Чем принципиально отличается ислам от иудаизма?

администратор

Команда форума
Православный христианин
Предвидя реакцию мусульман на эту тему, спешу заявить, что она не носит провокационного характера. На этом форуме мы обсуждаем только теологию.

Сначала попробую изложить ответ христианина на этот вопрос. Ветхозаветная религия была дана Богом израильскому народу для подготовки его к принятию Спасителя (Богочеловека Иисуса Христа).
Господь, несомненно, предвидел, что своими силами, после грехопадения, человек спастись уже не сможет. Более того, человечество ещё даже не готово было осознать и принять спасение от Самого Бога. Ветхий Завет выполнил свою миссию, воспитав в рамках одного народа верующих в Единого Бога, благочестивых, богобоязненных, тщательно исполняющих предписанные религиозные обряды, знающих Писание людей.
Воплотившийся Бог тем не менее хотел дать людям значительно большее. Он хотел дать им возможность общения с Собой, Он хотел ответной любви, а не просто формальных обрядов. Кого более всего обличал Христос: самарян, гадаринцев, изменников-мытарей? Нет - благочестивых иудеев! Их внешнюю религиозность, чувство собственного достоинства от выполнения необходимых предписаний Закона.
Эти люди не приняли Христа, они жестоко убили Его. Но Его Божественная любовь оказалась сильнее и христианство преобразило мир, явив множество не просто внешне благочестивых, но святых людей!

Что же происходит далее.
На историческую арену выходит новая религия — ислам, которая во многом повторяет иудаизм. Факт остаётся фактом - иудаизм возвращается, происходит ревизия ветхозаветной религии! Появляется учение, которое подобно отвергшим Христа иудеям отвергает возможность Боговоплощения, возможность соединения человека с Богом, синергию, обожение.

Итак, хотелось бы узнать, чем, теперь уже по мнению мусульман, ислам принципиально отличается от иудаизма?
 
Иудаизм и ислам действительно более близки друг ко другу, чем к христианству. Иудаизм в отличии от ислама ориентирован на национальность, доступ туда очень затруднен, иудеи прозелитизмом не занимаются, ислам универсален. миссионерски активен. Иудеи не считают даже Иисуса пророком, не говоря уж о Мухаммаде. По мнению иудеев Тора вечна, мусульмане считают существующую Тору искаженной людьми, а последним Писанием Коран. Вот в общем-то и все. Остальное - по мелочи: разное кол-во ежедневных молитв и их форма, разная пища разрешенная и запретная (у иудеев намного больше пищевых запретов, хотя в общем они похожи).
 
Если интересно, вот отрывок из статьи об исламе из Еврейской электронной энциклопедии - как сами евреи смотрят на ислам:

"
Проповедь Мухаммада основывалась на его убеждении в близости страшного суда и глубокой вере в единого Бога. Взгляды пророка сформировались под влиянием непосредственных контактов с представителями двух старших монотеистических религий и, прежде всего, с евреями Аравийского полуострова. Мухаммад вначале не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии Авраама (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан, о содержании которых он имел, однако, неполное и подчас искаженное представление.

Основное положение ИСЛАМа о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране; Авраам рассматривается как основатель монотеизма и одновременно основатель Ка‘бы («Черного камня») — древнего святилища в Мекке, почитание которого восходит к доИСЛАМским временам. Себя Мухаммад рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков, оставивших людям боговдохновенные книги. К числу этих пророков он относил Адама, Ноя, Моисея, Давида, Соломона и Иисуса.

Вообще пророчество играет в ИСЛАМе значительно большую роль, чем в христианстве. Многие библейские персонажи именуются в Коране пророками, хотя в Библии они не носят этого имени. Мухаммад выступает в ИСЛАМе как последний из пророков, «печать пророков». Представление о том, что пророчество в позднейшее время прекратилось, заимствовано Мухаммадом из иудаизма (Иома 9б). Подобно иудаизму и в противоположность христианству ИСЛАМ подчеркивает совершенную трансцендентность Бога и отрицает боговоплощение. От иудаизма заимствовано также представление о том, что Бог открывается людям не только непосредственно или через пророков, но и при посредстве книги (китаб).

Первоначально Мухаммад ставил Тору выше Корана, и лишь позднее он пришел к выводу о равноценности обеих книг или даже превосходстве Корана над Торой, которая, по его мнению, в своем нынешнем виде не соответствует книге, дарованной Моисею, но является результатом позднейшей фальсификации.

Ухудшение отношения Мухаммада к иудаизму связано с крушением его надежд на то, что богатые и влиятельные евреи Медины признают его посланцем Божьим, пришествие которого обещано в Писании. С этими надеждами связывался ряд введенных Мухаммадом заимствований из еврейского ритуала: обращение в сторону Иерусалима во время молитвы (кибла), пост в десятый день первого лунного месяца (ашура), запрет употребления в пищу свинины, введенный наряду со специфическим для ИСЛАМа запретом употребления вина. Обычай обрезания, издавна практиковавшийся арабами, не носит в ИСЛАМе того исключительно религиозного значения, которое придается ему иудаизмом.

Ввиду упорной оппозиции евреев его проповеди, Мухаммад ввел ритуальные новшества, подчеркивающие отличие ИСЛАМа от иудаизма. Он предписал обращаться во время молитвы в сторону Мекки (Коран, сура 2:136–139), перенес пост на месяц рамадан, отменил большую часть еврейских пищевых запретов (см. Кашрут), сохранив лишь запрет на употребление свинины, крови, падали и мяса, предназначенного в жертву языческим богам, а также упрощенную процедуру ритуального убоя.

Он отменил обязательный субботний отдых, мотивируя это тем, что Бог не нуждался в отдыхе после сотворения мира (сура 50:37), и объявил пятницу днем молитвенного собрания, не связанным, однако, с запрещением работать. Эти отличия мусульманского ритуала от еврейского являются в то же время свидетельством связи ИСЛАМа с еврейской религией.

Наряду с еврейским религиозным законодательством, на священную книгу ИСЛАМа оказал большое влияние аггадический материал мидрашей. Для понимания многих частностей в изложении Мухаммадом библейских рассказов необходимо знакомство с Аггадой. Пророк уделяет особое внимание библейским героям, судьба которых представляется ему сходной с его собственной (Ной, Лот, Моисей). Особой любовью Мухаммада пользуется Авраам (Ибрахим) — отец Исмаила, легендарного родоначальника арабов, — первый, кто отвратился от идолопоклонства и признал истинного Бога.

Жизнь Авраама рисуется в Коране в соответствии с аггадическим преданием (Быт. Р. 38:13), слегка видоизмененным и приближенным к обстоятельствам жизни Мухаммада (см. суры 6:74–82; 21:52–69; 22:43; 39:15–23; 37:81–95; 43:25–285, и т. д.), причем неясно, кто из сыновей Авраама — Исаак или Исмаил, — должен был быть принесен в жертву (см. Акеда). Аггадические мотивы обнаруживаются в повествовании Корана о жизни Моисея, в рассказах о Соломоне и его власти над миром духов (см. суры 21:81–82; 34:11–12; 38:35–39), в подробном описании приключений пророка Ионы (Юнис).

Относясь с глубочайшим уважением к личности и учению Иисуса, Мухаммад, тем не менее, не считает его сыном Божьим и подчеркивает в позднейших сурах, что Всемилосердный (рахман) не имеет детей, но «у Него есть достойные почитания слуги» (см. сура 21:26–30).

К священным местам ИСЛАМа относятся легендарные гробницы библейских патриархов (см. Махпела пещера), а также Храмовая гора в Иерусалиме, откуда, по преданию, Мухаммад вознесся на небо.

Фундаментальное сходство ИСЛАМа с иудаизмом проявляется в свойственном обоим неразрывном переплетении религии и закона. С самого начала ИСЛАМ представлял собой синтез религии, политических норм и права, синтез, в котором религии принадлежала ведущая роль. Подобно иудаизму после разрушения Храма, ИСЛАМ в принципе не знает иерархии священников; роль профессиональных законоведов-теологов (факихов) в ИСЛАМе подобна роли раввинов в иудаизме.

Некоторую параллель христианским священникам можно усмотреть в той роли, которая приписывается в шиизме имамам (см. ниже). Унифицированная система религиозного образования, использование арабского языка как общего для всего мусульманского мира языка культа, права и науки, всеобъемлющая зависимость общественных и культурных форм от религиозных предписаний сделали ИСЛАМ основой своеобразной цивилизации, которая объединяет различные народы, исповедующие эту религию.

Подобно иудаизму, ИСЛАМ возник на основе письменного закона (Коран), развитого и дополненного позднее в системе устного закона, представленного, в первую очередь, священным преданием (сунна), которое состоит из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях основателя ИСЛАМа и его сподвижников. Наряду с Кораном и сунной, в мусульманском религиозном праве (шариат) используется в качестве основ заключение по аналогии (кияс) и установленное практикой согласие верующих (иджма).

Право самостоятельного суждения по вопросам религиозного закона, основанного на ревностном изучении его источников (джтихад), признавалось лишь за учеными первых поколений. В ортодоксальном течении ИСЛАМа (суннизм) возобладало мнение о неоспоримости суждений ранних авторитетов; в другом его течении (шиизм) право интерпретации религиозного закона предоставляется потомку Мухаммада — имаму — и от его имени — богословам-муджтахидам.

Многие еврейские поучения, афоризмы, этические предписания перешли в хадисы; вся литература хадисов так же, как и легенды о пророках, отражает знакомство с Галахой и Аггадой, как они изложены в талмудической и мидрашистской литературе. Фундаментальное сходство между иудаизмом и ИСЛАМом не всегда является отражением прямого влияния одного на другой, но часто объясняется тем, что сходная религиозно-правовая структура обеих религий предопределила подобные пути их развития в последующие столетия.

Одним из каналов, по которому осуществлялось влияние еврейской традиции на ИСЛАМ, была так называемая литература исраилият. К ней относятся: 1) рассказы, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша, используемые арабскими историками, толкователями Корана и авторами легенд о пророках для объяснения слов Мухаммада в тех случаях, когда их смысл неясен или противоречит Библии; 2) описания жизни и деятельности мусульманских мистиков, а также благочестивых людей, относимых традицией ИСЛАМа к бану Исра‘ил (`народу Израиля`).

Результатом отказа евреев признать миссию Мухаммада явились враждебные высказывания в Коране в адрес евреев (сура 5:15–16, 65–69 и другие). В качестве одного из главных антиеврейских мотивов в Коране обычно цитируется сура 2:58, где говорится о тех, кого Божий гнев покарал унижениями и нищетой за то, что они не верили Божьим знамениям и убивали безвинных пророков, были мятежны и непокорны. Эти слова, вырванные из контекста, использовались на протяжении веков для антиеврейской полемики; им придавалось вечное, неисторическое значение.

Недоброжелательное отношение к евреям нашло еще более резкое выражение в старых хадисах. Под влиянием столь авторитетных для них высказываний многие мусульмане прониклись фанатической ненавистью к евреям. Эта ненависть отразилась в легенде, запечатленной в памятниках старинной мусульманской письменности и повествующей о том, как в последний день мира правоверные будут сражаться с евреями. Тогда камни будут говорить: «За мной скрывается еврей! О, мусульманин, порази его!»

Упрочение ИСЛАМа и распространение его за пределы Аравии сопровождалось смягчением отношения к евреям. Уже Мухаммад провозгласил терпимость по отношению к «народам Писания» (ахл ал-китаб) — евреям и христианам. Евреи не рассматривались как неверные, против которых следует вести священную войну, но, вместе с христианами и другими представителями монотеистических религий, как «подопечные», «находящиеся под покровительством» (см. Зимми). Им предоставлялась свобода исповедания своей религии при условии уплаты ими особой подушной подати (джизья)"

http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11854&query=ИСЛАМ
 
Сверху