Это замечательный вопрос!
И очень большой и серьезный.
Что касается вопросов духовной жизни, то глубоко убежден: совет духовника очень важен и нужен. Помните, Кирилл, в моем Дневнике я размышляю над мнением отца
Александра Шмемана, который считал, что нельзя исповедь, духовническую беседу сводить к беседе о жизненных вопросах. Отцу Александру очень претил этот психотерапевтический подход. Потом такое же мнение я встречал у некоторых других священников.
Я много думал над этим и пришел вот к чему: есть люди сознательные, ответственные и умные. Поистине и беседа духовника с ними есть беседа двух прекрасно ориентирующихся в жизни и понимающих, как правильно поступить в той или иной ситуации, людей. У меня есть такие духовные чада. На исповеди обычноони говорят: «Я вот так
думаю поступить… Как Вы считаете, правильно?»
Но гораздо больше прихожан, совершенно дезориентированных в жизни. Происхождение (генетика), воспитание (неправильное или его отсутствие), дурная среда и прочее, и прочее. Эти люди вообще не знают, как жить. Помните, еще Христос сказал, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Вот таких больных большинство.
Что с ними делать? Давать читать книги? Они и читать не научены. Не умеют думать, анализировать, делать выводы.
Поистине это бедные овцы, которых нужно пасти.
Но пасти не значит лишь четко указывать, куда идти, и стричь, пасти человека не то же самое, что пасти овцу. Пасти «словесных овец» (наше
словесных, перевод греческого
логосных, но вернее было бы перевести
умных), - как называют прихожан богослужебные тексты, это значит пытаться человека немного приподнять, научить, по возможности, думать, поступать достойно и ответственно.
Многие батюшки идут по легкому пути (я их не осуждаю, потому, что священники перегружены). Они просто четко говорят людям, что делать. (Бывает, говорят наобум, но обычно «по схеме», как в поликлинике.)
Но правильнее стараться
вырастить человека. Настоящий духовник, мне кажется, должен преследовать именно эту цель. Не решить за человека ситуацию, а продумать вместе, решить вместе, как лучше всего, исходя из наших христианских ценностей человеку поступить.
Нужен, обязательно нужен духовник, но нужно и собственный ум подключать. Как, например, люди уезжающие в отпуск, говорят: «Как мне поститься?» А я говорю: «Сами решите, что есть и что не есть, примите ответственное решение, а потом давайте обсудим».
Насчет грани – брать совет или решать самостоятельно, думаю, что однозначно сказать нельзя. У каждого человека своя мера разумения, и если кто-то сам и может решить какие-то вопросы, то другой просто окажется в отчаянии и в тупике. Но если условно все же говорить о грани, это вопросы в которых человек не знает как поступить, вопросы неоднозначные.
Мудрый духовник не будет решать за человека, а решит вместе с человеком. Посоветует, что почитать, какое молитвенное правило взять человеку и т.д. Потому что люди тоже разные. Скольких я знаю людей с неустойчивой психикой, которые так стали молиться, что попали в психиатрическую больницу.
Но никакой беготни «по всякому поводу». Опять же, я много раз говорил людям: вопросы такого-то рода решайте сами. Вот – направление, а дальше думайте и решайте сами. (Вопросы, в самом деле, обычные, бытовые.) Не знаю, послушался ли кто, или нет. Не исключаю, что эти люди побежали к батюшкам, которые считают, что у духовника нужно брать благословение абсолютно на каждое дело. (Такое святоотеческое мнение есть, только нужно помнить, что это касается послушников, живущих в послушании у старца, в монастыре.)
И еще одно: Мне кажется, что между строк в вашем вопросе содержится еще одна грань: почему люди задают вопросы (на тех же форумах), не предприняв труда сами что-то разыскать, выяснить, прочитать… Действительно, многие совершенно не стараются, не прикладывают усилий что-то понять или узнать, а ждут готового ответа.
Но это опять же, от отсутствия как умственной, так и иной культуры.
Искренне Ваш, свящ. К.
l