о.Сергий, может вы знаете где найти информацию о Благоразумном разбойнике, хотя бы узнать как его имя...?
Наиболее подробно богословская тема о благочестивом разбойнике была рассмотрена свт.Иоанном Златоустом в его беседе
«О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов».
Евангелия не сообщают нам никаких подробностей о разбойниках, зато не вошедшая в библейский канон апокрифическая литература содержит обширный набор преданий.
Так арабское
«Евангелие детства Спасителя» (VI век) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное». Так что арабы называют Благоразумного разбойника
Тит.
Апокриф
«Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария — она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью. Интерпретацией апокрифа является
предание о Таинственной капле, которое рассказывает, что, когда Святое Семейство было захвачено разбойниками в плен, то Мария, увидав умирающего младенца на руках у жены разбойника, взяла его, и когда лишь капля её молока коснулась его губ, он выздоровел. «Слово о крестном древе» не сообщает имён этих разбойников, в отличие от
«Евангелия от Никодима», которое называет их
Дижман — благоразумный разбойник, и Геста — хуливший Христа. Обычно так их называют в католической традиции. Святой
Дисмас у католиков считается покровителем заключённых. В честь него даже назван город в Калифорнии — Сан-Димас.
В греческих источниках встречаются имена разбойников
Дима-галилеянин и Фесда-иерихонец. В славянском изложении их имена завучат по-разному:
Дизмас и Гевьста («
Слово о страданиях и крестной смерти Христа» по рукописям XVI—XVII веков),
Араг и Геста (по новгородской рукописи XVI века). А в православной иконописи чаще всего встречается имя Благоразумного разбоника
Рах. Ученые не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Предполагают эволюцию имени
Варвар—Варах—Рах. Иконы страстей Господних иногда подписаны
Дижмон и Эста...