Дети за родителей?

Православный христианин
Добрый день! Последнее время интересует тема "ответа" детей за грехи родителей. Поясню на личном примере. Я выросла в неблагополучной семье. Отец сильно пил, при мне бил маму - в общем, все "прелести" жизни с алкоголиком упали бетонной плитой на моё детство. Далее, как следствие - развод (мне было 8 лет), он ушел жить к своей маме и сестрам, ну и спился до смерти в молодом по сути возрасте. Так вот, самое интересное - я унаследовала многие его черты. Не мамины, а его. Во-первых, тяга к алкоголю. Но Господь окружил меня, так сказать, сдерживающими факторами: образование, семья, двое детей, работа и так далее. Я не могу это всё бросить и шагнуть в бездну, но она рядом - я это постоянно ощущаю. Во-вторых, другие отвратительные (объективно) черты его личности. Как во время наших частых ссор говорила мама: "Ты в их породу, прямо копия".

В общем, детская психотравма с годами сменилась на ненависть к уже почившему отцу, а потом трансформировалась в равнодушие. Когда уверовала, стала сначала без жалости, холодным рассудком пытаться его оправдать, и вот совсем недавно появилась жалость. Прямо до слез. Начала за него молиться, подавать записки, простила чуть ли не одномоментно. Переживаю, как он ТАМ.

Теперь непосредственно к теме. Я читала (специально искала материалы) о духовных корнях алкоголизма, об ослаблении благодати по роду (до нескольких поколений) за грехи родителей, о наследовании страстей детьми и так далее. Если коротко: дети с плохой наследственностью (это необязательно алкоголизм, могут быть другие грехи родителей) легко "облепляются" демонами. Внуждены тащить их на себе и постоянно бороться (кто проявит к этому волю, конечно). При этом результат борьбы зависит от Господа. И вот я часто думаю: для меня как бы "виновником" является отец, но ведь и он не в семье священника (это я к слову) родился. И ему его прадеды передали какую-то свою нераскаянную "грязь". Получается, вышеуказанное "до нескольких поколений" тянется вечно для отдельно взятого рода? И если не будет Божьего Промысла остановить это, то и сделать ничего нельзя? Несите свой крест. Так суть в том, что я-то готова его нести. И несу. Но я не подвижник, я простой мирской человек, у меня нет уверенности (и наглости заявить), что я смогу в себе побороть по-настоящему (а не просто приспособиться и жить) хотя бы часть унаследованных страстей (демонов). Даже с Божьей помощью. Нам ведь не дано постичь Его Промысл о каждом. Можно ли отнести слова Писания "кому много дано, с того много спросится, а кому мало, с того меньше" к этому вопросу? Что тянущие тяжелую, так сказать, родовую лямку будут судиться иначе? Чем люди, родившиеся в любви и благодати.

Интересно было бы узнать рассуждения других людей на эту тему. Понимаю, что вопросы, так или иначе касающиеся Суда или Судеб, часто вызывают негативную реакцию, но я не жду конкретных ответов, само собой. И это не столько вопросы о Суде, сколько о наследовании страстей, умалившейся благодати из-за грехов родителей и последствиях для детей.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Светлана, непростой вопрос Вы задаете.
Первое: "Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик". Мы лично предстоим перед Богом и отвечаем за себя и за воспитание своих детей. Лично - лицом к Его лицу. То есть, это отношения двоих.
Есть Божия заповедь о почитании родителей. Кому-то эта заповедь дается легче (тем, у кого образцовые родители), кому-то, как Вам, труднее - по объективным причинам. Вы прошли большой путь в реализации этой заповеди. Простить родителей бывает очень нелегко. Но слава Богу за все, отец в Вашей дочерней душе оправдан и Вы молитесь о нем, то есть почитаете его. Размышлять дальше о грехах предков, на мой взгляд, не совсем верно, разобраться бы со своими грехами.
Конечно, Вы правы, что каждый человек получает от родителей склонность к какому ли заболеванию (духовному, душевному, физическому). Но так же, как склоность к онкологическим заболеваниям существует, но не всегда "стреляет", так и склонность к порокам далко не всегда реализуется. Вы сами отвечаете на вопрос, о том, что делать, чтобы наклонность не реализовалась: следить за собой и, конечно, надеяться на Божию помощь. Благой Бог любит каждого Своего сына и Свою дочь, и, безусловно, не желает погибели Своего возлюбленного чада, а желает спасения. Ради этого Он не только пришел на землю, но терпел все муки до самой страшной Своей смерти. Любит Он и Вас, и меня, и наших родителей и наших детей...
Уповайте на Его любовь и продолжайте любить своих предков. Бог помощь.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Светлана, я тут Ветхий Завет стала читать. Кажется, в Левите написано, что дети не отвечают за грехи родителей, а родители - за грехи детей. Только каждый за свое. Можно еще вот что там увидеть. Вот был царь грешник, но очень раскаялся и Бог за это обещанное возмездие откладывает на будущее поколение. Штука в том, что если сам виновник раскаялся, и Господь услышал его, то и сын его праведной жизнью мог отвратить гнев Бога. То есть взаимоотношения с Богом всегда живые, личные.
Тем более сейчас, когда Христос уже искупил грехи.

И еще в Левите зацепилось внимание за описание жертвоприношений. Вот как приносить в жертву тельца, а если не тельца, а хлебное, то вот так. А если не хлебное, то неприготовленные зерна, и тогда вот так. И сразу слушала Олега Стеняева, а он комментировал по толкованиям святых отцов.
У людей разный достаток, разные возможности. Молитва, жертва, может быть и такой, и вот такой. Главное - чистота сердца. В Евангелии то же про бедную вдову и жертву в две лепты.

Тем, кому с детства досталось тяжелое наследство, приходится прилагать сильнейшие усилия там, где другому это ничего не стоит. Кто то в жертву принесет тельца, а кто то зёрна. А Бог всегда смотрит в сердце.

А тут еще обнаружила, что все же сила действия равна силе противодействия. Есть какая-нибудь страсть. И борешься с ней героически (ах, ну как же, ужас какой, у меня такая страсть). Ну и проигрываешь регулярно. А если смириться со своим несовершенством, и тем самым передать все в руки Бога, то... Уходит беспокойство, трагичность. Становится намного легче не давать этой страсти выход в реальные дела. Тихон Шевкунов, кажется, в своей лекции говорил: действуйте как в водовороте. Сложили смирно руки-ноги, камушком ушли на дно, а там бочком, бочком и выплыли.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Православный христианин
А тут еще обнаружила, что все же сила действия равна силе противодействия. Есть какая-нибудь страсть. И борешься с ней героически (ах, ну как же, ужас какой, у меня такая страсть). Ну и проигрываешь регулярно. А если смириться со своим несовершенством, и тем самым передать все в руки Бога, то... Уходит беспокойство, трагичность. Становится намного легче не давать этой страсти выход в реальные дела. Тихон Шевкунов, кажется, в своей лекции говорил: действуйте как в водовороте. Сложили смирно руки-ноги, камушком ушли на дно, а там бочком, бочком и выплыли.
Здесь частично не соглашусь. Как без борьбы. Склонные к алкоголизму - спиваются, гневливые - постоянно обезображивают душу (не стараясь сдерживаться), список можно продолжать бесконечно. Бесам на радость. Это опасно, важна грань. И важен собственный труд. Не впадать горделиво в панику и уныние (думаю, Вы это имели в виду) - да, согласна. Но важно всегда "бодрствовать" насчет своих страстей и искушений. Вот как-то так мне видится.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Здесь частично не соглашусь. Как без борьбы. Склонные к алкоголизму - спиваются, гневливые - постоянно обезображивают душу (не стараясь сдерживаться), список можно продолжать бесконечно. Бесам на радость. Это опасно, важна грань. И важен собственный труд. Не впадать горделиво в панику и уныние (думаю, Вы это имели в виду) - да, согласна. Но важно всегда "бодрствовать" насчет своих страстей и искушений. Вот как-то так мне видится.
Ну да, момент спорный, понимаю. Это скорее не отказ от борьбы, а ее метод. Что то вроде "не вступайте в беседу и спор с бесами".
Я просто отчетливо осознала свою беспомощность. И еще то, что моя шумная деятельность не дает мне услышать Господа. А иногда и помолчать нужно. В общем, трудно изложить то, что только забрезжило новым пониманием, полученном в практическом опыте. Наверно в скором времени получу или подтверждение или опровержение :)
Но именно после смиренного принятия себя реальной мне стало возможным сдерживаться.
 
Святая Русь
Православный христианин
Добрый день! Последнее время интересует тема "ответа" детей за грехи родителей. Поясню на личном примере. Я выросла в неблагополучной семье. Отец сильно пил, при мне бил маму - в общем, все "прелести" жизни с алкоголиком упали бетонной плитой на моё детство. Далее, как следствие - развод (мне было 8 лет), он ушел жить к своей маме и сестрам, ну и спился до смерти в молодом по сути возрасте. Так вот, самое интересное - я унаследовала многие его черты. Не мамины, а его. Во-первых, тяга к алкоголю. Но Господь окружил меня, так сказать, сдерживающими факторами: образование, семья, двое детей, работа и так далее. Я не могу это всё бросить и шагнуть в бездну, но она рядом - я это постоянно ощущаю. Во-вторых, другие отвратительные (объективно) черты его личности. Как во время наших частых ссор говорила мама: "Ты в их породу, прямо копия".

В общем, детская психотравма с годами сменилась на ненависть к уже почившему отцу, а потом трансформировалась в равнодушие. Когда уверовала, стала сначала без жалости, холодным рассудком пытаться его оправдать, и вот совсем недавно появилась жалость. Прямо до слез. Начала за него молиться, подавать записки, простила чуть ли не одномоментно. Переживаю, как он ТАМ.

Теперь непосредственно к теме. Я читала (специально искала материалы) о духовных корнях алкоголизма, об ослаблении благодати по роду (до нескольких поколений) за грехи родителей, о наследовании страстей детьми и так далее. Если коротко: дети с плохой наследственностью (это необязательно алкоголизм, могут быть другие грехи родителей) легко "облепляются" демонами. Внуждены тащить их на себе и постоянно бороться (кто проявит к этому волю, конечно). При этом результат борьбы зависит от Господа. И вот я часто думаю: для меня как бы "виновником" является отец, но ведь и он не в семье священника (это я к слову) родился. И ему его прадеды передали какую-то свою нераскаянную "грязь". Получается, вышеуказанное "до нескольких поколений" тянется вечно для отдельно взятого рода? И если не будет Божьего Промысла остановить это, то и сделать ничего нельзя? Несите свой крест. Так суть в том, что я-то готова его нести. И несу. Но я не подвижник, я простой мирской человек, у меня нет уверенности (и наглости заявить), что я смогу в себе побороть по-настоящему (а не просто приспособиться и жить) хотя бы часть унаследованных страстей (демонов). Даже с Божьей помощью. Нам ведь не дано постичь Его Промысл о каждом. Можно ли отнести слова Писания "кому много дано, с того много спросится, а кому мало, с того меньше" к этому вопросу? Что тянущие тяжелую, так сказать, родовую лямку будут судиться иначе? Чем люди, родившиеся в любви и благодати.

Интересно было бы узнать рассуждения других людей на эту тему. Понимаю, что вопросы, так или иначе касающиеся Суда или Судеб, часто вызывают негативную реакцию, но я не жду конкретных ответов, само собой. И это не столько вопросы о Суде, сколько о наследовании страстей, умалившейся благодати из-за грехов родителей и последствиях для детей.
Вопрос очень непростой. Поэтому отвечу только на те части вопроса, о которых я хотя бы что-то читал.
1. Передались отрицательные черты характера отца. Конечно, легче жить, тому, кому передались положительные. Но святые отцы пишут, что и награда будет больше тому, кто боролся со страстями, чем тому, кто родился относительно бесстрастный. Преп. Иоанн Лествичник пишет о страсти гнева: "...Венец негневливости. Кто украшен им от природы, тот может быть и не получит другого венца (награды - В.-2010), а кто приобрел его трудами, тот взошел совершенным победителем..."

Преподобный Паисий Святогорец говорил: "А другие люди мучают себя помыслом, что они якобы обременены тяжелой наследственностью. Вернее, это тангалашка приносит им такой помысл и старается убедить их, будто так оно и есть. Враг нагоняет на таких людей страх, желая заморочить им голову и без серьезных причин вывести из строя. Да хотя бы в человеке действительно было что-то наследственное — перед Благодатью Божией не может устоять ничего.

Помните святого Киприана [1] — бывшего колдуна, который стал иерархом Церкви и мучеником Христовым? А преподобный Моисей Мурин [2]? Поначалу был разбойником, а в монашестве превзошел чуткостью многих великих отцов. Какой высокой степени устроения он достиг! Когда его навестил святой Макарий, преподобный Моисей спросил его: «Что мне делать? Меня беспокоят люди, и я не могу сохранить безмолвия». — «Моисей, — ответил ему Авва Макарий, — ты очень чуток.

Иди в Аравийскую пустыню, потому что прогнать людей ты не можешь» [3]. Святой Моисей — этот бывший разбойник — превзошел тонкостью душевного устроения даже преподобного Арсения Великого, который происходил из знатной семьи, был человеком образованным, культурным. Видишь, что творит Божия Благодать! Но о преподобном Моисее необходимо сказать и то, что он имел великое смирение…"

Кроме того, если Вы в юности обижали мать, а она в обиде такое сказала, что Вы похожи на отца, то это может действовать как вежливое проклятие. Преподобный Паисий Святогорец говорил: "Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, — родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: "Не упусти родительское благословение". Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж.
Мать плакала: "Умру, — говорила, — от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них". Она была вдовой, ее дети — сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, молился, но безрезультатно. "Что-то здесь не то", — подумал я. "На нас, — говорили ее дети, — навели порчу". — "Да нет, — говорю, — это не от порчи, порчу видно... А может быть, ваша мать проклинала вас?" — "Верно, отче, — отвечают, — в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: "Да чтоб вам обрубками быть!" — "Идите, — говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы она покаялась, поисповедывалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас". И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала."

2. О том, что тянущие тяжелую, так сказать, родовую лямку будут судиться иначе, чем люди, родившиеся в любви и благодати. Конечно так, это люди судят только по внешнему результату, а Бог учтет намерения и усилия в борьбе с грехом. Советую прочитать все тома книги "Слова Паисия Святогорца", там много упоминается об этом.

3. Наверное, интересует и вопрос, а почему бы Богу сразу не исправить все, чтобы оставили все страсти и было легко с ними бороться. Преп. Паисий Святогорец рассказывает о другой страсти, страсти блуда у одного молодого человека, но страсть к алкоголю и др. страсти имеют много общего. Почитайте следующий диалог:
"
Геронда, иногда бывает так: бесноватый покаялся, исповедуется и причащается регулярно, однако при этом продолжает оставаться под бесовским воздействием. Что происходит в этом случае?

– Бес не уходит, потому что духовное состояние этого человека еще не стабилизировалось. Если Бог сразу же поможет человеку освободиться от бесовского воздействия, то он тут же даст бесу повод войти в него опять. Поэтому Бог – от Своей великой любви – попускает злу отступать медленно, постепенно. Таким образом человек и расплачивается за совершенный им грех, и одновременно делает свое духовное состояние более устойчивым. И чем более устойчивым он делает свое духовное состояние, тем быстрее отступает зло. То, насколько быстро человек освободится от бесовского воздействия, зависит от него самого. Однажды отец, имевший бесноватого ребенка, спросил меня: «Когда мой ребенок станет здоров?» – «Когда ты сделаешь свое духовное состояние устойчивым, – ответил я ему, – тогда получит помощь и твое чадо». Этот несчастный ребенок вначале жил духовной жизнью, однако отец этому противился и говорил, что тот сойдет с ума, если не изменит своего образа жизни. Потом отец сам начал водить собственного сына в дом терпимости. В результате ребенок был увлечен грехом и в него вошел нечистый дух. Потом, когда находившийся в нем бес брал над ним власть, несчастный бросался на свою мать с нечистыми намерениями. Чтобы спастись от посягательств со стороны собственного сына, несчастная мать была вынуждена уехать на один из островов. Отец несчастного ребенка покаялся и старался вести духовную жизнь, однако его сын все равно не исцелялся. Он исцелился только тогда, когда его отец посетил вместе с ним все монастыри и святые места, прочитал и хорошенько усвоил Жития всех святых и сделал свое духовное состояние устойчивым." https://azbyka.org/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/4
 
Православный христианин
Спасибо. Прочла несколько страниц огромного обсуждения - достаточно. Когда спор заходит настолько (!) далеко, продолжать тратить время на такое чтение считаю не душеполезным. Хотя увлекает - и в этом опасность, кстати. Это я про себя, так как чужой "заумью" легко увлекаюсь. Лучше по совету выше Паисия Святогорца почитаю:)
 
Сверху