Сегодня на проповеди услышала, что для того, чтоб стать святым, нужно всего лишь... творить заповеди. Но четко уяснить их для себя не могу никак. Знаю, есть заповеди блаженства, в Новом Завете. Но они настолько растяжимые, всобьемлющие, и, как мне кажется, трудно исполнимые, для совершенных христиан. Скачала недавно полное обяснение всех грехов, подпадающих под нарушение 10 ветхозаветных заповедей - да, есть над чем подумать. Но боюсь впать в формализм. Может, заповеди - это добродетели, или я чтото путаю. Посоветуйте пожалуйста какую-нибудь книгу, где бы понятно было написано, что есть заповеди, и как их держать в уме, и, особенно, как их исполнять. Святоотеческих книг в свое время много перечитала, но нет четкого ориентира, хотелось бы разложить все по полочкам.
Чем отличаются заповеди Евангелия от заповедей Моисеева десятисловия? Последние не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоествественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в котором человек был сотворен. Заповеди десятисловия сохранили в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий; соделав его храмом Божиим, поддерживают в этом благодатном, сверхъестественном состоянии.
Господь наименовал все учение Свое, все Слово Свое и все слова Свои заповедями. Слова, которые Я говорю вам суть дух и жизнь
(Ин. 6, 63). Они плотского человека претворяют в духовного, мертвого воскрешают, потомка ветхого Адама соделывают потомком Нового Адама, сына человеческого по естеству - сыном Божиим по благодати.
От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему.
Какое первое ощущение является в душе от исполнения евангельских заповедей? -
Нищета духа.
Христианин при свете Евангелия видит в себе падение человечества.
От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии
нищетою духа.
Нищета духа - блаженство, первое в евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств.
О нищете духа сказал святой Давид:
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
Зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека.
Видящий падение свое способен признать необходимость спасения, Спасителя, - способен уверовать в Евангелие живою верою.
Такое состояние дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство.
Нищему свойственно печалиться о нищете своей.
Нищета духа рождает следующее за ним блаженство:
плач.
Плач - благочестивая печаль верной души, глядящейся в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна.
Такая душа омывает свои пятна святою водою - слезами; стирает пятна святою печалию.
Ты сделал грехи? - Пролей слезы.
Кто занят глубоким рассмотрением самого себя, кто видит себя оскверненным бесчисленными грехами, кто признает себя достойным вечной муки и уже оплакивает, как присужденный к ней, тот мало видит или вовсе не видит недостатков в ближнем, удобно извиняет те недостатки, которые видит, - охотно, от сердца прощает все обиды и оскорбления.
Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение. есть новое блаженство: оно называется
кротость.
Блаженны кроткие, возвестил Спаситель,
ибо они наследуют землю ( Мф. 5, 5).
Какая это земля?... После падения Бог назвал землею Адама, а в Адаме назвал землею и меня.
Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этой землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев; я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть, вводит меня во владение моим наследием, моею землею, мною, моею плотию, моею кровию, моими порывами.
Возобладав снова землею, начинаю желать неба: вхожу в новое состояние, устрояемое во мне благодатию, в новое блаженство - начинаю
алкать и жаждать правды Божией - не пустой человеческой.
Правда Божия явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какою другою добродетелию.
Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным. Это состояние - опять блаженство.
Сердце, объятое милостию, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его - благость.
То сердце, в котором движется одно добро, есть сердце чистое, способное к Богозрению.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).
В чистое сердце нисходит мир Божий, соединяет дотоле разъединенные ум, душу и тело, воссозидает человека, соделывает его потомком Нового Адама.
Мир Божий - удел святых Божиих: посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними. с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати.
Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он - действие, плод Святого Духа.
Стяжавший в себе мир Божий способен к прочим
окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостию поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей.
Осмотри величественную духовную лествицу блаженств евангельских, осмотри каждую ступень. Хорошо быть на высоте этой лествицы; но поистине блажен и тот, кто находится хотя на первой ее ступени.
На этой лествице скачки невозможны: непременно должно восходить со ступени на ступень.
Ведет по ним Божественная благодать: возводит человека на следующую ступень не тогда, когда он удостояет себя этого, но когда она признает его достойным.
Достойны возвышения - смиренные.
Ищи нищеты духовной.
Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличения своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвою о получении сердца сокрушенного и смиренного.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)