Чем выражается монашеское отречение от мира?

Православный христианин
Добрый день, о.Сергий! Поздравляю вас с Пятидесятницей! Монашество в разные века своего существования претерпевало разные формы, оно было и в пустынях и в огромных городах, отшельничество и миссионерство и т.д. И в связи с этим возникает вопрос, а в чём же отречение? Как складываются отношения с людьми в и за пределами монастыря? Ведь отречение не от людей, а также от дружеских/ родственных связей, но от чего же?
 
Дорогой Андрей!
После Крещения (если оно, конечно, не было формальным актом) по мере своего воцерковления человек замечает в себе раздвоение: одна часть его души хочет жить по Заповедям Божьим, другая же хочет жить по греховным законам мiра сего, питаясь соблазнительными мирскими удовольствиями. Однако эти два пути жизни требуют противоположного поведения, и в человеке начинается внутренняя борьба. Первая часть души богословами условно названа «новым человеком», вторая – «ветхим человеком». Апостол Павел призывает христиан «совлечься ветхого человека и облечься в человека нового» (Кол. 3, 9-10), т.е. это постоянная цель христианского бытия.
Наиболее прямой и максималисткий путь для такого «совлечения» лежит через монашество. В чине монашеского пострига объявляется о смерти прежнего человека, о чем свидетельствует сопутствующая смена имени, но это пока не самая победа, а только мощное оружие для борьбы. Поскольку акт пострижения является отречением от всего мирского, означая символическую смерть, то считается, что оно означает отпущение грехов, как при крещении, и он начинает духовную жизнь как бы заново. В аскетической литературе неоднократно говорится, говорится, что монашество есть «величайший дар, царская печать, второе крещение, которое от грехов очищает, подает дары и благодати, вооружает и знаменует, спасает от врагов, Царю представляет и делает Его другом» (святитель Симеон Солунский). Однако не следует питать иллюзию, что при такой якобы несложной технологии можно быстро и беспрепятственно получить доступ в Царство Небесное. Истинное монашество - это труднейший путь вечного покаяния! Так преподобный Ефрем Сирин говорил что «монашество это не одежда, и (даже!), не пострижение, но божественное желание и небесное житие». К сожаление монашеские традиции и обеты в постсоветском пространстве в значительной степени были утрачены или искажены., хотя лжемонашество существовало всегда. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) жестко критиковал монашествующих лишь внешне: «Самочинное монашество — не монашество. Это - прелесть! Это карикатура, искажение монашества!.. Это обман самого себя! Это актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны!». К сожалению, обмирщение монашества, прикрытие духовных изъянов чёрными ризами - серьезнейшая современная проблема Церкви, о которой постоянно говорится на собраниях духовенства наших епархий. Поэтому не следует особенно романтизировать монашество - можно и нужно, пребывая в миру, всячески помогать человеку «новому». Для этого и существуют духовные «подпорки» - соборная молитва, церковные таинства, поучения Святых Отцов, духовное наставничество. Но, монашество - путь особый, скорее исключение, чем правило. Почему большинство святых прославлено именно в лике преподобных, то есть монахов и монахинь? Причина – в человеческой слабости, ибо лишь немногие подвижники способны донести к Богу Крест отречения от ненужных и отвлекающих социальных связей, сиюминутных наслаждений, страстных желаний, денежной лихорадки и личного возвеличивания. Нынешняя жизнь требует духовной борьбы, а Царство Небесное – многих жертв. И лишь путём многих жестких ограничений, принципиально недостижимых в мирской одержимости, можно достичь тех удивительных духовных аскетических состояний, которые даруют человеку то высшее блаженство, когда в процессе правильной и интенсивной духовной жизни одухотворяется не только душа, но даже и само тело. Наставник монашества святитель Свт. Игнатий (Брянчанинов) так сказал про это: «Самые роскошные и прекрасные цветы можно вырастить только в оранжерее, но они неспособны жить в условиях полевых». Поэтому в монастырь следует уходить только в одном случае - если есть неутолимая жажда монашеской жизни. Преподобный Иоанн Лествичник пишет о трех разумных поводах к выбору монашества: это - любовь к Богу, желание Царствия Небесного и искреннее стремление покаяться. Если этого нет изначально, то всё последующее, как правило, оказывается только пародией на монашескую жизнь. По правилам монастырского устроения прежде пострига следует обязательно освободиться от всех мирских попечений, чтобы в свой душе и душах оставляемых близких и друзей воцарился мир, добрая память и прощение, чтобы впоследствии уже не было необходимости думать об их жизни, а только непрестанно молиться о всех. О детальных же особенностях монашеской жизни, полагаю, вам лучше распросить опытного монаха, игумена Александра (Пахомова), либо заглянуть в душеполезную книгу для готовящихся к монашеству "К тихому пристанищу"
 
Последнее редактирование:
Сверху