Благодать это незаслуженная милость. И она присутствует там, где грех нуждается в прощении.
Читаем: "
когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим.5:20).
То есть, по благодати, значит не по делам и заслугам, но по милости.
Читаем: "
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело" (Рим.11:6). - То есть, благодать исключает заслугу и подвиг со стороны человека!
Читаем: "
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9:16).
Блаженный Августин: "Когда Павел говорит:
помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего, он не ставит под сомнение свободу воли, но говорит, что нашего желания недостаточно, если Бог не придет нам на помощь и не сделает нас милосердными, дабы мы могли творить добрые дела через дар Духа Святого Мы даже и желать не можем, пока не призваны, а когда мы желаем после призвания, то опять недостаточно ни воли нашей, ни подвизаний, если только Бог не даст сил подвизающимся и не приведет, куда зовет. Потому и очевидно, что от Бога милующего, а не от желающего и не от подвизающегося зависит делание нами добра, хотя в них и присутствует наша воля, которая сама по себе ничего не может" (
Некоторые темы из Послания к Римлянам).