Дорогой Андрей!
Полагаю, что стать богословом без личного опыта Богооткровения невозможно. Не потому ли первым богословом назван только Апостол Иоанн, имевший глубокое внутренне чувство Бога – Слова? Существует какой-то непреодолимый метафизический разрыв между теоретическим богословием и живой практикой веры, который не дано вместить человеческому разуму. Велика опасность уклонения в богословие по западному типу, которое известно своей рационалистичностью в якобы "научном" смысле. Тогда богословием начинает считаться любое слово священника, сказанное им с амвона, якорь догматов превращается в кандалы, из апологии веры уходит Любовь, оставляя лишь нетерпимость и озлобленность. Истинный же духовный опыт начинается не книжным знанием о Боге, а Его мистическим ощущением - верой, постом и молитвой, чтобы стать личным путём Богопознания, путём обожения - личного духовного совершенствования. А слепое подчинение догматическим положениям, от какого бы авторитета они не исходили, обедняет духовную жизнь самого верующего, заменяя её обрядностью, и, что гораздо страшнее, убивает Любовь, как первооснову христианства, приводя к оскудению мысли и очерствению души. Иногда мне кажется, что какая-нибудь православная богомолица, простая сельская бабушка, чье старое ёмкое сердце переполнено непрестанной молитвой о будущем ближних и дальних, знает Бога куда вернее, чем написано в тоскливо пылящихся на полках духовных академий богословских сборниках, и свидетельствует о праведной жизни куда больше, чем могут сказать иные "доктора богословия". И печально видеть, когда такой пигмей книжного начётничества, горделиво возомнив себя гулливером практического опыта жизни во Святом Духе, дерзает с вершины собственного высокомерного "богословия" выносить духовные наставления верующим и живущим иначе...