иудеи, не принявшие Христа, не спасутся: "А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется (т.е. те, которые через проповедь пророка Илии и праведного Еноха уверуют во дни антихриста. - О.С.); ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле"
(Рим.9:27-28).
"Павел показывает, что Господь есть краеугольный камень, соединяющий в Себе обе стены. Свидетельство пророка Осии говорит о язычниках: "Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною" (т. е. церковь из язычников. - О.С.). А свидетельство Исаии говорит об Израиле: "Только остаток спасется"; дабы все, поверившие во Христа, зачтены были в семя Авраама. Господь объединяет и язычников, в связи с чем в Евангелии о язычниках Он говорит, что есть у Него и другие овцы, которые не из этого стада и которых Ему следует привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь" (Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам).

По второму вопросу:
Православная вера исходит из того, что "мы веруем так, как молимся", то есть при наличии правильного прославления имеем и правильную веру и наоборот...

Святитель Григорий Богослов пишет: «Любомудрствовать о Боге можно не всем (т.е. молитвенно рассуждать о Нем. – О.С.), потому что способны к сему люди испытавшие себя (т.е. прежде всего в молитве. – О.С.), которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере, очищают и душу и тело (т.е. через покаянную молитву. – О.С.). Для нечистого, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» (Св. Григорий Богослов. Слово 27 // Творения. Ч. 3. 3-е изд. М. 1889. С. 5.);
«Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании (т.е. в созерцательном молитвенном молчании: «умная молитва». - О.С.), в этом «таинстве будущего века», если бы не стояла перед ним задача научить ближнего; если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотя бы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется» (Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 82.).

Вот и получается, нельзя быть православным теологом без молитвы, чистой жизни...
И тем более - без любви: "...имею всякое познание и всю веру... а не имею любви, - то я ничто" (1Кор.13:2).
А Любовь и есть жизнь по молитве!
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Конечно, весь иудаизм должен был развиться в христианство.Но иудаизм, не принявший Спасителя, и по ныне существует такой, какой был до пришествия Иисуса Христа. Он никуда не развился.А иудаизм, принявший Спасителя, это и есть христианство.
Простите меня если я что то не понимаю.

Вы правы, нельзя быть православным теологом без молитвы, покаяния, чистой жизни, тем более без Любви.Её у меня мало, вернее она есть, но только к тем, кто меня любит.Я стараюсь исправить себя, свою жизнь.Мне очень нужно покаяться (более 10 лет живу без покаяния..грехи тяжкие...), очень хочу воцерковиться!

Спаси Вас Господи, отец Олег!

Пост удалил....Стыдно, что лезу не в свое дело без должного научения и благословения...
 
Москва
Православный христианин
Вы плохо знаете иудаизм времен Христа!
Иудаизм времен Христа и современный - разные вещи.
Во-первых, нет саддукеев, этой самой влиятельной религиозной группы времен Христа (почти все первосвященники были саддукеями).
Нет и политического иудаизма, так называемых иродиан. Ушли в прошлое и полумонашеские общины мистиков-ессеев.

То, что осталось, это продолжение фарисеев - раввинистический иудаизм, который во дни Христа не являлся чем-то важным и авторитетным. По отношению к другим религиозным партиям и группам фарисеи выглядели "плебеями" в сравнении с "патрициями".
Кстати! Фарисеи - это самое близкое к христианам течение. Читаем: "Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое" (Деян.23:6-8).

Вся полемика между Христом и фарисеями никогда не выходила, или почти не выходила, за рамки полемики между основными школами раввинистического иудаизма (фарисеев): школы Шамая и школы Гилеля.
 
Крещён в Православии
Спасибо отец Олег за разъяснение!Получается не все так просто как кажется. Я действительно плохо знаю иудаизм!Выходит что иудеям в дни антихриста, что бы спастись, не нужно будет принимать православие? Достаточно будет принять Христа?
 
Москва
Православный христианин
Нет никакого Православия вне Христа! - Как не бывает жены без мужа!
Читайте: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф.5:22-24).
"Только одну Церковь любит Христос, и лишь она очищается омовением Его; и если кто не принадлежит к Церкви, как же может он быть возлюблен Христом, омыт и очищен омовением Его?" (Киприан Карфагенский, Письма 69).

Любое церковное сообщество, оставившее Жениха-Христа, есть неверная жена, или блудница. Читаем: "И жена (т.е. неверная лжецерковь - О.С.) облечена была в порфиру и багряницу (т. е. как "Церковь-Невеста" - О.С.), украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом (т. е. как-бы добродетелями - О.С.), и держала золотую чашу в руке своей (т.е. совершала лжетаинства - О.С.), наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее (т.е. экуменического блудодейства - О.С.); и на челе (т.е. вместо Святаго Миропомазания - О.С.) ее написано имя (т. е. печать антихриста - О.С.): тайна, Вавилон великий (т. е. смешение всех верований, политических течений и философских доктрин - О.С.), мать блудницам и мерзостям земным (т. е. начало нравственному разложению и легализации греха - О.С.).
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых (т. е. церковь-блудница, будет гнать Церковь-Невесту - О.С.), и видя ее, дивился удивлением великим" (Откр.17:4-6).
"Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь, поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу – силу зверя-антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей на звере багряном. «И жена бе облечена в порфиру и червленицу»... все это символы ее царственной власти и господства; «имущи чашу злату в руце своей полну мерзости и скверн любодеяния ея» – «чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность» (св. Андрей). Члены этой неверной Христу Церкви, или богоотступнического общества, будут людьми плотскими, преданными чувственности. Как говорит один из толкователей, «преисполненные наружного благочестия и в то же время не чуждые чувств грубого честолюбия и тщеславного славолюбия, члены неверной церкви будут любить роскошь и комфорт, станут устроять пышные церемонии для сильных мира (17:2; 18:3, 9), святых целей достигать грешными средствами, будут проповедовать исключительно мечом и золотом» (17:4) (Н.Виноградов)" (Архиепископ Аверкий (Таушев).
 
Сверху