Брак

Недавно читал у кого-то из святых , такое мнение , что брак был дан человеку после грехопадения. Не было бы греха , не было бы и брака. Меня сие очень смутило... Непонятно , зачем тогда Бог создал жену Адаму?В Библии сказано , что Ева создана как помошница Адаму. Но раз так , то зачем она была сделана другого пола?... Объясните , как будет : например есть муж и жена венчаные в церковном браке. Что будет в их отношениях после Второго Пришествия Христа , будут ли они в Царствии Небесном мужем и женой? Или же упразднится понятие брака? Как будет? Объясните , пожалуйста...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Степан!

Мнение о том, что установление брака является следствием грехопадения, и что, следовательно, если бы не было греха, не было бы и брака, не соответствует истине. Напомню Вам, что совместную деятельность Адама и Евы как деятельность мужа и жены (т. е. семейную) благословил Сам Господь, причем благословил именно тогда, когда прародители пребывали невинными и жили в Раю: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). С этим установлением связывают и разность полов. Вот, например, что по настоящему поводу пишет блаженный Феодорит Кирский: «Почитаю уместным же коснуться и законов о браке и обличить дерзость осуждающих оный. И самой разности полов достаточно к указанию причины создания. Для сей цели Творец всяческих создал жену, почему и нарек ее помощницею. Ибо сказал: сотворим Адаму помощника по нему (Быт. 2:18). Не только же создал, но и сочетал ее с мужем по закону, и ныне остающемуся в силе, привел ее к мужу, Сам стал невестоводителем и другом жениховым, Сам, как бы в некий дар браку, произнес... благословение» [3, с. 71].

Однако ваше смущение: «Недавно читал у кого-то из святых, такое мнение, что брак был дан человеку после грехопадения», — понятно. Вероятно, Вы имеете в виду высказывание святителя Иоанна Златоуста, утверждавшего, что «когда сотворен был весь этот мир и устроено все необходимое для нашего наслаждения и употребления, то Бог создал человека, для которого и сотворил мир. Первозданный жил в Раю, а о браке и речи не было. Понадобился ему помощник, — и он явился; и при этом брак еще не представлялся необходимым. Его не было бы и доселе, и люди бы оставались без него, живя в Раю, как на небе, и наслажддаясь беседою с Богом» [2, т. 1, кн. 1, с. 307].
Но, должен заметить, что данное высказывание толкуют по-разному, и не всегда справедливо. На мой взгляд, в качестве наиболее точной трактовки следует выделить, ту, согласно которой святитель высказывается здесь не против брака вообще, не против брака как союза, основанного на чистой и возвышенной любви, а против брака, подразумевающего похотливое влечение плоти, греховную чувственную страсть (напомню, что и само греческое слово «γάμος» («брак») может означать не только богоугодный союз (как, например, союз между Адамом и Евой, существовавший в Раю; союз Христа и Его Церкви (нередко называемой Невестой Агнца); христианский брак; но и языческий брак-договор, да и просто половое сожительство). В частности такое понимание Святого Отца обусловливают его же словами, заключенными ниже: "...плотская похоть, зачатие, болезни чадородия и всякая вообще тленность не имели бы доступа к их душе..." [2, т. 1, кн. 1, с. 307], а также словами, содержащимися в других сочинениях.

Итак, брак был благословлен Богом в Раю, однако формат взаимоотношений первого мужа и первой жены, существовавший до грехопадения, после падения стал совершенно иным. Так, если до преступления заповеди отношения между Адамом и Евой были преисполненны любовью, характеризовались теснейшей гармонией, духовной, нравственной, интеллектуальной, эмоциональной близостью, общностью интересов и целей, отсутствием эгоизма и греховных движений, то в результате богоотступничества, напротив, в сферу жизни супругов вклинились конфликты, раздоры, чувство соперничества, душевные и телесные страсти (не относящиеся к существу благочестивого брака, семьи, а лишь вошедшие в брачную жизнь как наносной элемент; добавлю, что по мнению ряда Отцов, если бы первозданные люди не согрешили, даже и способ воспроизводства потомства был бы иным); сам же институт брака остался богоугодным.

Вы спрашиваете: «Объясните, как будет: например, есть муж и жена венчаны в церковном браке. Что будет в их отношениях после Второго Пришествия Христа, будут ли они в Царствии Небесном мужем и женой? Или же упразднится понятие брака? Как будет? Объясните, пожалуйста». Собственно, ответом на ваши слова могут служить слова Господа Иисуса Христа, озвученные Им в качестве ответа на вопрос саддукеев: «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:24-30). Правда, нередко это высказывание интерпретируется в том смысле, что брак имеет временное, земное установление и разрушается со смертью одного из супругов. Однако, это не так, и, скажем, по свидетельству Климента Александрийского, данным выражением «Господь не отвергает брака, но избавляет их (саддукеев) умы от упования, что в воскресение там будут плотские страсти» [цит. по: 1, с. 8]. Сказанное значит, что любовь, соединяющая супругов в нынешней жизни, не завершится и с физической смертью мужа или жены, а распространится в беспредельную вечность; однако форма их отношений в будущей жизни не будет включать в себя страсть...

Благодарю за вопрос!

1.Мейендорф И., прот. Брак в Православии. Клин. Изд. Фонда «Христианская жизнь», 2000.
2.Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. М.: Изд. Православаная книга, 1991.
3.Блаженный Феодорит Кирский. Творения. М.: Изд. Паломник, 2003.
 
Сверху