Что такое свобода?

Православный христианин
Здравствуйте, о. Сергий. Можете ли Вы пояснить, что такое свобода? Свободно следовать Воли Божией (подражая Христу, свободно подчиняя свою человеческую волю своей же Воли Божией) является ли свободой? Где тогда здесь выбор? Или выбор только в одном, поступать по Воли Божией или остаться при своей?
А после всеобщего воскресения для спасшихся людей, вновь обретших духовное тело и свободу, в чём она будет выражаться, если выбирать между добром и злом будет нельзя, т.к. Бог не творит зла и оно будет побеждено, а природа человека будет уже не падательной. Простите, если непонятно, как смог. Спасибо.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
что такое свобода? Свободно следовать Воли Божией (следуя Христу, свободно подчинявшего свою человеческую волю своей же Воли Божией) является ли свободой? Где тогда здесь выбор? Или выбор только в одном, поступать по Воли Божией или остаться при своей?
А после всеобщего воскресения для спасшихся людей, вновь обретших духовное тело и свободу, в чём она будет выражаться, если выбирать между добром и злом будет нельзя, т.к. Бог не творит зла и оно будет побеждено, а природа человека будет уже не падательной.
Свобода выбора дана была человеку изначально, ещё до того, как зло через грехопадение Адама вошло в мир, поэтому нельзя ставить знак равенства между свободой выбора, которая обуславливает самоопределение тварной личности, и свободой выбора между добром и злом, которая является следствием грехопадения. После всеобщего воскресения по-видимому наступит возвращение человека к первоначальному благодатному состоянию. Когда же Бог накладывает на человека запрещающую заповедь «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт 2:16–17), то не творит насилие над свободной волей, а лишь пробуждает в человеке осознание присущей ему тварной свободы. И возможность какого-либо «произвола», могла быть преодолена лишь полным доверием и сыновней любовью к Богу. «Любовь есть свободная необходимость, необходимость как свобода», — пишет об этом богослов о. Сергий Булгаков. По его определению «свобода — это великий дар Творца Своему созданию и одновременно «риск Божественной Любви» Священное Писание ясно указывает на то, что домостроительство Сына не совершается без согласия человека. Само боговоплощение начинается с согласия человека — Пречистой Девы Марии. Которая отвечает Архангелу согласием: “…се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк 1:38). То есть Промысел Божий о человеке не принудительное действие благодати, при котором человек становился бы простым объектом Божественного действия. Праведность или развращенность — это выбор пути, на который вступает человек по своей воле, поэтому он подлежит суду Божию как существо, ответственное за свой выбор. И немощь поврежденной первородным грехом природы не является «извиняющим обстоятельством» - там, где остается свобода выбора между добром и злом, остается и ответственность.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху