Что есть ад?

Всем доброго времени суток.
У меня есть такой глобальный вопрос: что такое ад? При чем пожалуйста в подробностях. Что такое ад, как душа после смерти туда попадает, каков механизм мук в аду, где ад находится? При чем пожалуйста дайте такой ответ, которым я потом смогу убедить любого православного, то есть если какой-то православный мне скажет, что я не прав, то я смогу его переубедить.
И еще такой вопрос, не уверен правда, что в тему. Мне сказали, что так называемый символ веры это то, на что можно ссылаться, так вот 11й и 12й его члены говорят "11. Ожидаю воскресения мертвых. 12 И жизни будущего века. Истинно так.". Именно это я слышал когда мне говорили, что ада и рая нет вообще, что Земля рано или поздно станет раем и угодные Богу люди воскреснут и будут там жить, тем не менее мне на этом форуме говорили, что православная вера этой точки зрения не разделяет. Не подскажете что значат вообще эти два члена?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Максим! Ваше стремление к исследованию одного из важнейших положений Православного вероучения — отрадно, однако оговорка: «Причем, пожалуйста дайте такой ответ, которым я потом смогу убедить любого православного, то есть если какой-то православный мне скажет, что я не прав, то я смогу его переубедить» представляется мне максималистской и несколько странной. Дело в том, что далеко не все вероучительные положения подразумевают возможность рационального рассудочного доказательства; нередко они постигаются опытом, стяжаемом в Церкви, на основании доверия к Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании и раскрытому в Предании Церкви, в частности, в произведениях Отцов. Напомню Вам, что даже и среди непосредственных «учеников» (свидетелей, слушателей) Самого Преподателя Новозаветного Откровения, Господа Иисуса Христа, при всей Его личной убедительности и удобопонятности формы проповедуемых Им Евангельских истин встречались люди, которые (в силу упрямства, чрезмерной греховности, и пр.) всё же оставались неубежденными (непереубежденными) (ср.: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10)).

Вы интересуетесь: «У меня есть такой глобальный вопрос: что такое ад? При чем пожалуйста в подробностях... каков механизм мук в аду?». Слово «ад» есть русский эквивалент греческого термина «Ἅδης», первоначально обозначавшего жилище мифологического бога смерти Аида, а впоследствии, в библейском употреблении, — царство смерти, темницу, место посмертного пребывания и воздаяния, смерть. В Священном Писании Нового Завета состояние пребывающих там обитателей обозначается как: «погибель» («Их (врагов Креста Христа) конец – погибель» (Флп. 3:19)), тьма внешняя, где плач и скрежет зубов («а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12)), геена, где червь не умирает и огонь не угасает («И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43-44) и т. п.
В качестве более подробного комментария могу порекомендовать Вам цикл моих статей: Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем? Спасутся ли все? Вечны ли адские муки?

Относительно пояснений к вопросу «как душа после смерти туда попадает?» уместно воспользоваться учением о мытарствах души. В частности, оно отражено в работах святителя Кирилла Александрийского«Слово на исход души» — и преподобного Макария Александрийского — «Слово об исходе душ праведников и грешников».

Так, согласно первому автору, «При разлучении души с телом предстанут перед нами, с одной стороны, Воинства и Силы небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел и с ними — человекоубийца диавол, отец зла, язык которого изощрен, как бритва, ...этот змий великий, отступник, ад, расширяющий уста свои, начальник темной власти, имеющий державу смерти, задерживающий, как некоторый судия, душу, представляя и обличая все беззакония и грехи, учиненные ею делом и словом, с сознанием и без сознания; припоминающий всё мною селанное от самой юности даже до последнего дня, в который взят буду от среды живых. Каков, подумай, страх и трепет обнимет душу в тот день, когда она увидит страшных, жестоких, свирепых, немилосердных и неистовых демонов, ...один вид которых будет ужаснее всякого мучения? Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята святыми Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуются особенные грехи...
Тогда-то будет время скорби и болезни, горького стенания и безутешного сетования еще прежде, нежели душа узнает, что за тем последует. Ибо тогда вместе предстанут и Божественные Силы, и сонм нечистых духов; и как первые будут представлять ее добродетели, так последние — обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, стоя среди их, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока наконец по своим поступкам, делам и словам или в случае осуждения заключится в оковы, или в случае оправдания освободится, — ибо всякий связывается узами собственных грехов; и если за свою благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее воспримут Ангелы, и тогда она уже безбоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая святыми Силами... Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: да низринется во ад нечестивый, …тогда оставят ее святые Ангелы Божии и возьмут страшные демоны, которые муча ее немилосердно, повлекут на землю — земля разверзнется, и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние...» [1, с. 491-493].

Отметим, что соответсвенно утверждению, данному святому Макарию через доброго Ангела, откровения, связанные с учением о мытарствах, преподававшиеся тем или иным праведным людям, в частности, самому преподобному, следует воспринимать не буквально, а духовно: «Выслушай, — говорит ему самому Ангел, — как души верующих и неверующих взимаются от тел, впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных» [1, с. 491].
Из «Слова» святого Макария следует, что после смерти «в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земле, где хочет. Потому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, ища, как птица, себе гнездо. А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает в подражание Его Воскресению вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих... После поклонения Богу повелевается Им показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: “Увы мне бедной!..”». По рассмотрении же, в продолжении шести дней, всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу... После вторичного поклонения Владыка всех повелевает теперь отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых... По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения» [1, с. 494-495].

Вы спрашиваете: «где ад находится?». Должен Вам сообщить, что ни Царство Небесное, ни преисподняя, не определяется привычной для нас системой пространственно-временных координат.

Вы недоумеваете: «И еще такой вопрос, не уверен правда, что в тему. Мне сказали, что так называемый символ веры это то, на что можно ссылаться, так вот 11й и 12й его члены говорят "11. Ожидаю воскресения мертвых. 12 И жизни будущего века. Истинно так.". Именно это я слышал когда мне говорили, что ада и рая нет вообще, что Земля рано или поздно станет раем и угодные Богу люди воскреснут и будут там жить, тем не менее мне на этом форуме говорили, что православная вера этой точки зрения не разделяет. Не подскажете что значат вообще эти два члена?». Исповедание христианами веры в воскресение мертвых и в будущее существование «будущего века» означает не веру в отсутствие ада и Рая, а именно веру в воскресение и последующее воздаяние; веру в «новую» жизнь, откроющуюся со Славным Вторым Пришествием Господа. При этом христианское утверждение «чаю» предполагает и христианское стремление, и христианскую надежду на обретение, по милости и человеколюбию Божию, будущего вечного покоя в Царстве святых.

Спасибо за вопрос!

1.Святоотеческая хрестоматия. М.: Изд. Круг чтения, 2001.
 
Сверху