Что такое логика - часть творения или атрибут Бога?

Переславль Залесский
Православный христианин
Это нить на которой собирается бисер мыслей. создавая свой собственный и идентичный узор. Логика это один из способов прикоснуться к Богу. Но Богу логика не нужна,так как Он искрометен...Он всегда знает чего "хочет", так как совершенен.
 
Таруса
Православный христианин
Логика - оружие лукавого, плотское мудрование.
Бог иррационален.
Любовь и самопожертвование не логичны.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Православный христианин
Логика - оружие лукавого
Если Вы считаете логику изобретением лукавого, то, без сомнения будете избегать всякой логичности, что сделает невозможными никакие размышления, ведущие к истине. По самоопределению, логика - это именно наука о правильном мышлении. Логика - главный инструмент разума, Божий дар для познания человеком всего познаваемого. А "оружие лукавого" - это софизмы, неправильное мышление. Лукавый не может создать ничего, а особенно инструментов разума, его дело - извращать и портить все, созданное Богом, через извращение и порчу человеческого разума. В любом случае, предмет "Логика" входит в богословскую философию и преподается в православных учебных заведениях (http://predanie.ru/vladimir-melikov/logika/#/audio/)
...Предложенный курс лекций по логике прочитан в РПУ, преподаватель объясняет основные логические понятия и правила, принципы рационального мышления и способы решения логических задач. Курс будет полезен всем, кто желает познакомиться с логикой, научиться правильно мыслить, последовательно разрешать вопросы и лучше пользоваться рассудком.

Бог иррационален
Приехали. По латыни irrationalis означает "неразумный". Я бы поосторожнее выбирал выражения. Что до разумности Бога, то имя Бога Сына - Логос, что по-гречески означает "Разум", отсюда же происходит и слово "логика". Если же Вы хотите сказать, что Бог непостижим разумом человека, то это верно только с оговоркой: в той мере, в которой Он имеет волю открыть себя человеческому разуму, Он делает себя умопостигаемым.
Иисус Христос только тем и занимается, что обращается к разуму и логике своих учеников. Пример евангельского логического силлогизма:
  1. Чудеса, направленные к спасению человека, может творить только Бог.
  2. Иисус творит такие чудеса.
  3. Следовательно, Он Бог.
Приближается Рождество - почему бы не обратиться к церковным песнопениям этого праздника. Вот прямое обращение к разуму язычников:
С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! ()​
И это ветхозаветное обращение к разуму язычников не остается бесплодным: волхвы с востока узнали о рождении Иисуса, служа хоть и звездам, но в свете разума, как поется в Рождественском тропаре 4-го гласа:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!​
 
Что такое логика - часть творения или атрибут Бога?
несомненно атрибут Бога.логика-здравый смысл.Все сказанное Христом соответствует здравому смыслу.
Впрочем и у лукавого своя логика.Не думаю,что его логика соответсвует здравому смыслу
Из божественной логики я бы выделил-правда,гармония,отсутсвие противеречий.Впрочем возможно список не исчерпывающий.В божественной логике все гармоничто сплетено.Это знаете,как пазл-последний пазл невозможно вставить,если не правильно вставлен первый-все гармонично от начала до конца...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Любовь и самопожертвование не логичны.
Предложение "Бог есть любовь" (1Ин.4:16) по-гречески написано так: "ὁ θεὸς ἀγάπη ἐστίν". Эта "любовь" (агапэ) не есть чувство, эмоция, страсть (филия, эрастия), а есть сострадание, милосердие, жалость. Это не любовь-чувство, а любовь-делание. Если бы она была нелогична, то мы не могли бы возлюбить Бога всем разумением нашим, а именно это заповедано нам как часть главнейшей заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф.,22:37)
И, конечно же, такая любовь и самопожертвование абсолютно логичны: положивший душу свою за други свои являет величайшую возможную степень такой любви-милосердия. Человек, исполнивший завет такой любви, за свои ограниченные страдания обретает блаженную вечность в Царстве Божием. Эта логика подобна логике того собирателя жемчужин из притчи, который, найдя величайшую в мире жемчужину, продает все, и покупает ее. Что же здесь нелогичного?
 
Последнее редактирование:
Логика - оружие лукавого, плотское мудрование.
Бог иррационален.
Любовь и самопожертвование не логичны.
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."(Ин.3:16) Вполне логично, что самопожертвование - предел любви.
http://externat-kods.narod.ru/programs/sabject.htm

Прошу обратить внимание на пятый пункт первого курса.
 
Последнее редактирование модератором:
А

Андрей.....

Guest
Что такое логика - часть творения или атрибут Бога?

Что такое грех? - часть творения или атрибут Бога? А может быть следствие самоуправства? А что, если предположить, что это следствие здравомыслия и железной логики?

Некогда один мудрец предсказал, что придет день когда вся вода в мире,
кроме той, что будет специально собрана-пропадет.
Затем на смену ей придет другая вода, но каждый кто будет пить ее сойдет с ума.
Лишь один человек воспринял пророчество всерьез и начал делать запасы воды.
Но наступил предсказанный день, и опустели все водоемы,
а тот кто послушался мудреца - пил воду из своих запасов.
А затем водоемы и колодцы вновь наполнились водой,
и люди жадно пили эту воду, и все как один сошли с ума.
Но тот кто послушался мудреца по прежнему пил воду только из своих запасов и сохранил разум.
И остался он единственным разумным среди безумцев, и поэтому безумным назвали его.
И тогда он вылил на землю свои запасы настоящей старой воды и выпил он воды новой и лишился разума...

И безумцы решили, что он обрел разум.
 
Православный христианин
несомненно атрибут Бога.логика-здравый смысл.Все сказанное Христом соответствует здравому смыслу.
Вряд ли атрибут. Все-таки, законы формальной логики были сформулированы Аристотелем для борьбы с софистами. А Богу не с кем бороться и не за что. Опять-таки, логика, как наука, осознает пределы своей применимости и поэтому не может быть применена к ничем не ограниченному Богу.

Бог создал этот мир познаваемым для человеческого рассудка: все физические и нравственные явления управляются очень ограниченным набором законов, делающим возможными обобщения, рассуждения по аналогии, метафоры. Кроме того, сам мир устроен логично, а Бог трансцендентен миру, а значит и логике. Но логика дана человеческому разуму, чтобы постигать сродный ей своей логичностью мир.

Следовательно, логика - это часть творения. Она подобна физическим законам этого мира, являясь метафизическим законом. Бог в состоянии нарушать физические законы, являя физические чудеса. Нет никаких оснований отказывать Ему в способности творить чудеса метафизические, например, нарушать законы логики.

Мы знаем, что в мире Бог творит только те чудеса, которые помогают человеку спастись. Будут ли спасительны чудеса логические? Бог, например, мог бы создать тот самый знаменитый камень, который будет Сам не в состоянии поднять. Но по создании камня возникнет логическое чудо: Бог нипочем не может поднять камня, но, с другой стороны, может его поднять в любой момент. И, поднимая камень выше неба, ни на миллиметр не отрывает его от земли. Ему, не связанному логикой, такие действия нипочем, но человеку, чтобы вместить это чудо в свой логический ум, потребуется этот самый ум расщепить на два логических ума: одним умом он будет созерцать, как Бог не может поднять камень, а другим - как Бог этот камень поднимает. Это состояние расщепления ума называется в современной науке шизофренией (этимологическая справка: происходит от др.-греч.σχίζω «раскалывать, раздваивать, разделять» + др.-греч.φρήν «ум, мышление, мысль») Не об этом ли разрушении ума при безрассудной попытке воззреть умственным взором на Бога предупреждают святые отцы?
 
Православный христианин
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Николай, там 4 значения.
Нам интереснее всего первые два: "наука" и "разумность". Плюс синоним "логичность".
Хорошо было бы найти святоотеческие определения или описания этого термина.
Поиски можно начать с Иоанна Дамаскина и отцов-каппадокийцев (http://www.pravoslavie.ru/88155.html).

UPDATE
Например в http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/1 мы находим подтверждение нашего вывода о тварности логики:
Христос же есть ипостасная мудрость и истина, в «нем же вся сокровища разума сотворенна», Который есть Бога и Отца мудрость и сила.
Рассуждаем следующим образом:
  1. все сокровища разума - сотворены
  2. логика - несомненно, является сокровищем разума
  3. следовательно, логика является частью творения
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Нам интереснее всего первые два: "наука" и "разумность". Плюс синоним "логичность".

Поиски можно начать с Иоанна Дамаскина и отцов-каппадокийцев (http://www.pravoslavie.ru/88155.html).

UPDATE
Например в http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/1 мы находим подтверждение нашего вывода о тварности логики:
Христос же есть ипостасная мудрость и истина, в «нем же вся сокровища разума сотворенна», Который есть Бога и Отца мудрость и сила.
Рассуждаем следующим образом:
  1. все сокровища разума - сотворены
  2. логика - несомненно, является сокровищем разума
  3. следовательно, логика является частью творения
Я имела ввиду это значение логики:
Но должно знать, что сперва мы будем заниматься логической частью философии: последняя — скорее орудие философии, чем ее часть, ибо (философия) пользуется ей при всяком доказательстве.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/3#sel=16:16,16:41
И в таком значении - часть творения.
Если рассмотреть значение наука, то можно смело сказать, что не вся наука - строго логична. Однако и в этом смысле - часть творения.
РАЗУМНОСТЬ - это несомненно атрибут Бога. Вы приводите цитату Христос же есть ипостасная МУДРОСТЬ...
 
Православный христианин
РАЗУМНОСТЬ - это несомненно атрибут Бога. Вы приводите цитату Христос же есть ипостасная МУДРОСТЬ...

Ирина, моя очередь спросить "что есть разумность?":) В том значении, в котором слово "разумный" синонимично слову "логичный", разумность не является атрибутом Бога. А мы обсуждаем именно логику и её производные. Логичность ограничивает человеческий разум, Бог же является Разумом превыше логики. Вместо нескольких законов (аксиомы формальной логики), лежащих в основе человеческого способа находить истину, у Бога один предвечный и неизменный "логический закон": Истиной является Он Сам. По Его "логике", сберегающий душу, теряет её - разве это "логично"?
Ну а "мудрость" - это нечто совершенно отличное и от разума, и от логики.
 
Православный христианин
Ирина, моя очередь спросить "что есть разумность?

Так, разумность называется и качеством, и свойством, и разностью человека, но при этом она берется различным образом... А если она берется, по сравнении к неразумному, скажем, волу, мулу или собаке, то называется разностью; ибо ею человек отличается от неразумных.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/12#sel=14:18,14:84
все считаемся разумными, и именно — не столько по слову произносимому, сколько по внутреннему
http://azbyka.org/otechnik/Nemesij_Emesskij/o-prirode-cheloveka/14#sel=18:75,18:90
В том значении, в котором слово "разумный" синонимично слову "логичный", разумность не является атрибутом Бога. А мы обсуждаем именно логику и её производные. Логичность ограничивает человеческий разум, Бог же является Разумом превыше логики. Вместо нескольких законов (аксиомы формальной логики), лежащих в основе человеческого способа находить истину, у Бога один предвечный и неизменный "логический закон": Истиной является Он Сам. По Его "логике", сберегающий душу, теряет её - разве это "логично"?
Ну а "мудрость" - это нечто совершенно отличное и от разума, и от логики.
Чтобы прояснить вопрос необходимо очень его тщательно изучить, а именно, что писали по этому поводу Святые Отцы. Термин логика - омоним, очень многозначный, особенно в наше время. Не забываем, что Сын Божий - ЛОГОС, и слово логика однокоренное этому слову. Поэтому возможно, что этому слову иногда придается негативный смысл, чтобы отвлечь наш богоподобный ум от истинного познания.
Неразумным существам свойственно незнание, разумным — познание.
Так как мы живем не одной душой, но душа наша, как бы сокрытая завесой — плоти, имеет подобие ока — видящий и познающий ум, воспринимающий познание и ведение сущего, причем это познание и ведение она имеет не с самого начала, но нуждается в обучающем, то приступим к неложному учителю — «истине». Христос же есть ипостасная мудрость и истина, в «нем же вся сокровища разума сотворенна», Который есть Бога и Отца мудрость и сила. Поэтому послушаем голоса Его, говорящего нам через Священные Писания, и научимся истинному познанию всего сущего.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/1#sel=18:107,18:194

 
Логика – это наука о формах и закономерностях человеческого мышления. Формы нашего мышления суть: понятие суждение и умозаключение. Наше мышление подчиняется определенным законам. Например мы мыслим по аналогии. Мышление связано с речью, словом,формируется и развивается по определенным закономерностям, обусловленным генетически. Но и язык речь - ограничены (для избежания и в пресечение гордости см Вавилонская башня)... Как мы мыслим как наше мышление связано с нашим сердцем и нашей свободой? Мы не можем ответить на этот вопрос. Человек был создан Богом как совершенное существо сочетающее в себе микро и макро космос видимый и невидимый мир. После грехопадения у нас искажено заложенное в нас изначально. Логика наша как инструмент тоже слаба и несовершенна. Поэтому Павел не смог на нашем языке посредством доступных нам понятий описать что он видел на Небе где пребывал. Нашему ограниченному грехом разуму не доступны ангельские миры и вселенная в том многообразии как она была создана Творцом. Это неподъемные категории для нашего ума. Но мы знаем что Господь наш Иисус Христос пришедший во плоти в мир открыл нам через свой крест путь туда…и вот это понимание, что Бог есть Любовь в сути своей превыше всех доступных нам законов логики..."Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь" "Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным"

Доступная нам логика как описание и познание действий Бога несовершенна и слаба. По аналогии мы можем частью познать и оценить совершенство например молекулы воды или звезды, но мы не можем понять возможность нашего греховного существования, если наказание за грех смерть, не можем логически познать и жертву Господа за нас...Это познается верой через Любовь. Там где есть Любовь наша логика слаба.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Так, разумность называется и качеством, и свойством, и разностью человека, но при этом она берется различным образом...
Все-таки, Вам хочется обсуждать разумность Бога, а не Его логичность в смысле "человеческой" (Аристотелевой) логики. Я понимаю, что это легче, но поэтому это и не так интересно.
Не забываем, что Сын Божий - ЛОГОС, и слово логика однокоренное этому слову.
И что? Слово Бог - этимологический родственник "богатому", что же, будем считать блаженными богатых духом, а не нищих? Также не забываем, что формальная логика открыта человечеству не воплощенным Логосом, а Аристотелем - более, чем за 300 лет до боговоплощения.
возможно, что этому слову иногда придается негативный смысл
Разве признать что-то тварным - означает высказать негативное суждение? Все созданное, по слову самого Создателя - "хорошо весьма" (Быт.,1:31) Тем более, хороша логика, поскольку она не подвержена порче от человеческого падения, поскольку логика - это способ размышлять бесстрастно и беспристрастно.
Чтобы прояснить вопрос необходимо очень его тщательно изучить, а именно, что писали по этому поводу Святые Отцы
Святые отцы опираются на логику, а не логика на святых отцов. Если бы нам удалось решить вопрос, опираясь на логику и сведя к минимуму ссылки на авторитет святых отцов, это было бы гораздо убедительнее для очень широкой аудитории - в том числе для нехристианских оппонентов.
 
Последнее редактирование:
Сверху