О месте ребёнка в храме
Что вы чувствуете, когда видите чужого ребёнка в храме: раздражение, беспокойство, интерес, радость? И как вам кажется, грешно ли сойти со своего «намоленного» места, чтобы пропустить маму с младенцем поближе к алтарю, чтобы поднять соску или ещё какой предмет, выпавший из рук незадачливой мамаши?
Думая о месте ребёнка в храме, нужно постараться понять, а что для нас есть храм – место для удовлетворения своих духовных потребностей или общее дело?
Если у храма нет общинного духа, если каждый идёт помолиться только для себя и только о своём, и никто не в состоянии отвлечься и помочь человеку, стоящему рядом, то нужна дополнительная инфраструктура: комната матери и ребёнка для кормления и переодевания и игровая для подросших малышей, чтобы они лишний раз не беспокоили и не отвлекали от молитвы весь храм.
Нужен дополнительный персонал для обеспечения соответствующих условий в этой комнате.
Но если исходить из того, что храм – дом Божий и дом молитвы для общины, то странно было бы так сильно множить сущности.
Ведь мы у себя дома не обустраиваем отдельно комнату для кормления младенца, отдельные игровую и раздевалку для дошкольников.
Православная христианская община – это многодетная Божья семья. Как мать не беспокоится за детей, когда они находятся в соседней комнате с бабушкой и тётей, так и в храме может не волноваться и не дёргаться, если малыш нетвёрдой походкой отдалится от неё на несколько шагов.
Кроме того, родной человек всегда готов взять младенца на себя минут на пятнадцать, пока у мамы отдохнёт спина. А в храме все родные, все одной Крови. Разве нет? Почему родитель с младенцем должен молиться в холодном притворе, а не в храме?...(c)
Возможно, всё вышеописанное слишком идеализировано и оторвано от реалий, поскольку культура церковной жизни является отражением общей культуры общества. Иногда может показаться, что тяжелое педагогическое наследие советского богоборческого периода наложило на нас несмываемый отпечаток. Но мы приходим к Богу, чтобы обновиться, очиститься, приблизиться друг к другу и стать одним сердцем и одной душой. А иначе и не стоит огород городить.
Источник:
http://www.pravmir.ru/o-meste-rebyonka-v-xrame/#ixzz2wJVg4B55
Неправильно,когда дети причащаются без родителей
Очень прошу: не прибегать в последний момент к Чаше. Родители сами должны определить, какая часть Литургии для их детей приемлема.
Если вы приезжаете с детьми к началу Литургии, то уж за своими детьми, пожалуйста, следите. Не надо делать вид, что это не ваши дети. А то получается, что тот, который на руках, присмотрен, а остальные … И зачем это для детей? Они начинают бегать, шуметь, заниматься своими делами, другие прихожане начинают их успокаивать, а родители начинают возмущаться: как это моему ребенку делают замечание?! Это очень нехорошо. Дети в храме хоть какое-то время должны молиться. Ради этого мы приводим их в храм. Если дети в храме совсем не молятся, то зачем тогда все это?
Во время службы родители устраиваются на лавочках в дальней части храма, и дети не видят Литургии, потому что она заслонена от них спинами прихожан. Будьте любезны: идите вперед, занимайте лучшие места, это место для детей.
Родители, которые пришли на службу с детьми и от начала до конца посвящают свое внимание детям, во время Литургии не молятся. Если вы хотите быть с детьми в храме и молиться, значит, молиться будете вы, а все остальные будут заниматься вашими детьми, или вы будете заниматься вашими детьми, и тогда будут немножечко молиться ваши дети, а вы должны понять, что вам этого не удастся. И вообще, когда растут дети, глубокая, серьезная молитвенная жизнь получиться в принципе не может. Потом она возвращается, но на какое-то время, пока дети маленькие, она отодвигается, и молитва уступает место смирению и терпению, что, собственно говоря, равноценно молитве. Терпеливое смиренное отношение к детям и ближним в этот момент равноценно молитве. Когда вы в храме занимаетесь своими детьми, не бойтесь, – Господь вас видит, Он знает, чем вы сейчас заняты. А вы заняты очень важным делом – заботой о том, чтобы ваши дети сейчас перед Богом предстояли, чтобы он чувствовал вашу заботу. В какой-то момент вы можете с ними из храма выйти, когда кто-то из них устал, потом вернуться… Но именно они – объект вашего внимания. Если они ваше внимание теряют – это беда, это неправильно. Поэтому вы приходите в храм и смотрите за своими детьми – это самое главное.
– А разве не важно, чтобы дети видели, что их родители молятся?
– А вы думаете, что когда вы молитесь, а дети бегают вокруг подсвечников, они вас видят?
Источник:
http://www.pravmir.ru/protoierej-al...prichashhayutsya-bez-roditelej/#ixzz2wJYObHDg
— А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его?
— Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.
…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,— хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».
http://www.materinstvo.ru/art/6826
Взаимопонимания,всем,нам,терпения,мира и любви.