дерево познания добра и зла

Православный христианин
Отец Олег, я читала Вашу статью о дереве познания добра и зла. Вы считаете, что это дерево, как и дерево Жизни, произрастил Бог посреди рая. "Древо познания добра и зла символизировало собою, а точнее – реально представляло – право и приоритет Бога решать вместо человека и за человека – что такое добро и зло".
Мне встречалось другое толкование: во- первых, дерево познания добра и зла росло не посреди Рая, а где-то в уголке, во-вторых, появилось там в результате происков сатаны по Божьему попущению для испытания первых людей. Ведь в цитате место произрастания (посреди рая) четко относится только к дереву жизни "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла".
Интересно Ваше мнение по поводу такого толкования, насколько оно вообще допустимо?
 
Москва
Православный христианин
Вы считаете, что это дерево, как и дерево Жизни, произрастил Бог посреди рая.
Читаем: "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт.2,9).
"…Бог сначала насадил посреди рая древо познания и древо жизни..." (Св. Иустин Мученик, Послание к Диогнету);
"Я считаю, что рай означает сердце человека, насажденное на востоке познания Бога. Посреди этого [сердца] Бог насадил дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2,9). Древо жизни понимается как логос умопостигаемого, а древо познания добра и зла — как логос чувственного" (Преп. Максим Исповедник, Вопросы и затруднения);

"и дерево познания добра и зла… Это было другое знаменитое райское дерево, стоявшее по соседству с первым" (Православная Толковая Библия).

Впрочем допустимы разные истолкования, если они в традиции...
 
Православный христианин
Отец Олег, спасибо за ответ, за цитаты. Меня как раз и интересует, является ли то истолкование, которое я привела допустимым с точки зрения традиции?
Кроме того, если понимать эти деревья, символически, как у Максима Исповедника, то как понимать запрет не вкушать плодов от дерева познания добра и зла, которое растет в том же сердце человека, что и дерево жизни. Ведь наличие зла в сердце или стремление ко злу - проявление падшести, которая появилась уже после вкушения?
 
Москва
Православный христианин
Если древо Жизни это умопостигаемое начало, а древо Познания чувственное, тогда все понятно.
Нельзя руководствоваться только сердечными чувствами, необходимо еще и умное (опытное) знание.
То есть равновесие, между чувственным и интеллектуальным.
Читаем: "Что же делать? Стану молиться духом (т.е. чувственным сердцем - О.С.), стану молиться и умом (т.е. сознанием - О.С.); буду петь духом, буду петь и умом" (1 Кор.14,15).
Но! аллегорическое понимание не всегда точно передает настоящую суть вещи...
Простой (прямой) смысл, более доступен: Только Бог в праве решать, что такое добро и что зло, в жизни человека.
И когда люди, вкусив от запретного древа, присвоили это право себе, то мир и погрузился в хаос разномыслия.
Что здесь непонятно?
 
Православный христианин
Отец Олег, спасибо за ответ. И прямое толкование и толкование Максима Исповедника мне понятно. Теперь немного смутило, что Вы истолковали словосочетание "молиться духом" как молитву чувственным сердцем. В моем понимании (исходя из того, что читала на эту тему), человек трехсоставен - дух, душа и тело. И дух - самая возвышенная часть, ведь Бог вдохнул его в лицо человека после сотворения тела из праха земного, (Бытие 2 глава "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.") поэтому ставить знак равенства между духом и чувственным сердцем нельзя, по-моему.
Вы меня простите, но так и не понятен критерий по которому можно судить о том, выходит ли то или иное толкование Библейских событий за рамки традиции или нет.
 
Москва
Православный христианин
Вы истолковали словосочетание "молиться духом" как молитву чувственным сердцем.
Эта проблема озадачила и ап. Павла: "Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом" (1 Кор.14,15).
Именно мир чувств, духовных, душевных, плотских и противостоит уму.
Таким образом умная молитва и есть молитва, при которой сознание (ум) погружается в сердце (мир чувств) для их контроля.
И это необходимо, так как "из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк.7,21-23). - Как-же все это не контролировать?...

И нельзя путать Дух Божий с духом человеческим...
Который наиболее пострадал и исказился в результате акта грехопадения.
 
Православный христианин
Отец Олег, спасибо. Безусловно, мы должны контролировать свои сердечные чувства во время молитвы и не только. Но все-таки.... Ведь ап. Павел писал эти слова по поводу молитвы на незнакомых языках. Перед этим он говорит:" Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода".
Мне не понятно, почему Вы считаете, что слово "дух" здесь подразумевает чувственно-эмоциональную часть души, а не ту, высшую, которая являясь сердцевиной личности человека, собственно и способна устремляться к Господу?
Получается, что когда Павел употребляет слово дух, то каждый раз вкладывает в него разный смысл? И он (смысл) не так очевиден, как может показаться?
 
Москва
Православный христианин
высшую, которая являясь сердцевиной
"из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк.7,21-23).

Максим Исповедник: "Если кто-либо только языком произносит [слова] песнопения, то он поет духом, а если [кто-либо], зная смысл песнопения, наслаждается созерцанием, то он поет умом" (Вопросы и затруднения).

Чувства и чувствования не соединенные с сознанием (умом) путь к прелести.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отец Олег, спасибо за ответ!
"Максим Исповедник: "Если кто-либо только языком произносит [слова] песнопения, то он поет духом, а если [кто-либо], зная смысл песнопения, наслаждается созерцанием, то он поет умом" (Вопросы и затруднения).

Чувства и чувствования не соединенные с сознанием (умом) путь к прелести.

А в беседе с Самарянкой у колодца Иакова Спаситель что подразумевает под словами в "духе и истине"
"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине." Евангелие от Иоанна гл.4
И как слово "дух", в этом случае соотносится со словом "дух" у ап. Павла и Максима Исповедника?
Слово "дух" так часто встречается в Писании, раньше у меня как-то не возникало вопросов о его смысле. А теперь я засомневалась в своем понимании.
Спасибо.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
А в беседе с Самарянкой у колодца Иакова Спаситель что подразумевает под словами в "духе и истине"
Это совершенно не означает, что надо проявлять чувствительность на молитве.
И мы православные не начинаем молитву "дондеже" не "оутишаться вся чувствования" (Преддверие Утренних молитв).
И даже если молитва вдохновляется от Духа Божия, мы должны контролировать это движение (распознавать его).
Так-как человеку, трудно распознать действие Духа, и есть опасность, что он примет за Духа Святого, то, что не является Духом Божиим.
Читаем: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они..." (1 Ин.4,1).
 
Сверху