Что значит сочетаться с Богом в одной Ипостаси?

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вообще то, Христос, по Своему Божеству всеведущь, так что Он действительно знал все наперед (цитаты из Евангелия приводить не буду, их довольно много). Здесь нет недоценки опыта мучеников, просто никакой человек не может знать больше, чем Бог, даже о себе самом и своем будущем.

Насчет ссылки на труды Максима Исповедника: мысль о частичном усвоении встречается в "Вопросоответах к Фалласию" (например 42-й), есть это и в "амбигвах", а так же в письмах. Этих мест довольно много, просто св. Максим довольно часто ставит разные акценты, поэтому надо рассматривать их совместно.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Каптен Герман Юрьевич написал(а):
Он действительно знал все наперед

Тут сложность в том, что подразумеваем под словом "знать". Не знание о том, что событие непременно случится, а знание как приобщение, как реальный опыт жизни (в том значении, в котором говорится о познании Адамом жены).

Опыт человеческих страданий самого Христа ведь отличается от знания этих страданий Богом-Отцом? или нет?..
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Думаю, что Христос знает все наперед и в смысле "информированности" и в смысле "переживании опыта". А вот отличается ли знание Отца от знания Сына (по крайней мере в опыте страданий) - вопрос вряд ли разрешимый для нашего разума во всей полноте. И дело не только в тайне Троицы, но и в простом вопросе "что есть знать?"
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Мне кажеться Бог Отец имел и опыт и знание во всей полноте жизни Христа на земле в том числе и страданий.
Только на Кресте Отец оставляет Сына,«Или, Или! Лама савахфани!» т.e. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).и в этот момент Сын умирает.
По Своем воскрешении Марии Магдалине Он говорит *...не прикасайся ко Мне,ибо Я ещё не возшел к Отцу моему..*(Ин.20-17)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сергей Калайда написал(а):
Только на Кресте Отец оставляет Сына,«Или, Или! Лама савахфани!» т.e. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).и в этот момент Сын умирает.

А Вы знакомы с традицией толкования этого места Писания? Приведенные Вами слова Христа - частый повод для столкновения разных мнений. Поскольку возникают известные трудности в состыковке факта богооставленности с важными вероучительными положениями православия.

Сергей Калайда написал(а):
и в этот момент Сын умирает

Это не совсем точно, что вот так сразу и умирает. Сопоставление 4-х Евангелий рисует более полную картину происходящего. Вот возможный вариант реконструкции событий (пользуюсь протестантским источником).

..................................

1. Появление Иисуса на Голгофе (Мф. 27:33; Мк., 15:22; Лк. 23:33; Ин. 19:17).
2. Отказ Иисуса пить уксус, смешанный с желчью (Мф. 27:34; Мк. 15:23).
3. Пригвождение Иисуса к кресту между двумя разбойниками (Мф. 27:35- 38; Мк. 15:24-28; Лк. 23:33-38; Ин. 19:18).
4. Первое “слово” Иисуса с креста: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34).
5. Воины, распявшие Иисуса, делят его одежды (Мф. 27:35; Мк. 15:24; Лк. 23:34; Ин. 19:23).
6. Иудеи злословят Иисуса и насмехаются над ним (Мф. 27:39- 43; Мк. 15:29-32; Лк. 23:35-37).
7. Иисус вступает в разговор с двумя разбойниками (Лк. 23:39-43).
8. Слова Иисуса, обращенные к разбойнику с креста (второе “слово”): “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23:43).
9. Третья фраза, провозглашенная Спасителем с креста (третье “слово”): “Жено! се, сын Твой” (Ин. 19:26-27).
10. Темнота опустилась на землю с трех часов пополудни (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44).
11. Вопль Иисуса, обращенный к Отцу (четвертое “слово”): “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46-47; Мк. 15:34-36).
12. Пятое “слово” Иисуса с креста: “Жажду” (Ин. 19:82).
13. Он пьет “винный уксус” (Мф. 27:48; Ин. 19:29).
14. Шестое “слово” Иисуса с креста: “Совершилось!” (Ин. 19:30).
15. Последний вопль Иисуса (седьмое “слово”): “Отче! в руки Твои предаю дух Мой” (Лк. 23:46).
16. Смерть Иисуса на кресте (Мф. 27:37; Мк. 15:37; Лк. 23:46; Ин. 19:30).
17. Завеса в храме разрывается надвое (Мф. 27:51; Мк. 15:38; Лк. 23:45).
18. Признание римских воинов: “Воистину Он был Сын Божий” (Мф. 27:54; Мк. 15:39).

................................

Тут выделено семь "слов" Христа. Вопль богооставленности - это "четвертое слово" (центральное).
 
Москва
Крещён в Православии
Мне кажеться Бог Отец имел и опыт и знание во всей полноте жизни Христа на земле в том числе и страданий.
Только на Кресте Отец оставляет Сына,«Или, Или! Лама савахфани!» т.e. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).и в этот момент Сын умирает.
По Своем воскрешении Марии Магдалине Он говорит *...не прикасайся ко Мне,ибо Я ещё не возшел к Отцу моему..*(Ин.20-17)
По одному из прочтений этого места, Христос не смог бы умереть, если бы в этот момент божественная природа, как бы, не оставила Его, ибо Бог бессмертен, человек смертен.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Опыт человеческих страданий самого Христа ведь отличается от знания этих страданий Богом-Отцом? или нет?..
Лена-Елена я Вам отвечал на этот вопрос.Сам же до сих пор не могу разобраться..почему Мария Магдалина не узнала сразу Христа по воскресении ,а приняла Его за садовника.Есть кое-какие предположения у меня,но довольно смутные.Что Вы думаете по этому поводу.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Предположения есть разные, в основном Отцы пишут о нравственно-аллегорическом толковании этого отрывка.
Каких-либо богословско-догматико-философских толкований я что то не припоминаю, хотя может и пропустил...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Любовь написал(а):
По одному из прочтений этого места, Христос не смог бы умереть, если бы в этот момент божественная природа, как бы, не оставила Его, ибо Бог бессмертен, человек смертен.

Можно найти ответ на этот вопрос в рассуждениях Св. Григория Нисского (Слово на Святую Пасху)

Божественная сила соединяется с обеими составными частями человеческой природы, то есть с душою и телом, соответственно сочетавшись с тою и другим.

Как Господь в одно и то же время был в аду и в раю? ... так как Бог изменил всего восприятого Им человека в Божественное естество чрез соединение с ним, то и во время страдания по домостроительству не отступил ни от одной из частей, с которыми однажды соединился: Нераскаянна бо дарования Божии (Рим 11, 29). Хотя Божество добровольно разлучило душу от тела, но показало, что оно пребывает в обоих. Ибо телом, которое не приняло тления смерти, оно сокрушило имущего державу смерти (см.: Евр 2, 14), душою же открыло разбойнику вход в рай; то и другое делается в одно время, и Божество совершает благо чрез ту и другую части человека: чрез нетление тела — уничтожает смерть, чрез душу же, восходящую к собственному своему жилищу, — возвращает людей в рай. Итак, поскольку состав человеческий двойствен, а Божественное естество просто и единовидно, то и во время разлучения тела от души неделимое не разделяется вместе со сложным, но, напротив, пребывает тем же.

В данном рассуждении смерть понимается как разлучение души и тела. Но ни тело, ни душа от Божества не отделены. Эта соединенность разъединенного через Божество - основа последующего воскресения, на мой взгляд.

если бы в этот момент божественная природа, как бы, не оставила Его
На мой взгляд, тут речь должна идти не о природном, а об ипостасном. Произошло какое-то тАинственное событие в области ипостасного общения Отца и Сына...

Ипостасное свойство Сына - рождаться, Отца - рождать (вечное обоюдное делание любви). И событие смерти (антипод рождения). Как это могло сочетаться - тайна.
 
Москва
Православный христианин
В данном рассуждении смерть понимается как разлучение души и тела. Но ни тело, ни душа от Божества не отделены. Эта соединенность разъединенного через Божество - основа последующего воскресения, на мой взгляд.
Это так - главное - и на взгляд святых отцов :). Пр. Иоанн Дамаскин пишет:

Он умирает, претерпевая смерть за нас... Итак, смерть приступает и, поглотив тело (Господне как бы) приманку, пронзается Божеством как бы крючком уды, вкусив безгрешного и животворящего Тела, погибает и отдает назад всех, коих некогда поглотила. Ибо как привнесением света уничтожается тень, так и тление натиском жизни прогоняется, и для всех настает жизнь, а для губителя — погибель.
Итак, хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сергей Калайда написал(а):
почему Мария Магдалина не узнала сразу Христа по воскресении ,а приняла Его за садовника.

Почему не узнала - не знаю. Тут могут быть простые психологические объяснения - человек в узнавании окружающего оперирует имеющимися в уме возможностями и вероятностями. Возможности события воскресения в уме Марии Магдалины тогда еще не было. Она искала мертвого, а не живого. Ее ум этим был как бы "удержан" от узнавания.

А вот почему узнала - это по смыслу прочитывается. Узнала, когда Христос ее назвал по имени. Произнесение имени - это призывание от Бога на самой глубине человеческого существа. Невозможно не откликнуться.
 
Сверху