что такое свобода? Свободно следовать Воли Божией (следуя Христу, свободно подчинявшего свою человеческую волю своей же Воли Божией) является ли свободой? Где тогда здесь выбор? Или выбор только в одном, поступать по Воли Божией или остаться при своей?
А после всеобщего воскресения для спасшихся людей, вновь обретших духовное тело и свободу, в чём она будет выражаться, если выбирать между добром и злом будет нельзя, т.к. Бог не творит зла и оно будет побеждено, а природа человека будет уже не падательной.
Свобода выбора дана была человеку изначально, ещё до того, как зло через грехопадение Адама вошло в мир, поэтому нельзя ставить знак равенства между свободой выбора, которая обуславливает самоопределение тварной личности, и свободой выбора между добром и злом, которая является следствием грехопадения. После всеобщего воскресения по-видимому наступит возвращение человека к первоначальному благодатному состоянию. Когда же Бог накладывает на человека запрещающую заповедь
«от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт 2:16–17), то не творит насилие над свободной волей, а лишь пробуждает в человеке осознание присущей ему тварной свободы. И возможность какого-либо «произвола», могла быть преодолена лишь полным доверием и сыновней любовью к Богу.
«Любовь есть свободная необходимость, необходимость как свобода», — пишет об этом богослов о. Сергий Булгаков. По его определению
«свобода — это великий дар Творца Своему созданию и одновременно «риск Божественной Любви» Священное Писание ясно указывает на то, что домостроительство Сына не совершается без согласия человека. Само боговоплощение начинается с согласия человека — Пречистой Девы Марии. Которая отвечает Архангелу согласием:
“…се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк 1:38). То есть Промысел Божий о человеке не принудительное действие благодати, при котором человек становился бы простым объектом Божественного действия. Праведность или развращенность — это выбор пути, на который вступает человек по своей воле, поэтому он подлежит суду Божию как существо, ответственное за свой выбор. И немощь поврежденной первородным грехом природы не является «извиняющим обстоятельством» - там, где остается свобода выбора между добром и злом, остается и ответственность.